Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Маркисты не марксисты. Какой получилась выставка пейзажей самого красивого города мира «Непарадный Ленинград»

Оглавление
Прошкин В. Н. Набережная Мойки. 1947
Прошкин В. Н. Набережная Мойки. 1947

Если вдруг летом вас занесет на Английскую набережную в Петербурге, не поленитесь зайти в Особняк Румянцева на выставку «Непарадный Ленинград», которую продлили до конца августа. Несколько залов отданы под городские пейзажи, написанные людьми из объединения «Круг художников» (самые известные имена — Ведерников, Почтенный, Русаков и др.), явно вдохновленными творчеством импрессионистов и фовистов, в частности Альбера Марке, посетившего СССР в 1934 году. Временной диапазон — как раз 1930-40-е и немного 1950-х.

(Еще, правда, заявлена графика — акварели, гуаши, гравюры, литографии, — и я шла по большей части ради них, но не застала, потому что их уже спрятали.)

-2

Окно в Париж. Парадный «Непарадный Ленинград» во французском стиле

Как снимали «Окно в Париж» и «Матильду»?
Киноа: кино + архитектура20 ноября 2019

На выставке представлены виды Ленинграда глазами самых разных, часто очень хороших советских художников. Причем Ленинграда все-таки парадного: название «Непарадный Ленинград» крайне неудачное, правильнее было бы назвать «Сталинский Ленинград» — тогда бы и посетителей было побольше, учитывая популярность темы, да и многие здания на полотнах относятся именно к периоду активного строительства и важных городских трансформаций сталинской эпохи.

Прошкин А. Н. Памятник С. М. Кирову. 1930-е
Прошкин А. Н. Памятник С. М. Кирову. 1930-е

В общем-то все эти однотипные, скучные и достаточно небрежные пейзажи одного из самых красивых городов мира говорят только об одном: насколько подражание и желание следовать какому-то стилю или самой передовой моде убивает и мастерство, и искусство. Впечатление от этих нескольких залов примерно такое же, как от Музея Оранжери в Париже с бесконечными замыленными кувшинками Моне, запечатленными в разное время суток. Кажется, советские художники (точно так же, как и Моне когда-то) просто делали рядовые наброски, эскизы, готовились к чему-то большему или рисовали для себя, фиксируя окружающую действительность, без малейшей претензии на место на стене в музее.

Клод Моне. Цикл «Кувшинки» в Музее Оранжери
Клод Моне. Цикл «Кувшинки» в Музее Оранжери

Если уж и проводить параллель с импрессионистами, любопытно, что выставленные работы настолько похожи меж собой, что возникает ощущение, что здесь висят картины не 22, а всего двух-трех художников. Говорить о чьей-то уникальной манере письма или живописном стиле в этом случае не приходится. Более того, даже сложно привести в качестве примера ни одной «картинки на память».

То есть как первое знакомство с ленинградской школой того периода выставка скорее не подходит. Разве что любопытно было увидеть архитектурные зарисовки Владимира Гринберга, хотя и его творческая биография этими пейзажами не ограничивается (впрочем, выставка Гринберга закончилась в Музее Матюшина совсем недавно, так что это уже повторение пройденного).

Гринберг В. А. Дом политкаторжан. 1934
Гринберг В. А. Дом политкаторжан. 1934
Гринберг В. А. Фабрика-кухня. 1934
Гринберг В. А. Фабрика-кухня. 1934

Угадайка для урбанистов. Настроение: фурацилиновая меланхолия

А вот как материал для сопоставления и изучения «Непарадный Ленинград» очень интересен. Например, знатоки Петербурга могут бродить по залам и не читая таблички узнавать любимые или знакомые места: а вы попробуйте угадать, от какого собора этот шпиль, если весь пейзаж серый, дождливый, по-детски замазанный краской, как у какого-нибудь ученика художки.

Еще вариант — угадывать, с какой картины из собрания Пушкинского музея или Эрмитажа это срисовано: вот это паруса и лодки Дерена, тут сине-заленый Сезанн, здесь урбанистический Писсаро, а там вообще недвусмысленно проглядывают Явленский с Веревкиной. И я совсем не хочу сказать, что все работы, представленные на выставке, вторичны, но они, мягко говоря, совсем не оригинальны. Да и ленинградская зима — что в начале 30-х, что в блокаду, что после — еще никогда не выглядела настолько однотипной, изображенная в одной и той же унылой палитре одними и теми же безалаберными линиями.

Пакулин В. В. Невский проспект (Напротив Казанского собора). 1942
Пакулин В. В. Невский проспект (Напротив Казанского собора). 1942

Эта выставка сначала побывала в нескольких крупных городах — Екатеринбурге, Челябинске и Казани, — и только сейчас ее показывают петербуржцам. Зрители, конечно, в восторге. Даже немногочисленные посетители Румянцевского особняка завороженно всматриваются в каждую работу и долго стоят возле каждого экспоната, чем напоминают привидения среди полупустых залов с сонной смотрительницей и неизбывной фурацилиновой меланхолией вокруг: этот особенный желто-зеленый оттенок ленинградские художники подсмотрели у Сены Альбера Марке и окрасили родную Неву, Мойку, каналы, а заодно и все остальное в тот же цвет.

Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910
Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910

Очевидно некоторые зрители отчаянно пытаются найти и увидеть среди этого какую-то отечественную школу импрессионизма или какого угодно еще -изма, только бы это противоречило эстетике соцреализма, трижды проклятого и заплеванного в последние годы, но от этого не уступающего своего места в истории искусства. Увы, условные отечественные «маркисты» никакой особенной «школы» из себя не представляют, и если рассматривать только выставленные пейзажи, то следующим шагом в развитии петербургско-ленинградской темы будет разве что алко-объединение художников арефьевского круга. Дальше — уже только Борей и Пушкинская 10.

С одной стороны, очень правильно, что такая выставка проходит именно в историческом, а не в художественном музее, потому что представленные пейзажи — это скорее вспомогательный и дополнительный, а не основной ресурс для изучения истории художественных течений эпохи.

С другой стороны, для понимания самой эпохи или хотя бы отдельного исторического этапа в развитии города они дают крайне мало. Однако это показательная выставка, и она точно понравится тем, кто обычно часами простаивает в Эрмитаже перед парижскими пейзажами Альбера Марке, морскими видами Андре Дерена и т. п.

Так что раз уж я коснулась нейминга, если кураторы испугались «Сталинского Ленинграда», то вполне могли бы назвать свой проект «Ленинградским окном в Париж», получилось бы даже немного киношно.

Александр Ведерников. Первый снег. 1947
Александр Ведерников. Первый снег. 1947

Расскажите, может быть, кто-то из вас уже ходил на выставку в Петербурге или застал ее в своем городе? Какие впечатления?