Найти тему

«Я – певица Мария Биешу. Этим и интересна людям»

3 августа - день рождения Марии Биешу.

Памяти великой молдавской певицы посвящается...

(Архивное интервью, фрагменты)

Если вдуматься, во всей многовековой истории маленькой страны под названием Молдавия (когда-то Бессарабия) не было женщины, столь широко и блистательно восславившей ее имя в мире, как Мария Биешу.

Ретроспективное интервью с «бриллиантовым голосом», как ее окрестили в мире, с легендой советского и постсоветского оперного искусства – Марией Биешу мы предлагаем сегодня нашему читателю.

Корр. – Мария Лукьяновна, вы стали первой Чио-Чио-сан мира на первом конкурсе в Японии. В прошлом году вместо традиционного осеннего праздника оперного и балетного искусства - фестиваля «Приглашает Мария Биешу» Вы провели в Кишиневе Международный музыкальный конкурс «Мадам Баттерфляй».

Известно, что на кишиневский конкурс из Японии было привезено кимоно Миуры Тамаки, в котором она исполняла партию Чио-Чио-Сан. Вы должны были надеть его на победительницу конкурса. Увы, высшей награды на этот раз не удостоилась ни одна участница. Но, все-таки, любопытно: это традиция фестиваля или разовая акция доброй воли его прежних хозяев?

М.Б. – Традиция и у нее интересная история. В 1967 году, на последнем третьем туре оставшиеся восемь конкурсанток должны были, по условиям конкурса, петь с оркестром и в кимоно. Накануне к нам в гостиницу пришла Набуе Кобаяши, принесла восемь кимоно и кинула их на кровать. Все бросились выбирать. А англичанка в запале даже оттолкнула меня, на что я очень обиделась и отошла в сторонку. Ну, что я буду толкаться, как торговка на привозе? Когда все разобрали кимоно (а они были очень красивые, яркие) оказалось, что осталось самое незавидное – какое-то блеклое и явно не новое. Набуе, наблюдая за происходящим, как-то странно хихикала в углу. Затем посмотрела на меня и, кивнув в сторону кровати, сказала: «Мария, дозу, дозу!.. (пожалуйста)». Я взяла оставшееся кимоно и подумала про себя: «Ладно. Главное – спеть хорошо». По окончании конкурса, когда стали объявлять результаты решения жюри, дипломантов и лауреатов вызывали с конца. Начали с восьмого места, дошли до третьей премии – она досталась той самой ловкой англичанке. Вторая премия досталась Ламаре Чкония (Грузия). А меня так и не называют. Идет долгая пауза. Я сижу и думаю: «Ничего себе, мне это кимоно сделало…». Ведь первую премию могли никому и не присудить. И вдруг объявляют… Что там началось!… А Набуе Кобаяши опять хихикает и говорит: «Мария-сан, ты пела в кимоно самой Миуры Тамаки! Я нашла только семь новых кимоно и одного не хватало. Пришлось взять из музея». И я опять подумала: «Ничего себе, мне это кимоно сделало…». Наверное, в нем сохранился дух певицы, он и помог мне победить.

Корр. – Возможно, но, насколько я помню из прессы, вы – единственная, кто своим проникновенным исполнением заставил даже членов жюри расплакаться во время конкурса. Уникальный случай, согласитесь! А кимоно вам не подарили на память?

М.Б. – Нет, это то самое кимоно, которое с тех пор традиционно одевают во время торжественной церемонии вручения премий на обладательницу главного приза.

Корр. – Этот конкурс сыграл тогда в вашей жизни поворотную роль. Наутро вы проснулись знаменитой?

М.Б. – Нет. Тоже интересная история… Из Японии я прилетела в Москву. В три часа ночи раздается стук в моем гостиничном номере. Оказалось – московский корреспондент, аккредитованный в Молдове. Я – никакая… Сказались разница во времени, усталость после конкурса и перелета… В общем, еле-еле я что-то говорила и… заснула. Он, вроде, что-то написал, но в Кишинев эту информацию не успел передать. Во время перелета из Москвы в Кишинев, в самолете рядом со мной оказались дети из Ташкента. Их отправили на отдых и реабилитацию здоровья в Молдавию после знаменитого землетрясения. Стюардессы меня узнали и стали вовсю расспрашивать о конкурсе, о Японии… Когда мы приземлились в кишиневском аэропорту, к самолету подбежала большая толпа встречающих. На взлетной полосе играл духовой оркестр. Увидев это, стюардессы кинулись радостно ко мне: «Ой, Мария Лукьяновна, вас встречают!». Я выхожу из самолета, улыбаюсь, счастливая спускаюсь по трапу, мне навстречу бегут люди с цветами и … пробегают мимо! Оказалось, встречали детей из Ташкента. Меня же никто здесь не ждал и не встречал. Взяли такси и поехали домой. Как-то странно все это было, словно никого не интересовала моя победа на международном конкурсе. Потом, когда меня вызвали в Минск, где я впервые после конкурса выступала на публике, (пела в спектакле «Мадам Баттерфляй» и дала сольный концерт в филармонии) – успех был ошеломляющий! Белоруссия - первая страна, которая меня так потрясающе принимала после победы на конкурсе в Японии.

Корр. – Странно, но ведь к тому времени вы уже были лауреатом одного из самых престижных в мире музыкальных форумов – конкурса имени П.И. Чайковского, вы уже прошли стажировку в Ла Скала…Кстати, предложение из Метрополитен-опера вы тогда уже тоже получили?

М.Б. – Позже. Как раз председателем жюри в Японии был художественный руководитель Метрополитен-опера – Роберт Херман. Вместе с Набуе Кобаяши они, уже после конкурса, устроили мне одноразовое выступление в «Метрополитен» в спектакле «Паяцы». В результате тамошние газеты тогда писали: «Такая певица была бы украшением Метрополитен-опера». Вот после этого Роберт Херман предложил мне контракт на год, который предусматривал мое участие в большом количестве самых разных оперных спектаклей. Но я отказалась.

Корр. - А в биографическом справочнике «Знаменитые женщины мира» приводятся воспоминая Ирины Архиповой несколько по иному толкующие ситуацию с Метрополитен: «В конце 60-х Маша получила приглашение на два сезона в нью-йоркскую «Метрополитен-опера» – там искали замену Ренате Тебальди, которая заканчивала карьеру. После Недды в «Паяцах» Маше предложили еще восемь партий – одна лучше другой. Но... Фурцева не выпустила Биешу из СССР...»

Сегодня вы жалеете об упущенных возможностях петь на самой вершине мирового оперного Олимпа - солировать в «Ла Скала», в Большом театре, «Метрополитен-опера» и т.д. подробный список, наверное, здесь не уместится?

М.Б. – … Не знаю… В том, что я не подписала контракт с Метрополитен-опера особой вины Фурцевой нет. Если бы я решилась тогда на это – никакая Фурцева бы меня не остановила. Но я сомневалась сама. С одной стороны мне этого очень хотелось. Но на протяжении предыдущего десятилетия подобного прецедента не было. Недаром та же Фурцева отметила после моего успеха на сцене Метрополитен: «Маша, ты заново открыла путь советскому оперному вокальному искусству на мировую сцену». (После этого Большой театр впервые поехал на гастроли в Метрополитен). С другой - это было чревато самыми страшными последствиями, вплоть до отлучения от родного дома. А я не представляла себе жизни без моей родины, без любимой мамы…

Я не знаю, какой жизненный путь правильней и часто задаю себе вопрос: «Что для женщины по Божьему разумению важнее – быть матерью, женой или посвятить себя реализации тех природных талантов, что заложены в ней Господом Богом? У кого-то, может, и получилось совместить и то, и другое. У меня – нет. Наверное, только на Страшном суде я узнаю, правильно ли я прожила свою жизнь.

Корр. – По этому поводу очень точную мысль высказал в своих мемуарах («Любовь моя - мелодия») Муслим Магомаев:

«Мария Биешу поет до сих пор, чему я очень рад: певцы, отмеченные Богом, обязаны трудиться до тех пор, пока звучит их голос...»

Кстати, вы читали, что пишет о вас Магомаев?

М.Б. – Нет. Ой, Боже, как интересно! Обязательно найду эту книгу.

Лирическое отступление:

Цитата из книги Муслима Магомаева «Любовь моя - мелодия»:

«Когда услышал ее голос - замер от восторга! Удивительное сопрано! У ее великой тезки Марии Каллас не было такого объемного, полнозвучного голоса. (…)

У Биешу - истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу ее вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».

М.Б. –Магомаев с Атлантовым уже стажировались в Милане на момент нашего прибытия туда (вместе со мной приехали Норейка, Соткилава, Имиджанова…) У их группы к тому времени в Италии появилось очень много друзей. Когда они закончили стажировку и уехали домой, их друзья перешли к нам как бы по наследству. Они часто приглашали нас к себе на виллы, мы много и шумно общались… Они старались сделать все, чтобы мы не чувствовали себя вдали от родины одиноко. Когда у нас были каникулы, мы, по предложению итальянских друзей, остались в Италии. Они возили нас в Сорренто, Неаполь, к гроту Марии Каллас, в общем, все было просто как в сказке!

Корр. – Когда встречаетесь, вспоминаете обо этом?

М.Б. – Конечно! Мы же были молоды и счастливы. Я к тому времени уже была замужем, и, конечно, скучала о доме и молодом красавце-супруге. Это служило поводом для постоянных шуток и подколов. Помню, Соткилава, тыча пальцем в небо, кричал «Маша, Маша, смотри, самолет летит! В Союз летит. Давай, прыгай, хватайся за крылья и лети к своему Аркашке!»…

Корр. – У вас, наверное, были разные педагоги, ведь, одно дело сопрано, другое – тенор?..

М.Б. – Тоже интересная история… После прослушивания руководитель группы Барра – ведущий педагог из Ла Скала, стал распределять нас по учителям. Всем назначили наставников, только мне – нет. «А ты будешь разучивать оперный репертуар с маэстро Энрико Пьяцца (бывший главный концертмейстер оркестра у Тосканини)», - сказал мне Барра. Все ходили на занятия по бельканто, а я – разучивала партии с Пьяццой. Когда, прервав стажировку, я приняла участие в конкурсе Чайковского, вернувшись, обратилась к Барра с просьбой: «Маэстро, я тоже хочу узнать тайны бельканто». На что он мне предложил прийти к нему на урок. Я пришла. Он со мной немного позанимался. У меня были густые, глубокие низы. Он поднял мне голос на самый верх. Но, когда я запела, голос зазвучал ужасно. «Вот видишь, - сказал мне Барра, - я делаю, создаю голоса. А у тебя голос природой уже создан. Так что иди, изучай репертуар».

Корр. – Недавно закончился 16-й по счету Международный фестиваль оперы и балета «Приглашает Мария Биешу». На этот раз он собрал на одной сцене замечательных исполнителей и музыкантов из России, Румынии, Италии, Турции, Украины, Монголии, Соединенных Штатов Америки, Словакии, Кореи, Австрии и, конечно, Молдавии. Вы не раз говорили о том, что главная задача фестиваля – не только поднять престиж Молдавии в глазах мировой общественности, но, прежде всего – восстановить утерянные после распада СССР культурные связи. Насколько Ваш замысел реализовался?

М.Б. – Мы открывали наш фестиваль в Кишиневе в очень смутное время. В Молдавии, тогда только обретшей свою независимость было очень неспокойно: война в Приднестровье, массовые манифестации в столице. Но как правило, отмитинговав и накричавшись, люди приходили в театральный зал и превращались в зрителей. Они приобщались здесь к искусству, к его целительному источнику. Души их умиротворялись.

Я бесконечно благодарна всем своим коллегам и друзьям из республик бывшего Союза за ту поддержку, которую они оказали тогда, в самом начале жизни фестиваля. Благодаря им, их самоотверженной преданности искусству, мой замысел реализовался в полной мере. Не секрет ведь, что многие годы ведущие артисты с мировым именем выступали на кишиневской сцене в рамках фестиваля за символическую плату. У нас не было возможности оплатить привычные и достойные им гонорары. Но, как и подобает друзьям, они всегда с готовностью отзывались на мои приглашения. Низкий им поклон. Приезжали и многие мои знакомые из стран дальнего зарубежья, с которыми меня сводила и сводит творческая судьба. А с великой российской певицей Ириной Архиповой мы много лет фактически вдвоем вели фестиваль. Она для меня - святая.

Корр. – Широко известно ее высказывание по поводу масштабности Вашего таланта и заслуг перед отечеством: «Мария Биешу – это национальный проект». Ежегодное участие в вашем фестивале вчерашних лауреатов таких престижных конкурсов, как имени Чайковского, Глинки, Свиридова – плод Вашего многолетнего сотрудничества. Дружба двух таких величин невозможна без взаимообогащения…

М.Б. – Несомненно, мы многое заимствуем друг у друга. Так, сначала родился фестиваль «Приглашает Мария Биешу», а через какое-то время возник его российский аналог «Ирина Архипова представляет». Благодаря участию в качестве члена жюри в работе престижных российских фестивалей я могу прослушивать, а затем и приглашать на свой фестиваль лауреатов. Если же говорить о том, кто дает этим молодым талантливым людям путевку в жизнь, то здесь переоценить роль Ирины Константиновны просто невозможно. По всем городам и весям собирала она по крупицам то, что впоследствии составило и еще составит музыкальную славу России, да и не только ее.

Корр. – Найти талант, взрастить его – это Божий дар. Ваш дар –« бриллиантовый», как его часто называют, голос. Вы – единственная женщина Молдавии, чье имя знают и помнят не только на постсоветском пространстве, но и в самых отдаленных уголках планеты. Что для Вас слава – гордость, бремя или движитель к новым творческим победам?

М.Б. – К славе, как и к многим другим напастям со временем привыкаешь. Главное – помнить, что стоит за ней. А за ней – колоссальный труд плюс никакой личной жизни. Чего стоят одни только разучивания партий. Во всем мире оперные произведения звучат на языке оригинала. Поэтому Бизе приходится петь на французском, Моцарта – на немецком, Верди и Пуччини – на итальянском, ну, и разумеется, Чайковского и Рахманинова – на русском. Оперный певец – актер. Вышел на подмостки – забудь про все невзгоды, утраты, про боль. Небеса могут упасть, а ты все равно должен петь, «жить в образе».

Но есть и другая сторона успеха. Популярность и известность – превосходные творческие стимуляторы. Когда тебя знают, любят, ждут от тебя чего-то нового – получаешь не только мощный эмоциональный заряд, но и возможность более полно раскрыть свой потенциал, свои возможности.

Что касается гордости – я воспитана была по-деревенски: женщина должна вести себя скромно и строго. А еще – если уж на твою долю выпал Божий Дар – ответственность за него ты несешь всю жизнь. Ты обязан его отработать. Вот я и вкалывала всю жизнь. Учила новые партии, концертные программы, разъезжала с гастролями по всему миру. Затем ко всему этому прибавились депутатские обязанности, потом проблемы, связанные с работой в Союзе музыкальных деятелей, с организацией ежегодного фестиваля оперного и балетного искусства.

Корр. – А как же личная жизнь, куда вмещается она?

М.Б. – Разве у меня было когда-нибудь время на нее? Тот груз ответственности, который лег на меня, когда я стала первой Мадам Баттерфляй мира, напрочь перечеркнул какие-либо перспективы устроить свою личную жизнь. Я была слишком молода, а творческая планка изначально слишком высока, для того, чтобы думать о чем-либо, кроме вокала. А вокал - вещь беспощадная и строго ограничивающая во всем. В еде, в любви, даже в простом общении – много говорить нельзя, сядет голос, появится хрипота. Такова специфика моей профессии – здесь не может быть не то чтоб излишеств, здесь даже нормальные человеческие радости подчас не допустимы. В противном случае, можно сорвать или вовсе потерять голос. Этого я себе позволить не могла.

Корр. – Ваше имя вот уже более сорока с лишним лет у всех на слуху, но никогда его не было на устах любителей «жареного» или «клубнички». Уникальная ситуация на сегодняшний день: столько лет блистать на сцене, не сходить с газетных страниц – и никаких подробностей, а уж тем более, скандальных историй. Однако, неоспорим тот факт, что людям всегда интересно узнать, как живут их кумиры – «небожители» вне сцены, как совмещают они повседневность с «души прекрасными порывами», каков их быт, их семья, друзья и прочее, и прочее…

М.Б. – Да, у меня есть семья, есть близкие, родные люди. У меня есть друзья, есть добрые приятели, знакомые, но это – моя жизнь за кулисами сцены и говорить о ней я не считаю нужным. Я – певица Мария Биешу. И, если интересна людям, то исключительно в этом качестве.

Ольга Ляхова, интервью 2008 года.

«Пришелец» - как индульгенция еврейского народа
Gagauznews — Новости Гагаузии19 июня 2022

🤚 Gagauznews в Cети. Подписывайтесь на нас:

📌 Телеграм: t.me/...smd

📌 Facebook: www.facebook.com/....md

📌 Яндекс-Дзен: zen.yandex.ru/...ews

📌 Инстаграм: www.instagram.com/...ews (https:/...s/)

📌 Youtube youtube.com/...sha

📌 ТикТок: tiktok.com/...ews

📌 Одноклассники: ok.ru/...141

📌 ВKонтакте: vk.com/...ews

📌Telegram (https:/...md)

📌Твиттер: twitter.com/...ews

Oфициальный канал интернет-портала: gagauznews.md