Причём тут макароны?
Вообще не причём, название происходит от греческих «блаженных островов» (μακάρων νῆσοι, makárōn nêsoi). По-португальски — Macaronésia, по-стандартному — Macaronesia.
«Эй, брат, ты меня не путай, всякие ваши «незии» находятся где-то в Океании. Откуда такой зверь взялся?» — спросит меня читатель.
И будет прав, большинство островных регионов находятся именно в необузданной Океании, Макаронезия — сравнительно недавний неологизм, введённый в оборот, по большей части, ради научных целей (ведущая роль термина — выделение отдельного биогеографического региона).
Ну и где эти ваши блаженные макароны?
Строго говоря автор считает это отдельным островным регионом, расположенным на западном отшибе Старого Света.
Физиографически Макаронезия скорее тяготеет к Африке, социо- и культурографически — к Европе, но и тут есть свою нюансы…
Макаронезия – бешбармак!
Именно так! Бешбармак (кто не знал это такое блюдо) в переводе с киргизского языка означает «пять пальцев», «пятерня». Вот и наша незия состоит из 5 островных групп:
• Азорские острова (автономия в составе Португалии)
• острова Мадейра (автономия в составе Португалии)
• острова Селваженш (часть автономного региона Мадейры)
• Канарские острова (автономия в составе Испании)
• острова Зелёного мыса (целиком входят в состав независимого государства Кабо-Верде)
Если посмотреть на флаги образований в Макаронезии, то даже прослеживается наличие общей цветовой гаммы:
От геологии до… (продолжите сами)
Дети огня и моря
Не трудно догадаться, что острова посреди океана, но при этом в каких-то направлениях представляемые вытянутыми дугами, да ещё и перпендикулярными континентальным массивам, имеют вулканическое происхождение и являются детищами атлантического Пеле (для справки: бог вулканов в гавайской мифологии), то есть результатом мантийного плюма (читай: факела) и его поверхностной составляющей — горячих точек (от англ. hot-spot — горячее пятно) согласно теории Тузо Вилсона (1963 г.). Ну или результат дегазации груши… кому как…
Все наши братцы-кролики расположены на Африканской плите, с одной оговорочкой в виде Азорских островов, которые геологически и фактически лежат по обе стороны Срединно-Атлантического хребта. Азоры таким образом лежат на стыке Евразийской, Африканской и Северо-Американской плит, что в какой-то степени даёт право Португалии претендовал на трансконтинентальный статус. (вот такая вот финтифлюша)
Небесная канцелярия
Макаронезия протяжённа и имеет широкий спектр климатических условий на своей хоратории (пусть будет как нечто общее для территории и акватории):
• на Азорах и Мадейре климат сменяется от умеренного морского, средиземноморского к субтропическому
• на более южных Канарах и Селваженше климат средиземноморский и субтропический
замечание: в геологически более старых частях региона есть тенденция аридизации климата, в частности на Канарах и Мадейре
• ну и на островах Зелёного мыса преобладает тропический климат
Для некоторых островов отчётливо виден эффект дождевой тени, но сути дела не меняет и климат в целом соответствует величанию островов как Блаженных.
Екология
Особенностью Макаронезии являются лавровые леса, часто также называемые лауросильвой. Это «облачные» горные леса с преобладаем скорее реликтовых лавровых.
Когда-то именно такими лесами было покрыто всё Средиземноморье, в свои более влажные годы, но часики протикали, а в Макаронезии только начинают притикивать. Ведь, если сопоставить простые факты, то в нашей незии не было ни существенного похолодания, ни ледниковых эпох, ни других прелестей континентальности.
Неплохой такой рефугиум древностей.
Как раз такой пейзаж (ланьчапт, называйте как хотите) и позволял выделить острова в отдельный экорегион (биорегион в разных интерпретациях).
В отнесении к отдельному царству есть небольшая путаница:
По данным классическим биогеографическим исследованиям и Европейского агентства по окружающей среде в Макаронезийский биорегион выделяются только 4 «пальца» (без островов Зелёного мыса) и относят к Палеарктическому царству, в то время как острова Зелёного мыса — к Афротропическому.
А вот Всемирная географическая схема для регистрации распространения растений помещает всю Макаронезию в Африканский ботанический континент.
В общем, решайте сами, но что Макаронезия это удивительное место, надеюсь, уже поняли.
История
Скажу сразу: никто не знает не знает точно и слабо понимает в целом как эти острова осваивались.
Классический заход в повествовании истории Макаронезии это миф о Блаженных островах или островах блаженных, по-гречески Νήσοι των Μακάρων или Μακάρων Νῆσοι. Это острова где-то далеко и где-то посреди океана, может даже за гранью этого мира, но Ойкумены точно.
Часто такие места ассоциировали с Раем, так как он также недосягаем и где-то далеко. В целом миф об островах блаженных лёг в основу европейских идей об утопии.
Даже чётко связать его с каким-то народом трудно: аналогичные мотивы были и у шумеров (попсовый Дильмун), и у греков (ещё более попсовый Элизиум), и у кельтов (Авалон), и у русских (остров Буян, да-да), у японцев, кстати, миф весьма схож с новгородским, без всяких там географических привязок. Конечно же и у китайцев был свой Буян, аж три — Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, а также у многих других народов.
Всё бы тут хорошо, но нет конкретики. По описаниям больше смахивает на нашу самую Макаронезию и Фареры (в частности по описанию Гомера, который в дальнейшем перерос в самостоятельный миф о Туле). Другие варианты: Мальта и даже остров Змеиный…
Возвращаясь к нашим макаронам
Плутарх рассказывает об Блаженных островах в биографии Сертория, говоря, что их всего два, «они отстоят на 10 000 стадий от Африки и народ живёт там собиранием плодов». Уже что-то.
Клавдий Птолемей в «Руководстве по географии» указывает точные координаты Островов блаженных: от 10°30′ до 16° северной широты.
Аль-Хорезми в книге «Китаб сурат ал-ард» приводит данные о 13 островах, шести из которых даёт названия и приводит их местоположение: от 3° з.д. и 7°30′ с. ш. до 8°20′ з.д. и 16°20′ с. ш.
Арабский географ ал-Баттани (IX — X в. э.) сообщает, что в Западном океане расположены шесть обитаемых Вечных островов.
Ал-Идриси в своём главном труде «Развлечение истомленного в странствии по областям» также дважды упоминает о «шести островах… которые называются Вечными. Птолемей помещает там первый меридиан и от этих островов начинает отсчёт долгот и широт стран».
По мнению исследователей текстов Ал-Идриси, упомянутые в его работе шесть островов, скорее всего, относятся к Канарскому архипелагу, а названные им острова «Масфахан» и «Лагус» соответствуют островам Тенерифе и Гран-Канария.
Более подробное описание было дано только к 14 веку в атласе Корбитиса, предварительно на основе более ранних трактатов, в том числе арабских.
Из примечательного здесь под названием Бразилии (привет одной латиноамериканистке!) обозначен остров Терсейра (то есть третий, что считаю невообразимо скучным названием). И вот уже это пересекается с ирландским мифом о существовании острова Бразил (Хай-Бразил, или О’Бразил) — опять же мифической земли в Атлантическом океане, которая видимо не такая уж и мифическая.
Позднее Макаронезия исследовалась преимущественно иберийскими мореплавателями по уже накатанному дугообразному маршруту, известному как вольта-ду-мар, обусловленный использованием постоянно дующих ветров Северо-Атлантического течения.
Причём использование этого географического мема было настолько эпохальным, что именно понимание ветров в Макаронезии в эпоху парусного судоходства имело решающее значение для успеха будущих колониальных гегемонов, так как до этого европейские морские империи понятия не имели о природе пассатов.
Канары. Причём тут канарейки?
До прихода на острова европейцев они были заселены племенами гуанчей, правда не очень понятно когда на них появились сами гуанчи. На каждом острове жили свои племена, со своим названием и вероятно языком, а «гуанчи» относилось только к жителям Тенерифе, которое позже стало употребляться как общее название.
Их развитие было на уровне каменного века, они занимались скотоводством и примитивным земледелием. В качестве одежды использовались шкуры зверей. Но при этом умели мумифицировать своих вождей, которых называли «менсеями» (на Тенерифе), соответственно их вождества сейчас принято называть менсеятами.
Некоторые исследователи считают, что гуанчи (совокупное название жителей Канар) и оставили после себя пирамиды Гуимар — удивительный памятник архитектуры. Но верится с трудом, если честно.
Первые упоминания островов следует относить к экспедициям капитана Ганнона Мореплавателя (финик. 𐤇Ъ𐤍Ъ𐤀Ъ, ḥnʾ, др.-греч. ἌννωνЪ) , суффета (а-ля консул) Карфагена V века до н. э. После него финикийцы плавали на так называемые Пурпурные острова у Плиния Старшего, которые также ассоциировали с греческими островами Гесперид (или атлантов кста…). Собственно, краситель на островах добывался из лишайника, дающим специфический окрас.
По косвенным данным известно, что позже велась торговля и в римские времена, так как была найдена римская амфора, а позже и отдельное поселение Эль-Бебедеро на Лансароте.
На рубеже тысячелетий, согласно Плинию Старшего, на острова отправляется мавританская экспедиция царя Юбы II, которая не обнаруживает местных жителей, зато находит руины древних сооружений. Удивительно, не правда ли?
После чего достоверные источники обрываются аж до 12 века, до встречи гуанчей с европейскими и арабскими торговцами. Именно торговцами! На острова плавали купцы Майорки, Генуи и Португалии. Этот период довольно длительной вестернизации (включая в первую очередь миссионерскую деятельность, пиратство) предшествовал официальной колонизации архипелага средневековыми державами.
Сейчас нет достоверной и полностью проверенной теории о том, кто же были канарские аборигены. Правда, исследовали сходятся, что вероятно встреченные аборигены это потомки поздней миграции. Есть ряд теорий:
• пуническо-финикийское происхождение (согласно исследованиям Университета Ла-Лагуны на Тенерифе)
• греческо-римское заселение от профессора Д. Хуана Альвареса Дельгадо
• нумидийское происхождение (потомки рабов), что в целом объясняет неумении навигации встреченных гуанчей и частично объясняет их антропологическое строение
Говоря кстати об антропологии, то гуанчи принадлежали по всей видимости отдельной расе мехтоидов (фр. Mechtoides), или афалу-мехтоидной расе, расе Мехта-Афалу, эпипалеолитической, иберо-мавританской (англ. Mechta-Afalou). Имели длинное (1,8-2 м) и худощавое строение, светлые волосы (чистым гуанчским считается рыжий цвет), что сближает гуанчей с берберами, особенно древними, с которыми также имеется некоторое языковое сходство.
Первые достоверные записи о гуанчах были сделаны в 1150 году арабским географом Ал-Идриси в книге «Нузхат ал-муштак», написанной им для короля Сицилии Рожера II. В ней Идриси сообщает о плавании, совершённом арабскими мореходами из Лиссабона, для исследования островов к юго-западу от Пиренейского полуострова.
Согласно ему, арабы после довольно продолжительного плавания достигли некоего необитаемого острова, где они обнаружили «огромное количество овец, чьё мясо было жёстким и несъедобным», и затем «продолжили свой путь на юг, где вскоре они набрели на ещё один остров, который сперва им показался также необитаемым, однако на нём были обнаружены культивируемые поля». Приблизившись к острову, мореходы оказались со всех сторон окружены людьми на барках, которые доставили их на берег, «в деревню, чьи жители в немалом количестве были светловолосы, с длинными льняными волосами, и женщинами редкой красоты». Один из жителей знал арабский язык и спросил, откуда они прибыли. Затем правитель деревни приказал отправить их обратно на континент, где их радушно приняли берберы.
В качестве письма использовали слегка изменённый тифинанг, то есть древнеливийское (оно же нумидийское, просто ливийскйое), произошедшее от финикийского письма.
Испанская колонизация началась в XV веке, руководил войсками Алонсо Фернандес де Луго. Менсей Анаго на Тенерифе Бенехаро II объединившись с другими менсеями вёл бои против колонизаторов, они сражались с Луго в первой битве при Асентехо, в битве при Агуэре и во второй битве при Асентехо. Борьба была тщетна и закончилась испанским завоевание и принятием условий Лос-Реалехосского мира. Бронзовые статуи девяти вождей гуанчей, включая и Бенехаро II, установлены в посёлке Канделария на Тенерифе.
Собственно, так и начинается современная и не настолько интересная история Канарских островов.
Что касается самого названия архипелага, то существует распространённая версия, что острова были названы в честь канареек. Однако, наоборот, птица была названа по месту своего происхождения, поэтому эта версия является неверной.
Название «Канарские острова» (исп. Las Islas Canarias) происходит от лат. Canariae Insulae, означающее буквально «Собачьи острова». Древнеримский учёный Плиний Старший считал, что название острову было дано из-за большого количества крупных собак на островах. При этом он ссылается на описания мавретанского короля Юбы II, предпринявшего путешествие к архипелагу в 40 году до н. э. Две собаки были взяты с собой на его родину (территория современного Марокко), а затем попали на герб Канарских островов.
По другой версии, «собаками» называли морских собак (лат. canis marinus) или морских львов, ранее имевших большие колонии на островах.
Также возможно, что коренное население архипелага, гуанчи, считало собак священными животными. Не исключено родство египетского культа божества Анубиса с головой собаки и канарского поклонения собакам.
В древнеримских источниках также встречается версия названия островов по берберским племенам, живущим на территории Марокко.
Пирамиды
Возвращаясь к трактатам Плиния Старшего, напомню, что были обнаружены руины древних построек. Хоть какие-либо руины остались близ города Гуимар, где были найдены пирамиды.
Изначально было известно про 9 таких пирамид, сохранились только 6.
Вопреки сказанным ранее тезисам, по мнению большинства учёных, эти пирамидки не являются древними, и были нагромождены в новое время местными фермерами, которые при вспашке земли имеют обычай складывать найденные камни на границах полей. Это было распространённой практикой на Канарских островах, особенно во второй половине XIX века.
В то же время, по словам местных жителей и согласно старинным изображениям, такие пирамиды издавна существовали во многих местах острова, но были снесены из-за их предполагаемой бесполезности и использовались как источник дешёвого строительного материала.
В хронике летописца-монаха Хуана де Абреу Галиндо (Juan de Abreu Galindo, 1632) есть текст, описывающий как аборигены острова возводили и использовали эти сооружения: «Они складывали много камней в форме пирамиды, стараясь сделать её как можно более высокой, насколько ничем не скрепляемые камни им это позволяли. В эти дни они устраивали обрядовые поклонения: все собирались вокруг куч камней, танцевали, пели заунывные песни, боролись друг с другом и устраивали другие состязания, которые обычно служили им в качестве развлечений. Вот такими были эти их праздники поклонения».
Думаю известным многим Тур Хейердал вкладывал в эти пирамиды куда больший смысл и видел в них астрономическую и навигационную функцию, собственно Тур и внёс значительны вклад в изучение сооружений и культуры аборигенов. Известно, что одна из пирамид использовалась как резиденция одного из менсеев. Является ли это подражанием более древних традиций или всё же самостоятельным сравнительным нововведением сказать трудно.
Пирамидки на Маврикии
Примечательно, что почти полные аналоги таких же пирамид есть и на Маврикие (Индийский океан, тут вам не там!). Остров был в целом освоен на столетие позже, но не исключено, что о нём знали арабские купцы задолго до европейских мореплавателей.
Окраины Макаронезии
Если на Канарских островах хотя бы были обнаружены аборигены, но на прочих макаронезийских архипелагах, к сожалению, не было найдено ни души на момент начала колонизации.
Все мифологические истории Блаженных островов в целом схожи и вероятно в разных мифах фигурировали всё-таки не только Канары, но и другие части Макаронезии.
В частности, острова Зелёного мыса принято соотносить с островами Горгады, «острова горгон», место обитания мифических горгон, убитых Персеем, известные по произведениям Помпония Мелы и «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпурные острова вполне могли оказаться и Мадейрой. Азорские острова во многом схожи с описаниями, соотносимые с Канарскими. Единственный признак доколонизационной жизни на Азорах это гипогеи — хранилища, вырубленные в скале. Упоминается также, что во времена Колумба, проплывая близ Флориша были замечены два трупа, которые могли быть трупами аборигенов острова, но это не точно и только один Бог знает что вообще происходило в те времена на тех местах.
Буквально год назад исследователи установили о наличии населения примерно в VIII веке нашей эры на Азорских островах, что так-то на 700 лет раньше привычного представления.
#ебеняойкумены #макаронезия #канарскиеострова #мадейра #азорскиеострова