Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Сколько следов оставляют копыта крылатых быков ламассу?

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческой головой – шеду (мужская форма) или ламассу (женская) – были духами-хранителями человека. Они встречаются на всем Древнем Ближнем Востоке, но наибольшее распространение получили в новоассирийский период (X-VII вв. до н.э.). Ламассу охраняли въезды в город и входы в тронные залы ассирийских царей в их столицах Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине.

На фотографии ниже крылатые быки из дворца Саргона II (721-705 гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад), которые хранятся в Лувре. Один из быков оригинал, второй – реплика.

Крылатые быки ламассу © Musée du Louvre
Крылатые быки ламассу © Musée du Louvre

Если приглядеться, можно заметить, что у быка не четыре, а пять ног. Дело в том, что он изображен одновременно стоящим, когда вы смотрите на него спереди, и идущим, если смотреть сбоку. Муляжи этих крылатых быков из Дур-Шаррукина можно увидеть во 2 зале Пушкинского музея в Москве.

Крылатые быки в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Крылатые быки в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Раскопки в новоассирийском Дур-Шаррукине велись с 1929 по 1935 г., их проводил Чикагский университет. На старой фотографии видны как раз эти крылатые быки ламассу.

Раскопки Чикагского университета в Дур-Шаррукине
Раскопки Чикагского университета в Дур-Шаррукине

А вот крылатый лев ламассу из дворца Ашшурнацирапала II (883-859 гг. до н.э.) в Кальху (современный Нимруд), оберегающий вход в тронный зал.

Ламассу лев с человеческой головой © Metropolitan museum of Art.
Ламассу лев с человеческой головой © Metropolitan museum of Art.

Обратите внимание на три пары рогов у ламассу - они указывают на их божественный статус.

Эти же львы-ламассу из Нимруда на акварели Фредерика Чарльза Купера, художника, сопровождавшего экспедицию Генри Лейарда в Ассирии в середине XIX века.

Акварели Фредерика Чарльза Купера, раскопки Лейарда 1852 г.
Акварели Фредерика Чарльза Купера, раскопки Лейарда 1852 г.

Крылатый бык, охраняющий ворота дворца Синаххериба (705-681 гг. до н.э.) в Ниневии, который оставался на своем историческом месте несколько тысячелетий, был разрушен исламистами в 2015 году. В память об этом быке в 2018 году американоский скульптор Майкл Раковиц создал его полноразмерную реплику из 10 000 жестяных банок из-под финикового сиропа (посыл скульптора - что от войны в Ираке пострадали и памятники искусства, и иракская промышленность).

Michael Rakowitz, The invisible enemy should not exist (Lamassu of Nineveh), 2018
Michael Rakowitz, The invisible enemy should not exist (Lamassu of Nineveh), 2018

Ламассу из жестяных банок был выставлен на Трафальгарской площади в Лондоне, скульптура называется The Invisible Enemy Should Not Exist ("невидимый враг не должен существовать"), а клинописная надпись на левой стороне повторяет строчки надписи ассирийского царя Синаххериба.