Англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт Конкорд находился в непрерывной эксплуатации на протяжении 27 лет, и за это время он перевёз более 3 млн. пассажиров. Перелёт из Лондона в Нью-Йорк занимал всего лишь 3 часа 20 мин. Однако всё это хорошо известно, потому что сейчас мы и мечтать не можем о сверхзвуковых пассажирских перелётах. Вместе с тем есть ещё и мало известные, но не менее интересные, факты о легендарном суперсонике.
На Конкорде не было вспомогательной силовой установки
Обычно на пассажирских самолётах в хвостовой части фюзеляжа стоит небольшой турбовальный авиационный двигатель, к которому присоединён генератор. Он нужен для электроснабжения самолёта, когда его основные двигатели не работают. Как правило это вентиляция, отопление и кондиционирование, а также запитка всей бортовой электроники и собственно сам запуск основных двигателей. Но Конкорд был лишён этого привычного агрегата, чтобы его вес был как можно меньше. И поэтому его двигатели запускались по очереди от внешнего источника питания, который подключался через кабели. От этой электроэнергии осуществлялась и запитка остальных систем.
На сверхзвуке Конкорд разогревался до 120 °C
При переходе через звуковой барьер уже на скорости 1,75 Маха температура некоторых элементов обшивки Конкорда достигала 120 °C. И это довольно близко к расчётной критической температуре в 127 °C, при которой алюминиевый сплав начинал терять свои прочностные свойства. Именно поэтому его максимальная скорость была ограничена на отметке 2440 км/ч. Его четыре двигателя от Ролс-Ройс могли дать и больше тяги, и скорость могла бы быть выше. Однако в результате аэродинамического нагрева обшивка бы просто начала разрушаться из-за перегрева.
На сверхзвуке Конкорд удлинялся на 23 см
При длине Конкорда 6274 см удлинение в 23 см - это всего лишь 0,36 %. Однако откуда оно появлялось?
Всё дело в описанном выше разогреве обшивке до 120 °C при движении на сверхзвуке. Не секрет, что при нагревании тела расширяются. Вот и алюминиевые фюзеляж этого суперсоника не был исключением. Как раз по этой причине пол салона Конкорда, а также вся его внутренняя отделка не была прикручена или как-либо ещё жёстко соединена с фюзеляжем. Всё это крепилось через специальные демпферы, чего нет на обычных пассажирских самолётах. Это связано с тем, что пол и всё остальное в салоне Конкорда не нагревалось, а значит и не удлинялось на 23 см. И чтобы фюзеляж мог спокойно удлиняться и укорачиваться, все внутренности, включая проводку, а также трубопроводные элементы укладывали не по прямой а с запасом, свободно, не натягивая.
На сверхзвуке центр подъёмной силы Конкорда смещался назад
Аэродинамика треугольного, или же дельтавидного, крыла вещь сложная, потому что на сверхзвуке она меняется. Вот и Конкорд не стал исключением. Он столкнулся с теми же явлениями, которые частенько возникают в сверхзвуковой военной авиации. И это смещение центра подъёмной силы назад к хвосту самолёта при переходе на сверхзвук. Поэтому чтобы Конкорд не клевал носом, в нём установили систему перекачки топлива из переднего бака в задний. Этим процессом управлял бортинженер, и таким образом, загружая хвост, удавалось вернуть центр подъёмной силы к геометрическому центру Конкорда.
Саудовская Аравия запрещала полёты Конкордов
При переходе через звуковой барьер Конкорд, как и любой другой суперсоник, издавал грохот. Обычно этот переход идёт на таких высотах, на которых он менее слышен. А также это обычно происходит над океанами и пустынями. Но в Саудовской Аравии пустыни заселены местными жителями, у которых есть стада верблюдов. Так вот эти верблюды сильно пугались грохота перехода на сверхзвук, издаваемого Конкордом. И чтобы лишний раз не нервировать пугливых животных, власти Саудовской Аравии просто запретили все полёты Конкордов над их территорией.