Найти тему
Velody • Велотуры

На велосипеде по Чуйскому тракту • 1/3

Оглавление

В июне состоялся первый велотур Vélody на Алтае — на шоссейных велосипедах по Чуйскому тракту. Неделя отдыха, за которую мы видели, кажется, все виды гор: от зеленых холмиков до снежных пиков. Шумные реки сопровождали нас вдоль дороги и на ночевках. Каждый день дарил новые красоты и новые испытания, которые никак не укладываются в короткий очерк.

В этом отчете подробно описан каждый день пути. Мы хотим передать атмосферу путешествия, описать красоты Горного Алтая и знакомства с ним с точки зрения группы велосипедистов. Мы хотим зажечь в читателе огонек интереса к велосипедным путешествиям, который горит в нас самих и который сделал это тур возможным.

Почему выбрали Алтай

Горный Алтай регулярно всплывает в разговорах про внутренний туризм. Некий волшебный край с покрытыми лесом горами и чистыми реками. Культура, насыщенная мифами, и удаленность от цивилизации. Алтай кажется труднодоступным и суровым к неподготовленным путешественникам.

В реальности Алтай всего в 4 часах полета от Москвы. И на всем пути от аэропорта Горно-Алтайска на юг легко найти удобное жилье. Можно пройти пешком тысячи километров по горным тропам или с комфортом путешествовать на машине. Или на велосипеде. Лучше на велосипеде.

Через Горный Алтай проходит трасса Р-256, двухполосная извилистая дорога с ровным асфальтом — Чуйский тракт. Он входит в список самых красивых дорог мира National Geographic наряду с Вердонским ущельем во Франции и австралийским шоссе B100 вдоль Тихого океана.

Самая живописная часть тракта длиной около 450 км — как от Москвы до Тамбова. Но в отличие от средней полосы, за это расстояние окружающая природа меняется до неузнаваемости несколько раз. Покрытые лесом круглые холмы переходят в серо-желтые скалы и заснеженные горы. Широкие бурные реки меняют направление и цвет. Цветущие поля становятся сухой степью. И только большие хищные птицы непрерывно кружат в небе на всем пути.

-2

Чуйский тракт можно проехать на машине за день, но на такой скорости увидишь природу только в общих чертах. В пешем походе увидишь все детали, правда, полный путь займет месяцы. Вот поэтому велосипед идеально подходит для знакомства с Алтаем — довольно быстрый, чтобы уложить путешествие в несколько дней, но при этом позволяет увидеть максимум. А Чуйский тракт со своим отличным асфальтом идеально подходит для велосипеда. Достаточно посмотреть результаты поиска в YouTube, чтобы понять, как популярен этот маршрут среди велосипедистов.

План велосипедного тура по Чуйскому тракту давно обсуждался в Vélody — а этим летом мы его реализовали. За 5 дней участники проехали из Горно-Алтайска до Кош-Агача у границы с Монголией, преодолели два перевала, впечатлились памятниками истории и природой. Узнали много нового о стране и о себе.

День 1

Первый день планировался спокойным — для акклиматизации, отдыха и сборов. Участники собирались на тихой турбазе на берегу реки Катуни.

Основная часть группы прилетела ночным рейсом и ощутила на себе 4-часовую разницу с Москвой. Несколько ребят прилетели на день раньше и к нашему приезду уже уехали изучать окрестные дороги. Утренняя группа тоже не медлила и после обеда отправилась на небольшой заезд. Один участник набрал 120 км в день, предназначенный для полного отдыха. Но разве велосипедист остановится, когда дорога зовет?

Ребята изучили дорогу на противоположном берегу Катуни — Айский тракт. Нашли живописные скалы и пару крутых подъемов, один из них грунтовый. Не ясно, что сподвигло ехать туда на скоростных шоссейниках, но зато было что обсудить после возвращения на базу.

Вся группа собралась только к ужину. После еды пошли гулять к скале Чертов палец. К общему удивлению, короткого пути до вершины не нашлось. Единственная тропа шла в обход хребта. Прогулка затягивалась, и уже начинало темнеть. Шли по тропе в траве с человека ростом, наблюдали скалы и пасущихся лошадей. Перепачкались в сырой земле, но это никак не испортило наш настрой на приключения.

Поднялись на хребет в свете закатного солнца. Катунь и соседние озера блестели, как зеркала, леса уходили за горизонт, а фонари вдоль трассы добавляли мистическое свечение. Наш путь определенно был не зря.

Спустились в поселок Ая уже в темноте. Как раз с грунтовой горки, куда ребята заезжали днем. Новоприбывшие участники так и не поняли, как ребятам ранее удалось подняться по отвесной земляной горке на шоссейнике.

-5

У шумного кафе под звуки дискотеки 80-х поймали такси и отправились на турбазу спать и собираться в дорогу.

День 2

Тур Vélody по Чуйскому тракту официально начался. Правда, не по запланированному маршруту. После разведки днем ранее коллективно решили проехать через менее загруженный Айский тракт до курорта «Бирюзовая Катунь».

-6

Участники разбились на две группы и держали их до конца путешествия. В этом туре первая группа была во всех смыслах спортивная — быстрая, скоординированная, с частыми сменами. Вторая не торопилась, останавливалась на фотографии и отдых, но все равно сильно не отставала от первой.

На курорте нас ждало первое испытание — подъем на смотровую площадку. Короткий, но крутой и извилистый, около 600 метров набора высоты за несколько километров. Между собой мы назвали это «дорогой к пасеке» из-за щита на финише, рекламирующего местный мед.

Один участник днем ранее не смог заехать в эту горку и очень переживал. У подножия долго обсуждал с остальными эту сложную дорогу, но магия команды тут сработала превосходно. Заряженный коллективной поддержкой, он выдвинулся вперед на большой передаче и успешно поднялся к пасеке под овации группы. Было видно, как у человека загорелся огонек уверенности в глазах, которых сопровождал его до конца пути. Он проехал почти весь тур в скоростной группе и преодолел остальные подъемы. Такие истории доказывают, как важно время от времени устраивать себе испытания и узнавать новое о своих возможностях.

На спуске поджидал алтайский ливень. Это когда из ниоткуда прилетает черная туча, за минуту выливает месячную норму осадков и улетает прочь. Хорошо, мы смогли укрыться под козырьком магазина и переждать стихию. Выпили кофе и нашли памятник Джону Леннону. Неожиданно. Сюрпризы Алтая не прекращаются, как и природные красоты.

-8

Дорога вдоль скал и Катуни вывела к деревянному мосту на Чуйский тракт. Мост красивый, но не проезжаемый. Пришлось потренировать навыки ходьбы с велосипедом на плече — благо, не долго. После переправы мы выдвинулись на курорт Манжерок, куда зазывали билборды у дороги. Но локация принесла только разочарование.

Вместо курорта мы увидели огромную стройку с островком цивилизации — рынком и парой отелей у горнолыжной трассы. Здесь нас второй раз накрыла стихия, еще страшнее первого. Сильнейший дождь с градом заставил срочно искать укрытие. Так 12 человек с велосипедами спрятались в маленькую беседку — правда пришлось перелезть через калитку на замке.

Долго прятаться не пришлось — мы стремительно перебрались в соседний ресторан, где больше 40 минут ждали простой заказ, но хотя бы в тепле. Благо, к завершению обеда непогода прошла. Даже дороги успели высохнуть.

-10

Остаток пути проехали в закатном солнце и наконец покинули самую загруженную часть Чуйского тракта. Финишировали в селе Камлак на турбазе внутри соснового бора.

В деревянных избушках, спроектированных по образам из русских сказок, расслабились после такого насыщенного дня. На территории живут козочки, кролики и даже енот, единственный любитель мяса среди местной фауны.

Поужинали в местном кафе, выпили кофе с домашними десертами и ушли спать пораньше. Нужно набраться сил перед самым длинным этапом тура.

Фотографии: Андрей Авакян
Ближайший тур по Горному Алтаю пройдет 20-27 августа. Подробнее на сайте.

#велотур #велосипед #велотуризм #велопутешествие #велопоход #велосипедист #велоспорт #шоссейныйвелоспорт #алтай #чуйскийтракт