Найти тему
Позитивная старость

Ещё раз о возрастной мудрости

Огорчают меня иные комментарии немолодых людей, как правило, пенсионеров. Они подвергают коррозии мою веру в мудрость, приходящую с возрастом. Приведу последний случай – пишет человек предпенсионного возраста:

В этом невнятном тексте звучит желание оскорбить оппонента, а не высказать собственное мнение, тем более, поделиться с другими своим позитивным опытом.

Повторюсь, это меня огорчает.

Не для того люди проживают долгую жизнь, чтобы к старости выглядеть вздорными брюзгами.

В этой связи я вспоминаю одно экстремистское течение, возникшее в России во второй половине XIX века, а именно -  нечаевщину. Своё нарицательное имя это молодёжное студенческое движение получило от фамилии петербургского учителя  Сергея Нечаева. В разгар террора, развёрнутого нигилистами против российских самодержцев, Нечаев выдвинул свою философию.

Суть её в следующем.

Старое общество прогнило, а в новом обществе требуются новые люди. Таких новых людей можно воспитать только из молодёжи. Взрослые, и тем более, пожилые люди не годятся. Они безнадёжны в своей косности.

Что делать с такими "ненужными" людьми?  - устранять из общества, чтобы они не мешали прогрессивным переменам.

Как устранять?

Тут Нечаев даёт только одну рекомендацию - убивать. И не просто убивать. Это должны делать молодые родственники стариков - дети и внуки. Процесс убийства призван стать торжественным ритуалом вступления молодого человека в новую жизнь.

Разумеется, я не могу разделить такую точку зрения. В данном случае мы имеем дело с умственной фантазией безнравственного интеллекта. Но логика рассуждений экстремиста Нечаева небеспочвенна.

Представим себе крикливого и неумного комментатора Дзен (или Кью) начального пенсионного  возраста. Участие такого человека в социальных лентах ограничивается обругиванием всех авторов и жалобами на свою маленькую пенсию. Средний возраст дожития в России составляет около 17 лет. Это означает, что наш активист целых 17 лет будет портить общественную атмосферу своим негативным фоном.

Не хотелось бы )).

Как быть?

Здесь я выскажу главную мысль моего текста.

Все участники Дзен и Кью должны помнить о своей ответственности перед обществом. Если вы решили публично обозначить себя, будьте любезны сохранять трезвую голову и трижды подумать о содержании своего комментария.

Пошлая грубость имеет много последствий:

а) вас перестают уважать, а вместе с вами непроизвольно и всех людей вашей возрастной категории;

б) недалёкого ума граждане следуют вашему примеру и  распространяют бескультурье по всей общественной среде;

в) в головах людей, которых вы оскорбили, начинают колоситься идеи Нечаева, подготавливая почву для всякого рода экстремизма;

г) открытая грубость сокращает вашу жизнь, ибо все злые и добрые дела стоят на учёте - сами знаете, где.

д) и, наконец, вашим внукам будет обидно услышать отзыв о вас, как о глупом человеке.

Согласны?

Когда-то в патриархальных обществах существовал культ старшинства. Во многом он держался на негласном условии: молодые признают авторитет стариков, а старики не дают повода усомниться в своей мудрости. Те старики, которые были не уверены в своих ораторских способностях, предпочитали промолчать для избежания позора.

Провозглашу тост: выпьем за пожилых людей, не дающих повод усомниться в своей мудрости.

Ваше здоровье, уважаемые!

Это мой канал на Кью: https://yandex.ru/q/loves/95d278b6-a4b9-41d1-891f-cae4cbc19879/
Это мой канал на Кью: https://yandex.ru/q/loves/95d278b6-a4b9-41d1-891f-cae4cbc19879/

P.S. Приведу очень интересный, на мой взгляд, пример.

Он взят из книги Владимира Гиляровского "Мои скитания".

Эпизод относится к концу XIX века. Гиляровский вёл бурную жизнь, и однажды, скрываясь от полиции, он оказался на Кавказе. Будучи отличным наездником и спортсменом, он приглянулся какому-то кавказцу и тот пригласил его в свой тейп. Гиляровскому надо было скрыться и он согласился. Путь к тейпу был многодневный, через безлюдные горы. По отношению к своему новому кунаку редких местных жителей Гиляр понял, что имеет дело с авторитетным человеком. Самым необычным было то, что этот авторитетный человек не произнёс почти ни одного слова за всю дорогу. Были только редкие односложные фразы и приказы вполголоса своей свите.

Гиляровский позже спросил одного местного, почему этот аксакал молчал с ним всю дорогу? Ответ был такой:

Это уважаемый человек. Он должен следить за своим авторитетом. Вдруг он скажет что-то недостойное? И подорвёт к себе доверие. Лучше помолчать.

Как вам?