В 2022 году избирательный цикл проходит без федеральных кампаний, однако региональные выборы никто не стал отменять, несмотря на продолжающуюся специальную операцию на Украине. В сентябре будут избирать губернаторов в 14 субъектах Российской Федерации путем голосования на местах. Понятно, что именно процесс борьбы недавних назначенцев и уже действующих глав регионов притягивает наибольшее внимание журналистов и, как следствие, электората. Однако в условиях всеобщей мобилизации эксперты сходятся во мнении, что победа оппозиционного кандидата возможна только при форс-мажорах и откровенной недальновидности врио и действующих губернаторов. Подробнее о политических раскладах в регионах читайте в статье, подготовленной с помощью экспертного пула «Регионов России».
В 2022 году избирательный цикл проходит без федеральных кампаний, однако региональные выборы никто не стал отменять, несмотря на продолжающуюся специальную операцию на Украине. В сентябре будут избирать губернаторов в 14 субъектах Российской Федерации путем голосования на местах. Понятно, что именно процесс борьбы недавних назначенцев и уже действующих глав регионов притягивает наибольшее внимание журналистов и, как следствие, электората. Однако в условиях всеобщей мобилизации эксперты сходятся во мнении, что победа оппозиционного кандидата возможна только при форс-мажорах и откровенной недальновидности врио и действующих губернаторов. Подробнее о политических раскладах в регионах читайте в статье, подготовленной с помощью экспертного пула «Регионов России».
Выборы под знаком стабильности
Всеобщая мобилизация положительно влияет на рейтинг региональной власти, которая в целом укрепляется на фоне массовой поддержки действий федеральной власти. По данным ВЦИОМ, оценка внутренней политики у россиян с конца февраля резко выросла – индекс поднялся с 39 до 54 пунктов к августу. Тех, кого в целом не устраивает ведение дел в стране, стало меньше. В той или иной степени крупные социологические центры страны вырисовывают общую картину гармонизации общественных настроений. Так проведенный 22-24 июля опрос ФОМ показал, что с середины мая настроения россиян стабилизировались – уровень тревожности начал резко падать, сократившись к 24 июля до 32% (когда 27 февраля панические состояния в обществе замечало 55% респондентов – прим. ред.). Доля спокойно настроенных к происходящему выросла к концу июля до 62%, достигну годового максимума.
Известный российский политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков в разговоре с «Регионами России» подчеркнул, что в текущем избирательном цикле кампании действующих губернаторов развиваются по максимально безопасному для них сценарию: шансов занять их место у кого-то из оппонентов практически нет.
«Все запланированные в 2022 году кампании обладают минимальными рисками. Сейчас практически у всех губернаторов узнаваемость и рейтинги выше, чем у представителей оппозиции. Тем не менее, небольшие “горячие” зоны сохраняются при возможных форс-мажорах», – прокомментировал «РР» политолог Илья Гращенков.
В регионах, где был реальный риск победы раскрученных оппозиционных кандидатов, перспектива сложных для врио выборов была нивелирована на старте, отмечает эксперт. Так назначенный президентским указом в октябре 2021 года глава Ярославской области Михаил Евраев смог заблаговременно избавиться от своих самых сильных политических конкурентов в регионе – в кампании не стали участвовать такие известные справороссы, как первый губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын и еще один депутат Госдумы, лидер местной оппозиции Анатолий Грешневиков. Кстати, последний в конце мая заявлял о своих намерениях составить конкуренцию Евраеву. Но партия СРЗП решила не выставлять своего кандидата в противовес назначенцу президента.
К списку регионов, где риски для врио губернатора нивелированы, эксперт отнес также республику Марий Эл, где высоки шансы на победу в губернаторской кампании были у депутата Госдумы Сергея Казанкова. Существенную электоральную поддержку мог получить также известный саратовский коммунист Николай Бондаренко, которого в конце февраля лишили статуса депутата Саратовской облдумы. Он мог бы составить внушительную конкуренцию врио губернатора Саратовской области Роману Бусаргину, которого назначили в регион 10 мая 2022 года. Однако коммунисты не стали выставлять своих кандидатов в регионах, где имели высокие шансы на победу.
«Чтобы лишний раз не создавать риски», – отметил политолог Гращенков.
В 2022 году губернаторам нужно очень хорошо «постараться», чтобы проиграть, комментирует «Регионам России» политолог, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
«Есть высокие рейтинги поддержки практически всех инициатив, которые делаются со стороны как федеральной, так и региональной власти. Хотя противники могут использовать любые промахи и какие-то отрицательные кейсы в рамках избирательной кампании. Другое дело, что в этом году агитационный период не такой длинный. И, конечно, для того, чтобы донести отрицательные сигналы, нужно и время, и средства, и … другие возможности», – объясняет политолог Гагарин.
В случае осложнения социально-экономической обстановки или чрезвычайных ситуаций губернаторы, как правило, куда более уязвимы для роста недовольства, чем федеральная власть, отмечает «Регионам России» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков. Тем не менее, на фоне спецоперации у губернаторов пока сохраняется дополнительная «подушка безопасности» – политические «дивиденды» от общего роста поддержки системы власти, добавляет эксперт.
«Понятно, что в большинстве регионов губернаторские выборы и раньше не проходили по максимально конкурентному сценарию. Но на фоне спецоперации даже с умеренной критикой властей оппозиционные кандидаты будут еще осторожнее. Новые факторы, осложняющие ведение кампании, есть и у оппозиционных кандидатов», – добавил аналитик Михаил Нейжмаков.
Как пояснил «РР» политолог Илья Гращенков, избирательные кампании осложняют три основных фактора. Во-первых, сейчас в принципе сложно найти подходящих кандидатов как оппозиции, так и действующей власти. Во-вторых, существуют множество ограничений для выдвижения. В-третьих, избирательные кампании требуют денег. Год довольно кризисный: все ужимаются в бюджетах. Как следствие политическое планирование в какой-то момент встало, а некоторые партии даже пытались перенести выборы на следующий год.
«Известные, ресурсные и толковые кандидаты – все это мало пересекающиеся реальности. Поэтому подбор затянулся, а раз затянулся подбор, затянулось и финансирование», – добавил Гращенков.
Очаги возможных поражений
Наши эксперты сходятся на том, что в нынешнем году особенно интересной может получиться избирательная кампания в Свердловской области. По мнению ведущего политического аналитика АПЭК Михаила Нейжмакова, против действующего губернатора Евгения Куйвашева здесь высокий протестный потенциал и длительный срок пребывания в должности. В свердловском регионе губернатор не меняется больше 10 лет, что также в нынешней кампании становится «дополнительным фактором уязвимости». О том, что на Среднем Урале предпочитают оппозицию, говорят и последние выборы – результат «Единой России» на думских выборах по региону в 2021 году составил скромные 34,71%, напомнил эксперт Нейжмаков.
Тем не менее, старт избирательной кампании Куйвашего отметился динамичным началом. Действующий глава активно ездит сейчас по муниципалитетам, завел авторский telegram-канал, где уже больше 13 тыс. подписчиков.
«Куйвашев активно развивает тему социальной поддержки, что, мне кажется, совершенно справедливо и правильно, потому что это самые простые и понятные людям смыслы, необходимые для демонстрации степени человечности у главы региона и его заинтересованности в происходящих муниципалитетах процессах. Он сейчас активно ездит по области и объявляет интересные инициативы, связанные с поддержкой промышленности, аграрного сектора, социалки. Думаю, что если он будет такими темпами работать до конца избирательной кампании, то это, безусловно, принесет свои плоды. У Куйвашего высокие шансы на успех в первом туре», – прокомментировал «Регионам России» профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета Анатолий Гагарин.
По мнению политолога Гагарина, оппоненты Куйвашего на этих губернаторских выборах скорее борются не с ним, а между собой. Единственный кто реально может сейчас представлять угрозу губернатору по завоеванию электората – это кандидат от партии «Справедливая Россия – За Правду», лидер свердловского отделения справороссов Андрей Кузнецов. Эсеры сейчас вновь набирают политический вес, возвращая некогда утраченные позиции. В борьбе за второе место на губернаторских выборах участвует глава свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев. Однако его успеху мешает общепартийная повестка, утратившая актуальность.
«Тот временный эффект, который они показали в прошлом году, сейчас не повторится, потому что, по сути, их основная полемика была выстроена на борьбе с ковидом и ограничительными мерами. Сейчас эта тема ушла. Поэтому им остается перетряхивать свой старый багаж, который они уже неоднократно использовали и несколько затерли», – предполагает политолог Гагарин.
Что касается кандидатов от ЛДПР и «Новых людей», то они на губернаторских выборах в Свердловской области ведут борьбу за третье место, продолжает эксперт. После смерти лидера Владимира Жириновского либерал-демократы впали в состояние ступора, так как раньше все их избирательные кампании в регионах строились на образе узнаваемого и популярного председателя партии. Сейчас его место занял Леонид Слуцкий – и это не та фигура, которая могла бы воодушевить электорат. Поэтому в целом ЛДПР в сложной ситуации, и больше шансов показать третий результат у кандидата от партии «Новые люди», депутата Госдумы Александра Демина. По мнению политолога Анатолия Гагарина, несмотря на то, что с персональной известностью в регионе у Демина плохо, он может набрать неплохой результат на партийном бренде, рассчитывая на молодежный электорат городов – перспективными для «нечаевцев» могут стать кампании в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Серове, Каменск-Уральском. На сельскую местность «Новым людям» рассчитывать не приходится.
Как считает генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, относительно конкурентной можно считать губернаторскую кампанию в Томской области. Против назначенного президентским указом врио Владимира Мазура здесь идет достаточно известный в регионе кандидат от партии «Справедливая Россия – За Правду» Галина Немцева, а также вице-спикер томской гордумы, коммунист Андрей Петров.
«Насколько Мазур там сейчас вытянет ситуацию без конфликта непонятно, но везде, где есть какие-то подспудные конфликты, теоретически существует возможность более-менее яркой претесной кампании», – уверен политолог Гращенков.
Форс-мажоров для действующих глав регионов в ходе кампании ожидают также от традиционно протестных регионов – Приморья и Хабаровского края. Несмотря на предполагаемую победу врио губернатора Рязанской области Павла Малкова, и его кампания может быть достаточно конкурентной.
Среди регионов, где протестное голосование на губернаторских выборах может быть достаточно заметным, ведущий аналитик АПЭК Михаил Нейжмаков выделяет Карелию, Владимирскую область. Также эксперт отмечает, что не стоит терять из виду в этом году выборы в Ярославской области. Несмотря на отказ СРЗП выдвигать своего кандидата в губернаторы, риски заметного протестного голосования здесь сохраняются – в том числе, на фоне информационных атак против врио главы региона Михаила Евраева, застарелых социально-экономических и инфраструктурных проблем региона, а также проведения в сентябре выборов в муниципалитет Ярославля, которые могут стать дополнительным фактором мобилизации оппозиционных избирателей, считает аналитик Нейжмаков.
Смена пропорции: отход от списочников
О том, что в региональных столицах решено отказаться от смешанной избирательной системы, начали писать еще в феврале. Административные центры заблаговременно стали готовиться к избирательной кампании 2022 года, создав партиям дополнительные трудности. Горсоветы начали проводить поправки о переходе от смешанной модели представительства в местном парламенте к мажоритарной, то есть формируемой исключительно по победителям на выборах в округах. Омск, Ярославль, Горно-Алтайск, Тверь, Владивосток – в 5 из 11 городах, где в этом году запланированы муниципальные выборы, отменили партсписки. Соответствующие инициативы начали появляться в городских думах сразу же на следующий день после начала спецоперации. Первой стала Тверь. Её примеру последовал Курск, но в конце марта губернатор Роман Старовойт решил, что в текущей социально-экономической ситуации нет смысла менять устоявшуюся систему формирования городского собрания.
Еще в одной предвыборной региональной столице – Петропавловске-Камчатском – осуществили мягкий вариант перехода к мажоритарной системе, сократив число списочников до 10 мандатов. Таким образом, если раньше здесь партии могли претендовать на 50% мест в гордуме, то после нововведений по спискам депутаты смогут занять только 1/3 парламента камчатской столицы.
К слову, это не первый виток департизации муниципальный выборов – в 2020 году от партсписков отказались во Владимире, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Костроме, Липецке, Магадане, Новосибирске и Астрахани. В результате по итогам выборов в гордуму Владимира все места заняли кандидаты от «Единой России», оставив на тот момент губернатора от ЛДПР Владимира Сипягина фактически без поддержки в парламенте столицы региона.
В феврале 2021 года на встрече с президентом Владимиром Путиным лидеры системной оппозиции возмущались практикой сокращения доли партсписков на региональных выборах, но кардинально это ситуацию не изменило. В этом году переход на мажоритарную систему продолжился. В Саратовской области списочников в областной думе сократили с 21 до 10 мандатов, в Краснодарском крае – до 25 из 70 мандатов.
Формально озвучивается, что у одномандатников лучше связь с избирателями, поэтому их долю стоит увеличивать в парламентах. Ряд экспертов же объясняет переход к мажоритарной избирательной системе выгодой «Единой России», которая в большей мере обладает ресурсными кандидатами, чем другие партии. А выборы в одномандатных округах требуют больших затрат, чем выдвижение списком.
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков считает, что общий тренд на сокращение доли мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, на выборах в представительные органы, в целом, увеличивает шанс на победу более ресурсных кандидатов или политиков, пользующихся фактической поддержкой властей.
«При этом стоит учитывать, что в ожидании возможного осложнения экономической обстановки осенью многие такие кандидаты сейчас стремятся ограничить затраты на свои предвыборные кампании. Само по себе это, конечно, снижает уровень конкуренции на таких выборах, что не отменяет вероятности достаточно жестких кампаний в конкретных округах», – говорит аналитик Нейжмаков.
Однако некоторые эксперты, несмотря на очевидные проблемы с представительством для партий, видят в переходе на мажоритарную систему определенные плюсы для избирателей. По мнению директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолия Гагарина, в России достаточно долго партии существовали в «тепличных» условиях, используя присутствие на всех уровнях власти. Но положительного результата это не возымело, считает политолог: два десятка карликовых партий не смогли вырастить людей, способных стать реальными политическими лидерами. Более того, это стало оборачиваться ситуацией, когда человек просто приходил во власть, прикрываясь названием партии.
«Если мы говорим о департизации, то мне кажется, это реальный шанс вернуть хорошую политическую конкуренцию на уровне персон. И люди будут, не прикрываться каким-то партийным брендом, а реально участвовать в политической борьбе, используя те возможности, которые персонально у них имеются», – добавил политолог Анатолий Гагарин.
По сути, переход на «мажоритарку» получил юридическое закрепление 14 марта 2022 года, когда было снято требование распределять в региональных парламентах не менее 25% мандатов по пропорциональной системе. С 2003 года требовалось соблюдать пропорцию один к одному – не менее половины мандатов распределялось между партиями по списку. Сейчас эту пропорцию и вовсе убрали, но в тех шести регионах, где в этом году проходят выборы в законодательные органы субъектов федерации, этим правом все-таки не воспользовались. Однако в 2023 году стоит ожидать ликвидацию пропорциональной составляющей повсеместно.
Подготовила Ксения Ширяева