Найти тему
276 подписчиков

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

154 прочитали

Добрый день! 

Сегодня мы снова отправляемся в Восточный Крым, регион с богатейшей историей. Мы перенесемся в средневековый Судак, а если точнее – в Сугдею или Солдайю. Небольшой и уютный город-курорт, которым Судак является сегодня, в те времена был известен как крупный торговый пункт на Великом шелковом пути, куда съезжались купцы из Италии, Турции и других стран.

Судакская бухта, мысы Алчак, Меганом. Фото: Н. Кононов
Судакская бухта, мысы Алчак, Меганом. Фото: Н. Кононов

Великий шелковый путь является одним из значительнейших достижений древних цивилизаций. Дорога, соединившая различные страны на просторах от Тихого океана до Средиземноморья, связавшая многочисленные народы, их материальную, художественную и духовную культуры.

Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II веку до н. э. Караванная дорога, впервую очередь использовавшаяся для вывоза шёлка из Китая, вела из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивалась: северная ее часть шла через Турфан, далее пересекала Памир, направлялась в Фергану и казахские степи, а южная часть шла по южной окраине пустыни Такла-Маканчерез Яркенд и Памир вела в Бактрию, а оттуда – в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.

Началом Шелкового пути стала Северная дорога, появившаяся во времена китайского императора У-ди. Путешествуя, его сановник увидел в Ферганской долине коней, поразивших его своей красотой и статью. Он-то и посоветовал императору вывозить за границу шелк, секретом производства которого не владели в других странах, в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну, соль, лекарства, серебро, шкуры, драгоценные украшения и другие товары.

Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тысяч километров. Доставка товаров могла занимать от полугода до нескольких лет,поэтому мало кто из торговцев проходил всю эту дорогу полностью. За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды, причем количество верблюдов в караванах могло достигать трехсот.

Города, расположенные по пути следования караванов, служили пристанищем для купцов и путешественников, а также местом торговли товаром. Обмен и торговля велись от Сианя в Китае до Бухары в Узбекистане, от Джидда в Саудовской Аравии до Венеции в Италии, придавая особый импульс развитию городов. Здесь у купцов появлялась возможность отдохнуть от суровых условий путешествий, а также что-то продать или купить, встретиться с другими путешественниками. Следует отметить, что торговцы обменивались не только материальными ценностями, но и навыками, обычаями, языками, идеями. Многие города Шелкового пути со временем привлекли учёных, учителей, богословов и философов, что послужило развитию центров для интеллектуального и культурного обменов, а также стало фундаментом в развитии цивилизаций.

Особой разновидностью торговых городов стали итальянские купеческие республики Венеция и Генуя, которые в XIII–XV веках почти полностью монополизировали транзитную торговлю Европы с Востоком. Наиболее успешно действовали генуэзцы, создавшие множество колоний и факторий в конечных пунктах Шелкового пути, в числе которых были Кафа и Солдайя.

Генуэзская крепость в Феодосии. Фото: А.Шелякин
Генуэзская крепость в Феодосии. Фото: А.Шелякин
Генуэзская крепость в Судаке. Фото: Н. Кононов
Генуэзская крепость в Судаке. Фото: Н. Кононов

Многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что купеческие караваны с самыми разнообразными товарами, движущиеся с Востока, направлялись на берега Черного моря, останавливаясь в Солхате, Кафе и Сугдее (нынешние Старый Крым, Феодосия и Судак). Тут находились караван-сараи для отдыха купцов и людей, сопровождающих караваны, стойбища для лошадей, мулов и ослов. Тут же можно было продать и купить товар оптом и узнать коммерческие новости.

Путешественник Гильом Рубрук, побывавший в Крыму в 1253 году так описывает торговлю в Солдайе: «Туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран... Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею, шелковые материи и душистые коренья... Купцы из Константинополя посылают свои лодки, чтобы закупить сушеной рыбы, именно: осетров, чебаков и других в беспредельном количестве».

Таким образом, Солхат, Кафа и Сугдея были в средние века преуспевающими торговыми центрами, где покупали лошадей, корм, виноград и хлопок. Ремесленники в этих городах осваивали новые виды ремесла: производство металлических изделий, которое было широко развито на Востоке, а также изделий из стекла, с успехом изготовляемых на Западе. С развитием морских путей именно Судак стал крупнейшим торговым пунктом на Великом шёлковом пути. Сохранились исторические свидетельства арабского поэта Ибн-Саида (1274 год), который писал: «Население Судака представляет смесь народов и всех вер, благодаря бесчисленным торговым караванам с Запада и Востока...»

Оживленный торговый путь просуществовал почти 17 столетий, но из-за военных конфликтов, снова и снова разгоравшихся в Средней Азии, пришёл в упадок, уступив пальму первенства быстро развивающейся морской торговле. Однако, историческое значение Великого шелкового пути огромно, что признают не только ученые и специалисты. Туристические маршруты в различных странах проложены по участкам Великого шелкового пути и вызывают неизменный интерес у путешественников.

Шелковый путь вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве номинации «Шелковый путь: сеть маршрутов Чанань – Тянь-Шанского коридора», представленной совместно Казахстаном, Китаем и Кыргызстаном. Это – 5000 километровый участок, который включает 33 объекта, среди которых города и дворцовые комплексы различных государств и империй, торговые поселения, буддийские пещерные храмы, древние пути и перевалы, сторожевые башни, секции Великой китайской стены, укрепления, гробницы и религиозные здания. Близится к завершению и проект, разрабатываемый Таджикистаном и Узбекистаном – «Шелковый путь: коридор Пенджикент-Самарканд-Пойкент».

Возможно, что возрождение в качестве части международного туристического маршрута ждет и крымский участок Великого шелкового пути.