В то, что некоторые роли в кино могут обернуться проклятием, верят многие актеры. даже те, кто когда то смеялся над приметами, с годами становится суеверным. Одна из таких актрис - Татьяна Васильева.
"Я в последнее время всегда спрашиваю: "В гробу надо лежать?" Если нет, то я читаю сценарий. Я снялась в одном фильме, но не я там пострадала, а пострадали очень близкие люди. Мне не по себе. Все равно, ты проживаешь это, все равно ты прощаешься, даже играя. Это очень рискованно. Это риск". Так Татьяна Васильева сказала о своих "опасных" ролях.
Анатолий Папанов.
- А вот Анатолий Папанов, в проклятие ролей долго отказывался верить. Умирал в кино и на сцене столько, сколько требовали роли. У актеров существуют разные приметы. И одна из них - лечь в гроб. Папанов ложился в гроб в фильме "Веренея". После этого он прожил еще более двадцати лет. И на приметы не обращал никакого внимания.
- Во время войны, рядом с Папановым разорвался снаряд. Все вокруг погибли, его спасли чудом. Так что, на вопросы коллег по цеху:" Не страшно ли играть смерть?", он всегда отвечал так: "Я смотрел ей в лицо, и это она меня испугалась". Он был человеком, прошедшим фронт. Получил ранение. У актера не было половины пятки. "Мне на войне немец пол пятки срезал",- говорил Папанов.
- Когда он ходил в туфлях, он делал подкладышек под пятку. И когда после войны он поступил в ГИТИС, он ходил с палочкой.
- Казалось, его, фронтовика и скептика не может напугать ничто. Но одна роль, заставила и Папанова пересмотреть свои взгляды. На улице ему всегда кричали вслед "Лелик" или "Ну, погоди".
- А каждый поход в магазин, затягивался на два часа. Его узнавали, обступали и требовали автографы. Кто бы мог подумать, что фильм Л. Гайдая "Бриллиантовая рука", как и все свои комедийные роли, Папанов просто терпеть не мог. Поэтому, когда ему предложили сыграть в картине "Время желаний", он без раздумий согласился сниматься. Ведь ему дали долгожданную драматическую роль! Он играл немолодого вдовца, влюбившегося в активную, целеустремленную женщину.
Сыграть такого героя хотели Георгий Жженов, Юрий Яковлев, Армен Джигарханян.
- Но режиссер Юрий Райзман, был потрясен пробами Папанова. Чем больше Папанов входил в образ, тем больше понимал, насколько похож на него герой - чиновник Лобанов, тихий, скромный, застенчивый. Так и говорил: "Играю, будто самого себя". Папанов даже и вообразить не мог, что у них с Лобановым найдется и еще одно сходство - смерть от инфаркта.
- Анатолий Папанов ушел резко и внезапно. Это случилось 5 августа 1987-го, после возвращения из Карелии, где закончились съемки картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». У него появилось свободное время, и артист хотел поехать в Ригу, где в тот момент его супруга гастролировала с Театром Сатиры.
- Папанов решил помыться с дороги, но в это время в доме не было горячей воды. Он принял холодный душ, который и стал толчком для сбоя в работе сердца. У Папанова начался сердечный приступ, повлекший за собой смерть. В это время артист был дома совершенно один, и остался без медицинской помощи. Только спустя несколько дней его тело было обнаружено. Дверь в квартиру была закрыта изнутри. Тогда, муж дочери артиста, от соседей, перелез с балкона на балкон, несмотря на тринадцатый этаж, выбил окно на балконе и вошел в квартиру. Актер был в ванной уже мертв. Даже точную дату смерти пришлось устанавливать судмедэкспертам.
- Коллеги потом вспомнят, что на премьере фильма "Время желаний", многие были не довольны финалом картины. У героя Папанова только все пошло на лад, и вдруг инфаркт! Актер на премьере плакал, никто не понял, почему. Позже, Анатолий Дмитриевич признался, что на этапе съемок, сценаристы фильма и чиновники от Госкино спорили, стоит ли делать финал таким мрачным? В итоге, все же приговорили Лобанова, а за одно и Папанова, сами того не ведая. Лобанов в фильме "Время желаний", стал для Папанова последней полноценной ролью.
- Озвучить своего героя в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего...", он уже не успел.
- Тогда многие говорили о том, что резкая смена амплуа и полное растворение актера в образе, привлекли в жизнь самого Папанова, неожиданную смерть от инфаркта, которого могло и не быть.
Нонна Мордюкова.
- Одной из самых мистических ролей, в актерской среде, до сих пор считают роль Федосьи Угрюмовой, в фильме "Русское поле". Ее блестяще сыграла Нонна Мордюкова.
- А в роли лежащего в гробу сына, которого она отчаянно оплакивает, снялся единственный сын Мордюковой, Владимир Тихонов. Все друзья актрисы говорили ей: "Нонна, не клади его в гроб, потому, что это очень плохая примета". На что актриса отвечала: "Ну, это как режиссер скажет". Эта сцена повторилась в жизни самой актрисы. Владимир скончался в сорок лет, от сердечной недостаточности.
- Актеры верят, что роковая роль может разрушить жизнь того, кто по настоящему вживется в нее. Именно поэтому, жертвами проклятых ролей, становятся звезды кино первой величины.
Леонид Филатов.
- 29 октября 2003 года, на Ваганьковском кладбище, провожали в последний путь актера Леонида Филатова. Он прожил яркую жизнь. К сожалению, очень короткую. Ему было всего 56. И болезни, которые его преследовали и его смерть - казались недоразумением. Но не для тех, кто знал актера близко. Они то понимали, причина черной полосы в жизни Леонида, одна из тех ролей, которые принято считать роковыми.
- В середине 80-х, Леонид Филатов сыграл главную роль в картине Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты".
- Его герой - чиновник, который не желая ломать свою жизнь, предает любовь и сам же от этого страдает. Режиссер видел в этой роли только Филатова. Мать Леонида требовала, чтобы он отказался от роли. Ведь главный герой , тезка актера, переживает клиническую смерть, а душа его путешествует по коридорам загробного мира.
- Но Филатов так мечтал поработать с Рязановым! Филатов никогда не был суеверен. Он горел в "Экипаже" А. Митты, а в фильме К. Шахназарова "Город Зерро", и вовсе, принимал в качестве десерта собственную голову.
- Так что, в предчувствие матери из-за фильма "Забытая мелодия для флейты", Леонид не поверил, и только шутливо отмахивался от ее предостережений. А мама на премьере, в момент его экранной клинической смерти, от ужаса закрыла глаза руками.
- Актер был в расцвете своей популярности. Был одним из самых востребованных актеров советского кино. Но это была парадная сторона его жизни. О другой, мало кто знал. А ведь Филатов винил себя в смерти Анатолия Эфроса, художественного руководителя Театра на Таганке. Леонид был одним из тех, кто после изгнания в эмиграцию Юрия Любимова, участвовал в травле нового руководителя.
- О смерти Эфроса, Филатов узнал как раз, в начале съемок фильма "Забытая мелодия для флейты". Это был удар. В нем как будто, что-то надломилось. Перемены в Филатове заметили и коллеги по съемочной площадке. Через полгода после выхода фильма на экраны, в страну и на Таганку вернулся Юрий Любимов.
Но общего языка они с Филатовым не нашли. Вернувшийся Любимов, стал конфликтовать с труппой. Труппа разделилась. И снова, Филатов в авангарде театрального протеста. Любимов уже не тот и театр тоже. Потом Филатов признавался, на него как затмение нашло. Он будто превратился в предателя, который в итоге, пострадал от собственного поступка. Филатов понимал, прощения не будет. Эфрос мертв, Любимов непримирим. Но все равно, пытался искупить свою вину. Поставил по собственному сценарию фильм "Сукины дети". В основу которого, легла история отъезда Любимова из страны. А себе взял роль главного подлеца, снова чиновника, Юрия Михайловича.
- Во время съемок "Сукиных детей", у Филатова случился инсульт. Но фильм он закончил, настолько важным было для него это покаяние. А потом посыпались болезни. Потребовалась пересадка почек. Одна больница, сменялась другой. В разговоре с друзьями, он все чаще упоминал "Забытую мелодию для флейты" и слова мамы. 26 октября 2003 года, Леонид Филатов скончался.
Роли связанные со смертью или загробным миром - всегда вызов для актеров. Одни не берутся за них из суеверий, для других, это способ доказать - искусство, выше предрассудков!