Найти в Дзене
Заметки Художника

Три поколения фантастических реалистов. Статья третья - Петер Грик

Как-то совершенно я упустил из виду то, что не закончил одну из серий публикаций. Обещаны были рассказы о трёх поколениях магических реалистов, а опубликованы были только два. Исправляю это упущение. Петер Грик родом из Чехии, однако считается австрийским художником. Родился он в 1968 году в Брно. Творческие способности к изобразительному искусству проявлял с раннего возраста, и родители поддерживали его желание работать дальше в этом направлении. В 1980 году семья под предлогом отпуска эмигрировала из социалистической Чехословакии в Австрию через Венгрию и Югославию. Через год после переезда они обосновались в городе Линц, где Петер окончил школу и начал изучать графический дизайн в Высшем Техническом Училище. В 1988 году он перебрался в Вену, где стал посещать занятия Арика Брауэра в Академии Изобразительных искусств. Среди тех, кто так или иначе повлиял на творчество Петера Грика, числится немало мастеров. Называют Джорджо де Кирико, Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Эрнста Фукса, кото
Великая жрица, МДФ панель, акрил, 32 х 40 см, 2018
Великая жрица, МДФ панель, акрил, 32 х 40 см, 2018

Как-то совершенно я упустил из виду то, что не закончил одну из серий публикаций. Обещаны были рассказы о трёх поколениях магических реалистов, а опубликованы были только два. Исправляю это упущение.

Петер Грик родом из Чехии, однако считается австрийским художником.

Родился он в 1968 году в Брно. Творческие способности к изобразительному искусству проявлял с раннего возраста, и родители поддерживали его желание работать дальше в этом направлении.

В 1980 году семья под предлогом отпуска эмигрировала из социалистической Чехословакии в Австрию через Венгрию и Югославию. Через год после переезда они обосновались в городе Линц, где Петер окончил школу и начал изучать графический дизайн в Высшем Техническом Училище. В 1988 году он перебрался в Вену, где стал посещать занятия Арика Брауэра в Академии Изобразительных искусств.

Среди тех, кто так или иначе повлиял на творчество Петера Грика, числится немало мастеров. Называют Джорджо де Кирико, Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Эрнста Фукса, которому я посвятил первую публикацию из трёх, а также Рудольфа Хауснера, Ханса Руди Гигера, Здислава Бексиньского и Одда Нердрума. Кроме того, в детские годы он находился под впечатлением от работ иллюстраторов научной фантастики Криса Мура и Питера Элсона. Вот несколько работ художников - ориентиров Грика.

Закончил он курс в 1993 году со степенью Магистра. Еще во время обучения участвовал в нескольких художественных выставках, где сумел продать ряд своих работ. В 1996 году представил в Академии свой научный труд о связи живописи и компьютерной графики.

В 2009 году переехал из Вены в городок Хефлайн-ан-дер-Хоэнванд, где продолжает жить и работать по сей день.

На связи живописи и компьютерной графики в творчестве Грика следует остановиться подробнее, поскольку именно эта связь и составляет одну из главных особенностей его работы.

Новое время требует новых методов и техник не только в быту и в науке, но и в искусстве. А то, что делает Грик, в общем-то, лежит на поверхности, однако представляет собой любопытную инверсию приёмов. Обычно художники сначала делают набросок от руки, а потом переводят его в компьютерный формат и на выходе у них получается digital art – цифровое искусство. Грик же элементы многих своих работ, а порой и всю композицию целиком отрисовывает в трехмерной графике, а потом переводит сделанное в традиционный формат, создавая конечный продукт акрилом и маслом на холсте или МДФ панелях.

Насколько жизнеспособна такая технология?

Любой нестандартный метод создания произведений искусства – это повод поразмышлять о путях развития искусства в целом. Компьютерная графика – это такой же инструмент для художника, как и краски, кисти, аэрографы. Поэтому не стоит удивляться такому смешению технологий в процессе творчества. Но интересно другое. Вспомогательные, по сути, приёмы графических программ – такие, например, как создание массивов из одинаковых прямоугольных блоков, сочленение в сложные конструкции абстрактных объемных элементов, и тому подобное, становятся у Грика достаточно важными составляющими сюжета.

Про что, в сущности, его картины? Если смотреть с точки зрения поиска какого-то смысла, традиционного содержания, то сформулировать это достаточно сложно. Объекты материального, реально существующего мира соединяются в новые, фантастические объекты или, чаще, распадаются на множество элементарных форм. Ничего такого в природе реально нет и быть не может. И никаких метафор или глубинных смыслов в эти изображения не заложено, точнее, зритель может их домыслить сам, а художник этим себя не обременяет, ограничиваясь заявлениями, что "его картины представляют загадки для него самого". Можно сказать, что область его интереса – это чисто умозрительные бесконечные эксперименты с формой.

Если как-то анализировать и группировать работы Грика, то можно выделить, во-первых, композиции с органикой – такие, где присутствуют человеческие тела и соединяющаяся с ними мертвая материя, подобная камню или застывшей лаве, во-вторых, близкие к ним композиции с соединением биологических и техногенных форм, и в третьих, некие подобия архитектурных конструкций – достаточно абстрактных по форме и назначению.

Критики употребляют по отношению к сюжетам Грика такие определения, как футуристический пейзаж, биомеханический сюрреализм и фантастический реализм.

Художник организует свою работу по периодам и этапам. Сначала он какое-то время – иногда несколько недель, или даже месяцев, – работает с «цифровыми исходниками», экспериментирует, компонует. Затем наступает время интенсивной работы в традиционных техниках. Перед выставками он пишет как одержимый ежедневно по несколько недель. Срок исполнения конкретной работы зависит от сложности сюжета, степени детализации и размера. Создание более простых и меньших по размеру работ занимает дни и недели, а более масштабные произведения требуют нескольких месяцев или даже лет.

Каково место Петера Грика в эволюции направления "Магический реализм"?

Если еще раз посмотреть на творчество его предшественников, то можно легко найти и проследить всё, чем они повлияли на его работу. И выбрал я его именно как представителя современного направления магического реализма со стилем, вобравшим в себя массу тенденций. Его техника, безусловно, находится на высшем уровне. Можно сказать, что она более отточена, чем у любого из его "учителей". Более натуральна и объективна. Но кроется в этом и солидный подводный камень.

Многие работы художника напоминают фотографии определенных объектов и локаций. Да, причудливых, фантастических, но именно фотографии – со всеми нюансами объемно-пространственной моделировки, освещения, атмосферы. Напоминают они и иллюстрации к научной фантастике, и эскизы к фильмам. И невольно ловишь себя на мысли, что, в общем-то, ничего, кроме того, что со всей натуральностью показано в этих картинах, больше в них нет. Даже у Гигера и Нердрума за их жуткими видениями угадывается нечто большее – система необычных взаимоотношений, какие-то мрачные, вивихнутые и болезненные, но всё же жизнеспособные миры. У Грика вся материя – мёртвая, живые организмы интегрируются в неорганические структуры, создаётся впечатление следов, оставленных многочисленными пластами цивилизации.

Особенно характерны в этом плане те его работы, где он обыгрывает мотивы известных скульптур, трансформированных в некие техногенные конструкции и уже находящихся в состоянии частичного разрушения. Цивилизация многократно повторила себя, а затем жизнь ушла, и никому не нужные следы её эволюции заброшены и распадаются на части. И дальше идти по этому пути просто некуда.

Немного оживляют эту картину портреты, но и они наводят на мысли о киборгах. Люди, срастившие себя с механизмами, ещё обладают индивидуальностью, но это – уже последняя черта эволюции.

Таков итог развития направления. Творчество Грика, как и его миры, впитало в себя множество слагаемых, он может рассматриваться как последователь многих тенденций и мастеров.

Но будут ли последователи у самого Грика? Сможет ли «магический реализм» сделать еще один поворот в своём развитии?

Петер Грик не любит афишировать свой собственный облик. На фото он с картиной "Растворение Эго 5".
Петер Грик не любит афишировать свой собственный облик. На фото он с картиной "Растворение Эго 5".

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.