Ну а теперь о самой лекции «Зовущие к свету. Мои любимые писатели и книги» и ее фантастических плодах.
Василий Васильевич в краткой форме дал список произведений, что в свое время вдохновили его, увлекли и которые он готов перечитывать до дыр. Это, по его словам, важно для формирования у фантаста писательской жилки. Впрочем, посыл грандмастера ясен и так: НАДО ЧИТАТЬ МНОГО ХОРОШИХ КНИГ.
Ниже приведу его список той самой хорошей литературы. Так сказать, задание на лето и последующие годы, друзья.
· О. Генри. Отдельно упомянуты «Дары волхвов» и «Гнусный обманщик».
· Джек Лондон. Отдельно упомянуты «Смок и малыш», «Рассказы южных морей», «Буйный характер Алоизия Пенкберна».
· Жюль Верн. Весь.
· Герберт Уэллс. Отдельно упомянуты «Машина времени», «Волшебная лавка».
· Александр Дюма. (Скорее всего, имелся в виду старший из Дюма.) По словам грандмастера, половину творчества Дюма можно смело пропустить. (Думаю, вы и сами сообразите, что именно.)
· Томас Майн Рид «Морской волчонок».
· Бальмонт, Блок и По. («Ворон» Эдгара А. По удостоился от Головачева отдельного респекта.)
· Роберт Стивенсон «Вересковый мед».
· Роберт Штильмарк «Наследник из Калькутты».
· Игорь Акимов «Дот» и «Баллада об ушедших на задание». (Я заглянул в начало «Баллады об ушедших на задание» и был впечатлен. Она пробирает до мурашек, ей-богу.)
· Георгий Мартынов «Каллисто».
· Стругацкие, само собой.
· Владимир Михайлов «Дверь с той стороны».
· Иван Ефремов «Сердце змеи».
· Рэй Брэдбери «Куколка», «Лед и пламя».
· Станислав Лем. Отдельно упомянут «Непобедимый».
· Альфред Ван Вогт «Чудовище».
· Гарри Гаррисон «Проникший в скалы».
· Ну и в конце грандмастер отметил сказки Павла Бажова.
Лично я из этого кое-что не читал, но с удовольствием наверстаю упущенное. Уверен, список любимой литературы грандмастера гора-а-аздо больше. Сами понимание, встреча была ограничена по времени.
А теперь приведу несколько замечаний от Головачева, которые можно взять на вооружение всякому, кто пишет книги.
· Начать книгу следует как можно бодрее . Взрыв, покушение, выстрел в колесо — и всё такое. А потом «хоть сопли жуй на всех страницах».
· Без юмора никуда. Потому что не бывает такого, чтобы где-нибудь что-нибудь не стряслось, а кто-нибудь чего-нибудь не ляпнул. Мы же люди, а это жизнь! Отдельно Головачев упомянул книгу (простите, не успел зафиксировать ее название, а вспомнить, увы, не могу), которая ему понравилась и при чтении которой он страдал из-за отсутствия в ней хотя бы одной маленькой шутки. Грандмастер даже искал встречи с этим писателем, чтобы лично посетовать на оплошность.
· Сюжет должен быть сюжетом. Если герои очутились на какой-то странной планете, чужой мир не должен оставаться лишь декорацией, антуражем. Не должно быть ситуаций, которые могли случиться где угодно: в баре, на космической станции, в конюшне. Например, похулиганил — получил в репу. (Насколько я понял, это не касалось развития конфликта между персонажами.)
· В книге обязательно должен быть герой, а не страдалец, потеющий жидким эквивалентом депрессии, на которого не хочется равняться. В качестве примера такого страдальца был приведен Крис Кельвин из «Соляриса» Лема, хотя само произведение грандмастер оценил высоко.
· Напоследок Головачев немного сказал о Пелевине. В частности, о том, что по текстам этого писателя можно изучать владение русским языком. Восприятие содержания оставил на откуп читателям. (Так что имейте в виду, друзья.)
Вот вроде бы и всё.
Чем больше я осмысливаю эту встречу, тем больше изумляюсь. Василий Васильевич Головачев — настоящий золотой пласт отечественной фантастики. Водил дружбу с братьями Стругацкими и знал Булычева. Живой привет из эпохи потрясающих книг и исправного морального компаса.
Ребята, я прикоснулся к легенде.
#василийголовачев #грандмастерфантастики #встречасписателем #автограф #писательство #встречасозвездой #научнаяфантастика #российскаяфантастика #советымастера