Найти в Дзене

«О программе повышения квалификации и дополнительном образовании»: интервью проректора Виталия Борща

Оглавление

РУТ (МИИТ) реализует множество дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, являясь одним из национальных лидеров в данной сфере. О новых подходах и университетских стандартах в дополнительном профессиональном образовании, о методологии обратного дизайна и планах университета в скором времени предлагать бесконечный набор образовательных программ, а также о том, как это связано с программой «Приоритет 2030» рассказал проректор, директор Научно-образовательного центра Повышения квалификации, профессиональной переподготовки и сертификации кадров для национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Виталий Борщ.

Дополнительное профессиональное образование

Как рассказал Виктор Борщ, компетенции специалистов не поспевают за появлением новых технологий, поэтому возникает необходимость дополнительного профессионального образования. Это специальные программы трудоемкостью освоения до 250 часов, которые можно реализовать полностью в дистанционном формате.

При проектировании таких программ точность определения образовательного результата в начале проектирования очень важна. Программы можно реализовывать в полностью дистанционном режиме, что очень удобно для обучающегося, ведь получается выстраивать график обучения с максимальным учетом своего личного графика. Но те только в этом преимущество. Дистанционный формат – это возможность обучить по единым стандартам за короткий промежуток времени практически неограниченное количество слушателей. Максимальный охват аудитории и идеальная масштабируемость образовательной технологии, - отметил Виталий Борщ.

В качестве примера он обратил внимание на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги», в рамках которого за счет внедрения новых технологий предполагалось существенно повысить качество дорожного строительства. Так, в составе нацпроекта было предусмотрено создание системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства: разработаны десятки программ повышения квалификации, большинство из них – полностью дистанционных. Ежегодно в рамках системы обучались около 5000 человек.

Наш университет принимал самое активное участие в создании системы повышения квалификации дорожников. Кстати, нацпроект БКД – один из самых успешных и результативных национальных проектов России. Полагаю, что система повышения квалификации, которая встроена в процесс технологического перевооружения дорожной отрасли, сыграла в этом успехе заметную роль, - продолжил проректор.

Как удерживать лидирующие позиции?

Проректор отметил, что в ходе реализации стратегических проектов Университет осваивает новые предметные области, а также решает важные отраслевые задачи, поставленные Транспортной стратегией. Среди которых – вопросы декарбонизации и углеродно-нейтрального транспорта.

Данная предметная область в России только формируется. И мы стремимся в ней быть одними из лидеров в разработке методик, лидерами в разработке соответствующих технологий, в том числе программно-аппаратных решений. Поскольку мы позиционируем университет как центр компетенций в этой области, то нам и нужно разрабатывать программы повышения квалификации, которые позволят работникам транспортных компаний сформировать необходимые способности по «работе с углеродным следом», - отметил Виталий Викторович.

В рамках программы «Приоритет 2030» Университет разрабатывает программы повышения квалификации в предметных областях пяти стратегических проектов. Отдельно были отмечены 10 программ повышения квалификации для дипломирования моряков в области безэкипажного судовождения. Данная система организована в консорциуме с Государственным морским университетом им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Программы повышения квалификации разрабатывает наш университет, а коллеги из Новороссийска осуществляют экспертную поддержку, предоставляют информационные материалы. Совместно с АО «Ситроникс» мы разрабатываем учебно-тренировочный комплекс для подготовки специалистов в области автономного судовождения. Так что делаем и сами программы, и тренажеры для их реализации. И в этой работе мы – одни из лидеров. Мы синхронизируем свои действия с усилиями Росморречфлота. Результаты нашей совместной работы лягут в основу тех примерных программ, которые Росморречфлот предложит для всех морских образовательных организаций нашей страны, - рассказал Виталий Борщ.

Стандарты качества образовательных программ

РУТ (МИИТ) разработал авторскую методологию – проектирование дополнительных профессиональных программ «от результата». По словам Виталия Борща, на начальном этапе проектирования определяется результат обучения, после чего приступают к проектированию оценочных материалов, определению структуры программ, а в завершение – формирование образовательного контента.

Наш путь сейчас – один из самых прогрессивных. Но мы не просто эту методологию применяем – мы еще разработали средство автоматизированного проектирования образовательных программ, которое называется «Конструктор дополнительных профессиональных программ». В рамках методологии и при помощи этого программного продукта мы сейчас разрабатываем все программы в «Приоритете». Каждая программа закрывает какой-то важный компетентностный разрыв в той или иной предметной области, - сказал он.

Все программы в «Приоритете» разрабатываются с привлечением признанных экспертов в своих профессиональных областях. Кроме того, в работе задействованы специально подготовленные методисты, которые знают, как работают методологии обратного дизайна и как применять «Конструктор», которые умеют правильно интервьюировать экспертов.

Наша задача – построить программу так и такие технологии использовать при ее разработке, чтобы она могла реализовываться полностью в дистанционном режиме, вплоть до проверки практических способностей людей через специальные цифровые симуляции и практические задания. Вторая часть наших программ всегда имеет так называемый электронный образовательный контент, который разрабатывают тоже наши специалисты, имеющие серьезный опыт работы в крупных, в том числе национальных проектах. И в результате получается программа, которую можно выложить на портал обучения. Программа оснащена всем необходимым контентом, ее можно реализовывать дистанционно в любой точке мира. Человек может пройти обучение, освоить ту или иную способность, пройти экзаменационные испытания и получит документы о повышении квалификации, - подытожил Виталий Борщ.

Как можно самому создать для себя программу повышения квалификации?

Еще один важный эффект программ, разработанных в методологии обратного дизайна, – это не просто построение индивидуальных образовательных траекторий, а возможность для любого человека создать дистанционную программу под свои конкретные потребности.

Предположим, что вы хотите изучить возможности Excel, которые применяются для решения различных транспортных задач. По ключевым словам, на портале «Конструктора» вы можете отобрать эти способности, выбрать их себе в образовательную программу. К этому автоматически прицепляется контент и оценочные материалы (лекции, практические задания, тесты, практические занятия). Можете этот набор способностей назвать так, как вы хотите – получится название вашей персональной образовательной программы. Отправляйте эту программу на согласование, например, в деканат. Вам формируют стоимость, вы оплатили и проходите обучение. Полная кастомизация, - отметил он.

«Цифровые кафедры»

Кроме того, университет в рамках «Приоритет 2030» запускает еще один новый проект – «Цифровые кафедры. Обучающиеся могут параллельно с освоением основных профессиональных образовательных программ прокачать свои компетенции в IT-сфере:

Если раньше достаточно было уметь обращаться с текстовыми файлами, то сейчас практически любому специалисту необходимо уметь самостоятельно сделать сайт и работать с базами данных. Если посмотреть и заглянуть чуть-чуть за горизонт, на 5–7 лет вперед, то мы поймем, что специалист, который занимается обслуживанием транспортных средств или проектированием программных продуктов, должен уметь самостоятельно создать нейросеть для решения задач – это базовая грамотность. Поэтому в массовом порядке будут запущены программы профессиональной переподготовки, которые позволят как айтишникам, так и тем, кто учится по несвязанной с этим специальности, прокачать навыки в IT-составляющей, - сказал проректор.

В рамках этого проекта планируется обучить 1189 студентов в новом учебном году.

-2

В университете уже реализуется 479 программ дополнительного профессионального образования, разрабатываются новые. Какие ресурсы помогают справиться с такой нагрузкой и удерживать лидерство в этой сфере?

Количество программ повышения квалификации, которые университет реализует, это важный, но не определяющий показатель в ответе на вопрос о том, каковы наши рыночные позиции и каков вообще наш статус. Гораздо интереснее – это то, сколько людей мы обучаем в год, и по этому показателю наш вуз – один из лидеров в России. Мы ежегодно обучаем более 35 000 слушателей дополнительных профессиональных программ – это колоссальные цифры. Почти 500 миллионов рублей университет зарабатывает ежегодно от этой деятельности. К сожалению или к счастью, но тенденции таковы, что с развитием дистанционных форм обучения программа становится дешевле, это хорошо для потребителя. К сожалению, в какой-то момент контент и качество программ, которые мы реализуем в университете, начали отставать от требований рынка. Появились новые игроки, которые стали предлагать программы более высокого качества. Поэтому тот стандарт создания программ повышения квалификации, который мы сейчас культивируем и используем в «Приоритет 2030», в случае его масштабирования позволит нам получить часть аудитории, которая еще не наша. В основном это молодежь, которой важно качество контента и свобода формирования содержания образования. В этом смысле наш подход очень четко соответствует пожеланиям людей, которые точно понимают, что им нужно. Да, этот процесс будет небыстрым, да, он потребует времени. Второй важный момент в нашей стратегии – это реализация крупных государственных программ, повышения квалификации работников транспортной отрасли. И мы готовы реализовать масштабные образовательные проекты для различных видов транспорта.

Какие сферы сейчас больше всего нуждаются в повышении квалификации?

Человек должен учиться всю жизнь. Нет сфер, где повышение квалификации более нужно или менее нужно – везде нужно. Нужно меняться вместе с технологическим потоком. Во всех видах транспорта сегодня происходят технологические сдвиги. Одна из центральных задач модернизации транспортной системы – цифровая трансформация во всех видах транспорта. Это появление цифровых двойников, безэкипажных судов, интеллектуальных транспортных систем, высокоавтоматизированных беспилотных транспортных средств, новые технологии управления мобильностью и др. Это колоссальные технологические сдвижки, которые требуют повышения квалификации людей. Конечно, нужно иметь возможность быстро подготовить работников отрасли к этим изменениям.

В таких сферах и специальностях повышение квалификации идет сложнее всего?

Сложнее всего повышать квалификацию тогда, когда требования в профессиональной области еще не формализованы. То есть не издан нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность, нет профессиональных стандартов деятельности, стандартов продукции. Многие говорят про искусственный интеллект, но мало кто говорит о том, что нормативно эта технология совершенно не отрегулирована. Под искусственным интеллектом каждый понимает свой набор сущностей. В этой ситуации повышение квалификации – самая сложная штука. Потому что обучать людей надо тому, что уже признано в каком-то более-менее широком профессиональном сообществе.

Вы лично, когда последний раз проходили курсы повышения квалификации?

Это было зимой, я проходил курс по противодействию коррупции, который организовал наш Юридический институт. Для меня по должности это обязательная программа. В последнее время больше участвую в разработке программ, чем сам прохожу. Но вот интересная история. Как работает методист? Это же фактически первый слушатель программы. Он этой профессиональной области никогда не касался, он должен вникнуть и разобраться в этом при помощи экспертов. И изложить программу так, чтобы другие слушатели освоили эти компетенции. В этом смысле человек, который занимается разработкой программы, сам обучается по ней. Я на сегодняшний день курирую разработку более 10 программ в рамках «Приоритета». Поэтому в каком-то смысле я прохожу повышение квалификации каждый понедельник, когда провожу с нашими методистами еженедельные методические семинары.