3 августа 1943 года началась операция, которая вошла в историю под названием “Рельсовая война”.
Ставка Верховного Главнокомандования, 14 июля 1943 года, приняла решение о проведении операции с целью нарушения железнодорожного сообщения и затруднения перегруппировки и снабжения отступающих фашистских войск.
Операция охватила территории БССР, УССР и западные области РСФСР. В ней участвовало 167 партизанских бригад (из них белорусские, ленинградские, калининские, смоленские, части украинских и орловских) - всего более 100 тысяч партизан. Организация операции тщательно подготавливалась: заранее была проведена комплексная разведка железнодорожных коммуникаций противника; местные партизанские штабы, действуя в контакте с руководством соответствующих фронтов, четко распределили между отрядами и бригадами участки ответственности.
Для того чтобы сделать подрывы более результативными, советский подрывник И.Г. Старинов предложил приспособления, позволяющие бороться с немецкой системой защиты эшелонов (впереди локомотива пускались одна или несколько платформ с рельсами в качестве «тральщика»). Его система позволяла взрывать мину под локомотивом или первыми вагонами, обеспечивая гарантированное крушение всего эшелона и сильные разрушения путей.
В первую же ночь операции удалось взорвать около 42 тысяч рельсов. Это было неожиданно для фашистов и они приступили к ремонту железнодорожного полотна только на третьи сутки! За все время операции (до 15 сентября 1943 года) - было уничтожено почти 215 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированных территориях.
Операция “Рельсовая война” принесла огромный успех. Ее итогом стало резкое сокращение материально-технического обеспечения и большей части живой силы немцев. Поскольку рельсов не хватало для дальнейшего передвижения немецких поездов, их привозили из Германии и сваривали на месте. Это занимало очень много времени (движение было задержано на 3-15 суток), тем самым Красная Армия смогла начать успешное наступление по всем фронтам.
#зарница #висториюсзарницей