Мне всегда было интересно, как жили люди в длительных путешествиях. И не сейчас, когда почти все путешественники так или иначе привязаны к самолетам, отелям и прочей туристической инфраструктуре, а лет эдак сто назад. Приглашаю подняться на борт корабля "Фрам", на котором Амундсен сотоварищи открывали Южный полюс...
Корабль сейчас находится в Осло и подняться на его борт может любой желающий. Сейчас музей Фрама, пожалуй, один из самых крутых интерактивных музеев норвежской столицы. Можно подняться на борт того самого корабля, пощупать такелаж и посмотреть, как был обустроен быт в каютах сотню лет назад.
Корабль стоит в огромном здании с двускатной крышей. На внутренних стенах здания транслируются видео, воссоздающие атмосферу вблизи берегов Антарктиды, а на палубе есть специальный лавочки, имитирующие качку моря. Это все к вопросу об интерактивности...
Фрам — это парусно-моторная шхуна, поэтому помимо, собственно, парусов у нее был еще и мотор. Правда, по современным меркам моторчик весьма слабенький – всего 180 лошадиных сил, как у современного внедорожника.
Зато по размеру двигатель Фрама даст фору любому современному четырехцилиндровому агрегату: этот занимает целую комнату. Кстати, дизелем на борту воняет до сих пор, так как Южный полюс открывали уже с дизельным мотором. До этого стояла паровая машина.
На борту жизнь текла своим чередом, и немаловажную ее часть составляла еда. О разнообразии питания заботился кок, а за моральный настрой команды отвечало норвежское пиво, припасенное еще с начала плавания.
Был на борту Фрама и россиянин Александр Кучин. Сам он родом из маленького городка Онега, что в Архангельской области. Пару лет назад я был в Онеге и заходил в местный музей, где биографии Кучина отведено особое место за его участие в экспедиции на Фраме.
Быт капитана значительная отличался от быта всех остальных членов команды. У него была своя личная комната и даже туалет, правда, не слишком похожий на то, каким мы его представляем сегодня.
Туалет представлял собой железный "трон", в который была пущена труба, предназначенная для смыва. Здесь же был таз, заменявший раковину, и кувшин с водой, чтобы можно было помыть руки.
Да и капитанская постель тоже отличалась большей комфортностью. Двуспальной кровати размера кинг-сайз на корабле не предусмотрено, но и на койке с одеялом капитану спалось неплохо.
А вот так сушили постиранные вещи. Впрочем, по свидетельствам самих участников экспедиции, делалось это не слишком часто, как не слишком часто и сами они принимали водные процедуры и брились.
Вот таким был незамысловатый быт, который на протяжении почти четырех лет вели двадцать смельчаков под начальством Амундсена в путешествии к Южному полюсу. Великие дела не совершаются в комфорте, и это еще одно тому доказательство.
Хотели бы прогуляться по палубе Фрама? Впечатляет.