Найти тему
Беречь речь

Жил с животными, спасал волка от макаки. На какие жертвы шёл скульптор ради памятника Крылову

Осёл, козёл, мартышка и косолапый мишка теперь жили в мастерских. Пётр Клодт не мог делать работу спустя рукава. Он выиграл конкурс, и сомнений в том, что животных надо ваять с натуры, у него не было. Так, никого не забыл? Осёл, козёл, мартышка и косолапый мишка... Слон, лев, барс, орёл, волк, петух, журавль и лисица...

Скульптор перечитал басни Крылова и составил список. Любимый баснописец будет сидеть в окружении созданных им персонажей. Не чудо ли? И не надо, как обычно, ждать 50 лет, чтобы убедиться, что покойный достоин памятника.

Портрет П. К. Клодта. Рисунок П. Ф. Соколова
Портрет П. К. Клодта. Рисунок П. Ф. Соколова

Первым из литераторов, которому в России поставили памятник, был Карамзин. А вторым будет Крылов. И это будет его, Клодта, работа. Работа за счёт частных пожертвований, собранных специальным Комитетом по сбору средств. Вот как дедушку Крылова любили!

В ту пору больших зоопарков не было, пришлось выкручиваться. Работал только зверинец Зама на Мойке. Туда Клодт ходил, чтобы лепить с натуры льва и барса. Ради слона напросился в царский зверинец в Царском Селе. А остальных животных он собрал... дома.

Михаил Клодт, сын скульптора, вспоминал:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным рёвом, воем, блеянием, писком... Всё это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Ох и доставило же это хлопот!

Присланная художником Боголюбовым макака любила зарядить яблоком в волка и создать всеобщую кутерьму. Воронёнок истошно кричал. Журавлю нравилось клевать всех, кто попадался: страдали даже волк с медведем. Но особая нелюбовь у журавля была к петуху. Наверное, чувствовал конкуренцию.

Иллюстрация к басне «Квартет». Автора, к сожалению, не нашла
Иллюстрация к басне «Квартет». Автора, к сожалению, не нашла

Козла приводила соседка. Он упрямился и упирался в землю всеми копытами. «Сбрендила ты, что ли, матушка, тащить меня туда, где живут лесные хищники? Я ещё жить хочу. Оставь меня, старушка, я в печали...».

Лягушек и свиней скульптор тоже у себя не держал. Их и так было в избытке. Лягушки для местных мальчишек были платой за возможность увидеть стихийный зоопарк. А свиней держали многие: ходи и смотри.

Даже орла в качестве модели предоставил один украинский помещик. А потом гордился, что его птица взлетела так высоко, что её облик увековечили в бронзе.

С каким облегчением вздохнули обитатели мастерских, когда работа над памятником была окончена! Животных сдали в зверинец Зама, оставив только кота, петуха и журавля.

В 1855 году памятник Крылову был открыт.

Акварель В. С. Садовникова, 1855 г.
Акварель В. С. Садовникова, 1855 г.
«Великая заслуга Клодта в том, что он первый у нас представил своего героя во всей естественности действительной будничной жизни. Клодт попробовал что-то совсем иное. Его Крылов сидит перед нами, на камушке, в ежедневном своем сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он в самом деле под конец жизни был, без всяких прикрас и без малейшей идеализации…», — писал критик Владимир Стасов в «Избранных сочинениях».

А увидеть тех самых зверей сегодня может каждый посетитель Летнего сада. Вот они, сидят вокруг баснописца, превратившего их в героев своих бессмертных произведений:

Пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!