Найти тему
Букник Плюс

Регина Йонас — первая женщина-раввин

Регина Йонас (нем. Regina Jonas; 3 августа 1902, Берлин — 12 декабря 1944, Освенцим) — первая в мире практикующая женщина-раввин, прошедшая рукоположение.

Регина Йонас родилась в 1902 году в семье мелкого торговца. Во время Первой мировой войны она посещала еврейскую школу для девочек. Ее интересовали предметы, связанные с религией. Общеобразовательные предметы вызывали в ней мало энтузиазма, зато в иврите и еврейской истории она была одной из лучших.

В своих записях и проповедях Йонас неоднократно подчеркивала, что миссия раввина видится ей прежде всего в духовном наставничестве и имеет прямое отношение к педагогической сфере, к которой именно у женщин наблюдается особый талант. Но о женщине-раввине на тот момент никто не мог и помыслить.

В 1923 году Регина заканчивает лицей и получает аттестат зрелости с отметкой «отлично» по педагогике, ставшей ее любимым светским предметом. Годом позже, после дополнительных курсов, ей выдают разрешение на преподавание в средних школах, что, учитывая педагогическую функцию раввина, хоть немного, но приближает ее к заветной цели. Чтобы совершенствовать свои знания в области иудаизма, Йонас поступает в Высший институт иудаизма, а на жизнь зарабатывает уроками иврита и еврейской религии.

Из воспоминаний ее учениц и коллег мы можем составить некоторое, хотя и фрагментарное, впечатление о личности «фройляйн Йонас» за пределами ее теологических работ. Большинство сходятся в том, что Йонас была «чрезвычайно ортодоксальна»: например, в шаббат никогда не носила с собой даже дамской сумочки. При этом ее считали жизнерадостным и веселым человеком.

В 1930 году Йонас заканчивает институт. Ее дипломная работа носит программное название «Может ли женщина занимать пост раввина?» и написана как полемический трактат. Поскольку Йонас не относила себя к либеральному течению, для нее было важно не прибегать к аргументам, которые противоречили бы традиционному пониманию еврейского Закона. Однако для нее столь же важно было провести черту между предписаниями, идущими непосредственно из Торы, и постановлениями отдельных раввинов, обусловленными конкретной исторической эпохой. Так, Йонас в своей работе приходит к выводу, что запрет Талмуда на проповедническую деятельность для женщин имел целью предотвратить «двусмысленные» контакты между женщинами и мужчинами. Однако, как подчеркивает Йонас, в современных условиях этот запрет устарел, и препятствий к исполнению женщиной обязанностей раввина более не существует. При этом Йонас выдвигает для будущих женщин-раввинов требование пожизненного целомудрия, так как брак и особенно материнство несовместимы с должностью, требующей от человека столь полной отдачи.

Начиная с 1933 года, с приходом к власти национал-социалистов, положение евреев в Германии стало стремительно осложняться. Парадоксальным образом в первое время это привело даже к новому расцвету еврейской культуры. Многие усиленно учили иврит и еврейскую историю, готовясь к эмиграции в Палестину. Можно сказать, что эти события ускорили — или вообще сделали возможным — посвящение Йонас в сан раввина. В 1935 году Регина выдержала соответствующий экзамен у известного своими прогрессивными воззрениями раввина Макса Динеманна.

Однако получить работу для Йонас оказалось весьма непросто. Большинство синагог не позволяли женщине — несмотря на наличие у нее раввинского диплома — проповедовать с их кафедры. Йонас начинала с проповедей в домах престарелых и больницах. Для нее не существовало непрестижных мест. Постепенно перед ней открывались и двери синагог. В 1937 году она получила постоянное место в еврейской общине, однако в графе «должность» значилось: «учительница религии». И все же эта работа позволяла ей время от времени исполнять обязанности раввина.

После Хрустальной ночи в ноябре 1938 года, когда по всей Германии горели синагоги и еврейские магазины, положение евреев стало критическим. Но Йонас не думала об эмиграции: она до конца хотела быть со своим народом. Было, правда, еще одно обстоятельство, которое удерживало ее в границах Третьего рейха. Летом 1939 года она познакомилась гамбургским раввином Йозефом Нордом, который был старше ее на 32 года. Между ними возникла нежная дружба, а затем, судя по многочисленным письмам, и более серьезные отношения.

Помимо любовных признаний переписка между Йонас и Нордом содержит подробные сведения об их работе, объем которой увеличивался по мере роста преследований евреев. И Йонас, и Норд проводили службы в уцелевших синагогах или на частных квартирах, морально поддерживали отчаявшихся и хлопотали о материальной помощи нуждающимся. Вместе с другими евреями всех социальных слоев Регина была привлечена к принудительной работе. Ее распределили на картонажную фабрику. Очевидцы рассказывали, что она вела себя с таким достоинством и уверенностью, что даже надзиратели относились к ней с уважением. В фабричном цехе Йонас ободряла упавших духом, оставаясь верной своему призванию и профессии. Как выразился один из ее друзей Гад Бек, «ее синагога была повсюду».

В ноябре 1942 года Регина вместе с пожилой матерью была отправлена в концлагерь Терезиенштадт. Там она продолжала проповедническую деятельность, заботилась о вновь прибывших и помогала им справиться с шоком, который они переживали в лагерных условиях. В сентябре 1944 года Регину депортировали в Освенцим, откуда она уже не вышла.

Сегодня Регина Йонас считается предтечей «женского поворота» в иудаизме. Многие аргументы, приведенные в ее трактате «Может ли женщина занимать пост раввина?», актуальны и по сей день, ведь, хотя ординация женщин в консервативном и реформистском иудаизме давно идет полным ходом, путь женщины-раввина по-прежнему связан с преодолением сложившихся стереотипов и немалой враждебности.