Найти в Дзене
Hist in Light

Да будет мост над Волгой-рекой! Старый мост в Твери: от создания до войны

В конце XIX - начале XX вв. жителям Твери и тверским чиновникам стало совершенно ясно, что городу жизненно необходим постоянный мост через Волгу. Оттягивать решение этой проблемы было невозможно, понтонная переправа уже выработала свой ресурс и морально устарела.

Снимок 1895 г. Вид со стороны Заволжья на Спасо-Преображенский собор и Императорский путевой дворец на правом берегу Волги. Моста ещё нет.
Снимок 1895 г. Вид со стороны Заволжья на Спасо-Преображенский собор и Императорский путевой дворец на правом берегу Волги. Моста ещё нет.

Без моста на другой берег Волги, дальнейшее развитие города и освоение большей части территории нынешнего Заволжского района могло бы сильно замедлиться, или же и вовсе остановиться.

В 1895 году в Санкт-Петербурге, инженер - технологом В.Ф. Точинским был разработан проект постоянного моста через Волгу в Твери. Его тут же утвердили в Министерстве путей сообщения. Государство взяло на себя большую часть расходов на постройку моста. Сумма в 481 тысячи 272 рубля была потрачена в 1895-1898 гг.

Иностранный капитал также внёс свою лепту в дело строительство моста на Волге. Бельгийско-французская компания «Диль и Балакан» была сильно заинтересована в сооружении моста. В Заволжье, в 1898 году это акционерное общество построило «Верхневолжский завод железнодорожных материалов».

Сейчас это Тверской Вагоностроительный завод, один из промышленных гигантов города.
Сейчас это Тверской Вагоностроительный завод, один из промышленных гигантов города.

А для развития нового предприятия, перевозки товаров и рабочих, мост был как нельзя кстати. Поэтому предприимчивые иностранцы выделили оставшуюся часть денег необходимую для завершения строительства.

Уже в 1897 г. проект моста начал воплощать в жизнь чешский инженер Л.И. Машек. Три года продолжалось строительство моста в Твери.

8 сентября 1900 года, в 9 часов утра, жители Твери собрались на берегах Волги, они не могли до конца поверить в то, что мост через реку теперь станет частью их жизни.

Открытие моста 8 сентября 1900 г. Снимок сделан с правого берега Волги, со стороны Городского сада. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"
Открытие моста 8 сентября 1900 г. Снимок сделан с правого берега Волги, со стороны Городского сада. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"

Тверской губернатор Голицын почтил своим присутствием церемонию торжественного открытия постоянного моста через Волгу.

Николай Дмитриевич Голицын, тверской губернатор в 1897-1903 гг., последний председатель Совета министров Российской империи в 1916-1917 гг.
Николай Дмитриевич Голицын, тверской губернатор в 1897-1903 гг., последний председатель Совета министров Российской империи в 1916-1917 гг.

В то время, жители Твери ещё не называли этот мост "Старым", для них он был просто "Волжским" или же "Новым". Только после открытия Нового (Нового Волжского) моста в 1956 г., чтобы их хоть как-то различать, за ним закрепилось наименование Старый или Старый Волжский мост.

В феврале 1902 г. Министерство путей сообщения передало мост на баланс городу Твери. За проезд по переправе для крестьянских подвод (повозок) был установлен тариф.

В маленьких сторожевых будках по обеим сторонам моста, несли службу сторожа, внимательно наблюдая за порядком. А слесаря неустанно следили за состоянием моста. Въезжающих на мост, как со стороны центра, так и стороны Заволжья встречали по два литых фонаря.

С 1972 года эти фонари украшают Театральную площадь, установлены рядом с памятником А.С. Пушкину.

Театральная площадь и памятник Пушкину в Твери.
Театральная площадь и памятник Пушкину в Твери.

За освещение самого моста отвечали 48 керосиновых ламп, чтобы люди не терялись в ночи в поисках нужного берега и не попадали в ДТП.

Берега Волги связал мост, длиной в 215 м., ширина его проезжей части составляла 5 м. 68 см. Для прохода пешеходов было выделено по 2,5 м., с каждой стороны. Дважды в год на мосту производилась замена деревянного настила. Раньше к нему вели булыжные мостовые, но в 1904 г. подъезды к мосту были уложены в асфальт.

-8

Старый мост благодаря своей ажурной конструкции выглядит лёгким и воздушным. Рабочими Коломенского машиностроительного завода была изготовлена верхняя металлическая конструкция моста. Четыре его шпиля высоко устремлены в небо.

-9

Мост имеет три пролёта, стальные фермы (опорная решётчатая конструкция) расположены на 4 опорах, а не на пяти, как по системе немецкого инженера Генриха Гербера. Поэтому, часть нагрузки на мост была перенесена на береговые опоры, за счёт чего конструкция моста получилась более изящной и приобрела запоминающуюся форму ставшую символом Твери.

Ледоход на Волге в Твери начала XX в. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"
Ледоход на Волге в Твери начала XX в. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"

На берегах Дуная, в славном городе Будапешт можно встретить брата-близнеца Старого моста, мост Свободы. Видимо, наши инженеры вдохновлялись этим сооружением и ностальгировали по цепным мостам.

Мост Свободы (Сабадшаг по-венгерски) в Будапеште, в конце XIX в. носил имя Франца-Иосифа, правителя Австро-Венгрии. Создавался в 1894-1896 гг.
Мост Свободы (Сабадшаг по-венгерски) в Будапеште, в конце XIX в. носил имя Франца-Иосифа, правителя Австро-Венгрии. Создавался в 1894-1896 гг.

Тверь и Венгрию связывают долгие годы всестороннего сотрудничества. Побратимом города является венгерский Капошвар, отсюда и название одной из площадей Твери, площади Капошвара, которую в народе окрестили «площадью кошмаров». Постоянные кошмары для автомобилистов и пешеходов...

Площадь Капошвара в Твери. Фото 2013 г., взято с сайта livejournal.com., пользователь jury_tver
Площадь Капошвара в Твери. Фото 2013 г., взято с сайта livejournal.com., пользователь jury_tver

В советское время, нагрузка на мост неуклонно росла. Вместо обычных телег и повозок, по мосту начали ездить тяжёлые автомобили, в частности грузовики.

Фото 1930-х годов. Дорожные катки выполняют ремонтные работы на мосту. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"
Фото 1930-х годов. Дорожные катки выполняют ремонтные работы на мосту. Источник: группа в Вк "Тверская Ностальгия"

На протяжении 26 лет, с 1931 по 1957 гг. по Старому мосту проходила трамвайная линия. В 1956 году трамвай перенесли на Новый мост.

Тверские (Калининские) трамваи поворачивают с Советской улицы на Старый мост
Тверские (Калининские) трамваи поворачивают с Советской улицы на Старый мост

Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, город Калинин (Тверь) был оккупирован немцами. Спустя два месяца, в декабре, мост был взорван немецкими войсками при отступлении из Калинина.

-16

Для быстрого налаживания транспортного сообщения между двумя частями города, Старый мост был лишь временно восстановлен. Калинин уже освободили от противника, но на других фронтах война всё ещё продолжалась, поэтому в ход пошли полумеры.

Уже 28 марта 1942 г. по нему вновь запустили трамвай. Маршруты № 4 Вагонзавод - завод КРЕПЗ (комбинат ИСКОЖ) и № 5 Вагонзавод - Вокзал.

Старый мост в 1944 году и функционирующий трамвай на линии.
Старый мост в 1944 году и функционирующий трамвай на линии.

Полноценное восстановление моста было произведено немного позднее.

В следующий раз, мы поговорим о жизни Старого моста в послевоенные годы.

#история #историяроссии #тверь #тверскаяобласть #мост #волга #архитектура #достопримечательности