В конце XIX - начале XX вв. жителям Твери и тверским чиновникам стало совершенно ясно, что городу жизненно необходим постоянный мост через Волгу. Оттягивать решение этой проблемы было невозможно, понтонная переправа уже выработала свой ресурс и морально устарела.
Без моста на другой берег Волги, дальнейшее развитие города и освоение большей части территории нынешнего Заволжского района могло бы сильно замедлиться, или же и вовсе остановиться.
В 1895 году в Санкт-Петербурге, инженер - технологом В.Ф. Точинским был разработан проект постоянного моста через Волгу в Твери. Его тут же утвердили в Министерстве путей сообщения. Государство взяло на себя большую часть расходов на постройку моста. Сумма в 481 тысячи 272 рубля была потрачена в 1895-1898 гг.
Иностранный капитал также внёс свою лепту в дело строительство моста на Волге. Бельгийско-французская компания «Диль и Балакан» была сильно заинтересована в сооружении моста. В Заволжье, в 1898 году это акционерное общество построило «Верхневолжский завод железнодорожных материалов».
А для развития нового предприятия, перевозки товаров и рабочих, мост был как нельзя кстати. Поэтому предприимчивые иностранцы выделили оставшуюся часть денег необходимую для завершения строительства.
Уже в 1897 г. проект моста начал воплощать в жизнь чешский инженер Л.И. Машек. Три года продолжалось строительство моста в Твери.
8 сентября 1900 года, в 9 часов утра, жители Твери собрались на берегах Волги, они не могли до конца поверить в то, что мост через реку теперь станет частью их жизни.
Тверской губернатор Голицын почтил своим присутствием церемонию торжественного открытия постоянного моста через Волгу.
В то время, жители Твери ещё не называли этот мост "Старым", для них он был просто "Волжским" или же "Новым". Только после открытия Нового (Нового Волжского) моста в 1956 г., чтобы их хоть как-то различать, за ним закрепилось наименование Старый или Старый Волжский мост.
В феврале 1902 г. Министерство путей сообщения передало мост на баланс городу Твери. За проезд по переправе для крестьянских подвод (повозок) был установлен тариф.
В маленьких сторожевых будках по обеим сторонам моста, несли службу сторожа, внимательно наблюдая за порядком. А слесаря неустанно следили за состоянием моста. Въезжающих на мост, как со стороны центра, так и стороны Заволжья встречали по два литых фонаря.
С 1972 года эти фонари украшают Театральную площадь, установлены рядом с памятником А.С. Пушкину.
За освещение самого моста отвечали 48 керосиновых ламп, чтобы люди не терялись в ночи в поисках нужного берега и не попадали в ДТП.
Берега Волги связал мост, длиной в 215 м., ширина его проезжей части составляла 5 м. 68 см. Для прохода пешеходов было выделено по 2,5 м., с каждой стороны. Дважды в год на мосту производилась замена деревянного настила. Раньше к нему вели булыжные мостовые, но в 1904 г. подъезды к мосту были уложены в асфальт.
Старый мост благодаря своей ажурной конструкции выглядит лёгким и воздушным. Рабочими Коломенского машиностроительного завода была изготовлена верхняя металлическая конструкция моста. Четыре его шпиля высоко устремлены в небо.
Мост имеет три пролёта, стальные фермы (опорная решётчатая конструкция) расположены на 4 опорах, а не на пяти, как по системе немецкого инженера Генриха Гербера. Поэтому, часть нагрузки на мост была перенесена на береговые опоры, за счёт чего конструкция моста получилась более изящной и приобрела запоминающуюся форму ставшую символом Твери.
На берегах Дуная, в славном городе Будапешт можно встретить брата-близнеца Старого моста, мост Свободы. Видимо, наши инженеры вдохновлялись этим сооружением и ностальгировали по цепным мостам.
Тверь и Венгрию связывают долгие годы всестороннего сотрудничества. Побратимом города является венгерский Капошвар, отсюда и название одной из площадей Твери, площади Капошвара, которую в народе окрестили «площадью кошмаров». Постоянные кошмары для автомобилистов и пешеходов...
В советское время, нагрузка на мост неуклонно росла. Вместо обычных телег и повозок, по мосту начали ездить тяжёлые автомобили, в частности грузовики.
На протяжении 26 лет, с 1931 по 1957 гг. по Старому мосту проходила трамвайная линия. В 1956 году трамвай перенесли на Новый мост.
Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, город Калинин (Тверь) был оккупирован немцами. Спустя два месяца, в декабре, мост был взорван немецкими войсками при отступлении из Калинина.
Для быстрого налаживания транспортного сообщения между двумя частями города, Старый мост был лишь временно восстановлен. Калинин уже освободили от противника, но на других фронтах война всё ещё продолжалась, поэтому в ход пошли полумеры.
Уже 28 марта 1942 г. по нему вновь запустили трамвай. Маршруты № 4 Вагонзавод - завод КРЕПЗ (комбинат ИСКОЖ) и № 5 Вагонзавод - Вокзал.
Полноценное восстановление моста было произведено немного позднее.
В следующий раз, мы поговорим о жизни Старого моста в послевоенные годы.
#история #историяроссии #тверь #тверскаяобласть #мост #волга #архитектура #достопримечательности