Решил поделиться впечатлениями от прочтения книги Элинор Копполы «Заметки о создании фильма "Апокалипсис сегодня"», которая не так давно была издана на русском языке. Она о трудностях создания гениальной кинокартины и о семейной жизни её режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы.
Надо сказать, фильм давно интригует зрителя: в нём много культурных отсылок, без понимания которых смысл не будет полным. В книге о его создании хотелось найти больше ключей к заложенным в нём идеям.
Но книга Копполы оказалась не об этом. Дело в том, что во время съёмок «Апокалипсиса сегодня» Элинор занималась своим фильмом: документальным «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста». Он оказался ещё более многострадальным, чем проект её мужа и увидел свет только в 1991 году. Получается, есть фильм Фрэнсиса Форда Копполы, есть документальный фильм его жены о процессе его съёмок и есть эта книга о процессе съёмок её документального фильма... 🤯
Последовательное знакомство с этим тремя произведениями может напомнить схождение с небес на землю. Фильм Копполы рассуждает о гибели богов и поисках себя, а книга его жены погружена в семейный быт: она часто описывает походы в магазины, обстановку филиппинских домов, где жила съёмочная группа, неурядицы на площадке.
Чета режиссёров чуть не развелась: Элинор скрупулёзно фиксирует ссоры и всё более явные приметы измен Фрэнсиса. На фоне этого скачет и откалывает шуточки малолетняя София Коппола, ещё один будущий замечательный режиссёр.
Из книги становится окончательно понятно, что «Апокалипсис сегодня» создавался в режиме ежедневной катастрофы: у исполнителя главной роли Мартина Шина случился сердечный приступ, Деннис Хоппер был не в себе, Марлон Брандо оказался слишком располневшим. Каким-то чудом Коппола смог своим талантом встроить всё это в свой фильм, сделать его естественной частью. А тем временем его финансы находились в плачевном состоянии, а брак трещал по швам.
Любителям настоящей музыки будет интересно узнать, что одна из самых светлых сцен в книге связана с посещением Элинор концерта легендарных Grateful Dead, где она была почётным гостем и сидела на сцене среди байкеров. Здесь она чувствует ритуальную сплочённость публики и забывает о проблемах. А затем знакомится с Капитаном Джерри Гарсией. Который очень напоминает ей мужа.
В общем, в книге соединяются черты путевого дневника, семейной драмы и рассказа в жанре «как создавался...» В нём много описаний жизни простых людей и звёзд 70-х.