Очень часто, ведя разговоры о Теории власти, сталкиваешься с отсутствием у людей понимания отличий власти от управления и искреннего непонимания, как так получается, ведь в учебниках по менеджменту написано совершенно другое. Ответ прост, в обществе существует несколько этажей власти, на каждом из них свои принципы и, что очень важно, свой критичный ресурс. Практически все учебники по менеджменту и управлению написаны исключительно в логике лишь одного из этих этажей, т.е. их советы и правила принципиально не могут эффективно работать в других условиях
Для современного общества характерна четкая и невидимая большинству людей иерархия власти. Каждый этаж этой иерархии имеет значимые отличия, собственный критический ресурс (самый важный, которого все время не хватает), принципы жизни и символы принадлежности. Использование ресурса низкого уровня для достижения целей на высоком уровне не получается, т.е. деньги (ресурс 2-го этажа) не имеют первостепенной значимости на уровне наследственной элиты (5-ый этаж). Механизмы более высокого уровня, до тех пор, пока работают нормально, позволяют получать ресурсы нижних уровней без особых проблем.
Архитектура власти
На самом верхнем уровне иерархии располагается наследственная элита и важнейшим ее ресурсом являются родственные связи. Кто с кем в родстве, «дружбе» поколениями и т.д. Фамилия, семейное сходство, манеры, говор и т.д. будут наилучшей визитной карточкой. В России этот этаж отсутствует, ранее я уже объяснял, что современная отечественная элита очень аморфна и недостаточно пассионарна, ей никак не удается структурироваться, и без массового призыва пассионариев во власть у страны будут серьезные проблемы.
На предпоследнем уровне иерархии (4-ый этаж) находятся закрытые структуры, ответственные за согласование и координацию. Дееспособные члены наследственной элиты получают туда доступ по праву рождения, а остальным приходится очень постараться, чтобы быть допущенным. Описание и работу таких структур можно почитать или послушать у А.И. Фурсова, добрая часть его работ посвящена им. Само членство в таком клубе или обществе является показателем очень высокого статуса человека. Неслучайно, во многих странах пытаются создавать «элитные» закрытые сообщества, в подражании европейским, вешая красивые доски и названия на бывшие кабаре и публичные дома. Вот только без костяка, в виде наследственной элиты, максимум что получается – профсоюз олигархов и/или деятелей культуры и творческой интеллигенции.
Важнейшим ресурсом на этом уровне является – доверие. На протяжении нескольких лет я регулярно объяснял внутри компании (от топ-менеджмента, до рядовых сотрудников на «welcome training»), что критический ресурс компании «Стройгазмонтаж» это не деньги, как пишут в глупых учебниках по менеджменту, а доверие «Солнца нашего» к акционеру. Главной целью работы компании было не зарабатывание прибыли от строительства Крымского моста или нефтегазовых объектов, а чтобы было построено качественно, в срок и без скандалов. Тебе могут задержать оплату по головотяпству чиновников, занизить стоимость, но мост должен быть построен качественно и не просто в срок, а с опережением графика. Этот этаж власти в России есть, но он слабо институализирован, на уровне неформальных встреч, где важны люди, и не важно место встречи. При появлении сильной элиты, места сборищ обрастут традициями, легендами и значимостью. Кстати, в губерниях этот процесс виден намного лучше и зашел дальше...
Третий этаж – госслужба, с ее чинами, орденами, медалями и похвальными грамотами. В книге «Да, господин министр» (глава «Официальный визит») показан пример «любви» постоянных чиновников министерства к таким знакам. Кстати, поэтому брать деньги за услуги государственного уровня у обычных бизнесменов считается показателем недостойного поведения и коррумпированности среди настоящих аппаратчиков. Бизнесмен может искренне считать, что он купил чиновника, который помогает ему в мелочах (с точки зрения аппаратных дел) и берет денежку. Но вот когда окажется, что вопрос затрагивает интересы службы и будущего чиновника, разговор будет тут же окончен – с чужими такие вещи не делают.
Проблема России – настоящих аппаратчиков яростно изживали из системы, осуществляя отрицательный отбор и прививая модель поведения мелких, базарных воришек. Вот и получается, что современный чиновник считает, что он получает полянку для кормления и никто не вправе влезать в его вопрос интимных взаимоотношений с податным населением и бизнесменами. Он же приватизировал эту делянку, купил должность, чего лезете? Что значит «не по чину берешь»? Как хочу, так и беру.
Вот таким не должно быть места в системе госуправления, добиться кристальной честности не получится, как не старайся, «нет у меня для вас других писателей», но вычистить от мелких жуликов, ключевое слово «мелких», обязательно.
Второй этаж – корпоративный, именно для этого уровня написаны практически все книги и учебники по управлению и менеджменту. Именно из-за ограниченности только этим уровнем идут рассуждения, что школы, больницы и госорганы должны оказывать возмездные услуги. Именно с этого уровня появляются деятели с корзиночками и умники, что пытаются купить приглашение на день рождения английской королевы.
В нормальной и устойчивой системе, деньги, критический ресурс этого уровня, на верхних этажах не имеют сакрального значения, ибо, если они понадобятся, ловкое движение рук и это уже не ваши деньги – посадят, отберут, засудят и т.д. Вот и нет ничего удивительного, что большие состояния могут быть только на родине. Не имея защиты верхних уровней, бизнесмен становится едой, которую легко можно съесть, как появится потребность, т.е. в любой момент.
Нижний этаж – профессиональная и общественная среда. Само сочетание «профессионализма» в гуманитарном и общественном знании очень часто звучит как оксюморон и тяжелый бред, все сводится к выяснению – кто больший шарлатан, у кого звезды крупнее и больше. Вот профессионалы в математике, физике и т.д. не так рвутся играть во власть вне рамок своего научного знания, к чему бы это?
В гуманитарной и общественной сфере объективных критериев проверки нет, поэтому их подменяют регалиями, т.е. знаками «свой-чужой», что в свою очередь превращается в требование играть по чужим правилам и отказываться от уникальности мыслей в обмен на эфемерное признание. И да, деньги на этаж выше, т.е. за них очень легко и просто купить звания, а обратный процесс из разряда красивых легенд, что несут под собой лишь уступку изобретения за долю малую все тем же корпоративным структурам.
Хочешь сделать что-то значимое в общественной или гуманитарной сфере – будь пассионарием и ищи свой уникальный путь, чтобы быть первопроходцем. Тогда у тебя будет возможность говорить о новом предмете «По праву первого», ну нет никого, кто имеет больших прав на такие речи и громко говорит об этом. Если голос был громок, смел и по делу, то в будущем появится новый классик с медалькой имени Нобеля и бюстом на родине героя.
Последователи классика обложатся цитатами, развернут идеи, придумают системы отбора и защиты диссертаций, т.е. окопаются и будут наслаждаться жизнью, загоняя всех в свои правила игры и уничтожая конкурентов.
Ниже первого этажа – подвал, люди вне строения власти, ну а выше… это уже вне нашего текущего дискурса.
Таким образом, система власти над обществом имеет далеко не такую простую структуру, как видится современным общественным и гуманитарным наукам. Верхние два этажа клеймят конспирологией, а оставшиеся три изучают в рамках менеджмента, выросшего из микроэкономики экономиксизма, общественных наук, с моделями типового рационального поведения, и шоу-бизнеса, по-другому воспринимать современную политологию сложно. Вот и получаем на выходе не понять что.
Россия и СССР
Выше уже была описана ситуация на каждом этаже власти в нашей стране. Кратко скажу еще раз – сильной и стабильной наследственной элиты у нас нет, предпоследний этаж выражен слабо, в формате неформальных встреч, разговоров, совещаний членов протоэлиты и ведущих властных групп. Но основа четвертого этажа уже проявляется.
Третий этаж очень сильно деформирован и переплетен со вторым (незаконная перепланировка), т.е. нормального госуправления нет, очень многое отдано на откуп бизнесу. Кстати, если бы не призыв в конце 90-х силовиков во власть, то срастание было бы полным и власть выродилась бы до уровня Украины.
Ну а на профессиональном и общественном поле у нас так же не все в порядке, уж очень сильно праволиберальные принципы (частное выше общественного, каждый волен сам выбирать для себя заповеди) выхолостили любые альтернативы.
Свято место пусто не бывает, отсутствие элиты компенсируется ростом идеологической значимости финансовых структур, с их приматом денег.
Так получается, что подтверждением высокого статуса в России является должность на госслужбе, так как нет у нас значимых «советов старейшин» или фамилий со славной историей в сотни лет, чтобы одно это говорило всем о крайне высоком статусе и значимости. Вот и сидят отечественные деятели на высоких постах пока есть силы на активную работу. Ну а как силы и интерес заканчивается, так уходят на пенсию и выпадают из жизни общества.
При Союзе ситуация была интереснее, полноценных наследственных элит не было, то, что тогда называли номенклатурой, сейчас воспринимается как мелкие шалости муниципальных чиновников. Закрытые структуры были институализированы и интегрированы в партию, спецслужбы и т.д. Госаппарат поставлен под контроль, финансовые структуры минимизированы – вместо банкиров были кассиры, ну а роль профессионально-общественной среды очень высока.
Все вроде было хорошо, вот только неустойчивой оказалась структура, все норовили опять элиту воссоздать, даже развалить страну ради этого не побоялись. Или это все были неправильные коммунисты и они готовили неправильный мед?
Складывается впечатление, что представленная первой картинка, является аттрактором системы власти для живущего в позитивистской системе мышления общества. Точнее у этой системы власти есть два аттрактора – вышеописанная пирамида и гибель, когда система упрощается, теряет противовесы и ввергает общество в хаос.
Заключение
Выделенные пять этажей власти, являются универсальными для человечества, живущего в рамках научно-технического прогресса. Что бы мы не делали, но как только падает уровень пассионарности, появляются элиты, которые создают координационные органы, этакие советы директоров, для контроля над государством.
Ну а снизу государство подпирают финансисты, верящие, во власть денег и в возможность все купить. Где же профессионалы? А еще ниже, да и уровень этих профессионалов зачастую оказывается таков, что дальше сравнением звезд на погонах идти не хотят.
Вот не было в общественном дискурсе со времен Розы Люксембург громких разговоров о пределе роста системы разделения труда и ограниченности капитализма, значит Михаил Хазин и Олег Григорьев имели право на такие речи, вне зависимости от регалий. Захотел Григорьев встроиться в существующую систему, а не продолжать творить свою, каждый сам выбирает свой путь…
Остается вопрос, где в этой системе расположены властные группы? Они имеют представителей на всех уровнях иерархии, при этом на нижних этажах в основном располагаются люди шлейфа, так как люди власти стремятся вверх.
И да, переход между этажами возможен, вот только психология и взгляды на мир должны минимум соответствовать уровню, а лучше быть выше – так будет проще, ведь властная группа станет персональным социальным лифтом.