Как мы знаем, в героической борьбе советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войн важную роль сыграло партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в сопротивлении врагу.
На территории Белорусской ССР партизанское движение имело общенародный характер. Уже к концу 1941 года в рядах белорусских партизан сражались порядка 12 тысяч человек в 230 отрядах. А к моменту освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков численность белорусских народных мстителей превышала 374 тыс. человек. Они были объединены в 1255 отрядов, из которых 997 входили в состав 213 бригад, а 258 отрядов действовали самостоятельно.
Одной из первоочередных задач белорусских партизан было препятствие подвоза немецких подкреплений к фронту. По территории Беларуси проходили следующие железнодорожные магистрали: Белосток — Вильнюс — Псков, Седлец — Волковыск — Невель, Брест — Минск-Смоленск, Брест — Пинск — Гомель, Брест — Ковель, Невель — Орша — Гомель и Вильнюс — Минск — Гомель, общей протяженностью 5700 километров.
За годы борьбы белорусскими партизанами было взорвано более 300 тыс. рельсов и пущено под откос 11128 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой.
Напомню читателям, как писал о партизанах белорусский поэт Янка Купала:
Партизаны, партизаны,
белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
свору черных псов войны.
Враг народу нес мученья,
резал женщин и детей,
Встал кошмаром-привиденьем
И закрыл кровавой тенью
день наш ясный, лиходей.
Вас зову я на победу,
пусть вам светят счастьем дни!
Сбейте спесь у людоедов, —
Ваших пуль в лесу отведав,
потеряют спесь они.
За сестер, за братьев милых,
за сожженный хлеб и кров.
Встаньте вы могучей силой,
В пущах ройте им могилы, —
смерть за смерть, и кровь за кровь!
1941 год.
В рядах белорусских народных мстителей находился и геройски воевал ныне здравствующий житель города Березы Брестской области 97-летний партизан 210-го отдельного отряда имени Сталина Осиповичской военно-оперативной группы Владимир Николаевич Воробьев, кавалер медалей «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны 1-й степени.
Вот краткие, по-военному сухие строки из представления Воробьева Владимира Николаевича к награждению медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, с сайта «Партизаны Беларуси» (орфография сохранена. — Прим.):
*** В августе 1942 года участвовал в пуске под откос вражеского эшелона на участке жел. дор. Блужа — Марьина Горка. В результате разрушения разбит паровоз и 12 вагонов с продовольствием и боеприпасами.
*** В сентябре 1942 г. участник пуска под откос вражеского эшелона на участке ж. д. М. Горка — Блужа, в результате крушения разбит паровоз и 4 платформы с автомашинами, и в подрыве 3-х мостов на шоссе Березина-Червень.
*** В июле 1943 г. участник в рельсовой войне на участке Осиповичи – Шатырка и в разгроме вражеского гарнизона в деревне Косье,где убито и ранено 20 полицейских, захвачены трофеи.
*** В октябре 1943 г. участник пуска под откос вражеского эшелона на участке Талька – Верейцы. В результате разбит паровоз и 5 вагонов с живой силой и боеприпасами.
*** В июле 44-го участник в подрыве 2-х вражеских автомашин с живой силой на участке дороги Липень – Вязье.
Детство и отрочество — как сложилась судьба юного Владимира Воробьева в начале войны
Володя Воробьев родился в многодетной семье советского служащего в городе Бобруйске, где и прошло его детство и ранние годы учебы в школе. В 1938 году, в связи с образованием Полесской области, его отца переводят на работу в город Пинск, где и застала их семью весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Шел тогда Владимиру семнадцатый год. Эту страшную и горестную весть принес в их дом ночевавший у них товарищ отца, когда рано утром 22 июня 1941-го отправившись на железнодорожную станцию, он вынужден был возвратиться, так как пассажирские поезда уже не ходили… Первая кровь войны пролилась в Пинске уже утром в воскресенье 22 июня 1941 года, когда немецкие самолеты сбросили несколько бомб на территорию судоремзавода. Погиб тогда молодой рабочий Дмитрий Павликовский, двое других были ранены.
Примерно в те же часы трагические события произошли на самом близком от Пинска аэродроме — в Жабчицах. На нем частично базировался 39-й бомбардировочный, а также 33-й и 123-й истребительные авиационные полки Западного особого военного округа. В результате удара немецкой авиации на зеленом аэродромом поле, где еще недавно стояли десятки боевых машин, остались лишь обгорелые, изувеченные остовы самолетов.
Буквально на следующий день началась эвакуация семей ответственных партийных и советских работников, но, по воспоминаниям очевидцев, была она плохо организована, к тому же мешала сильная паника и практически каждая семья решала проблему как могла.
Воробьевы же через Микашевичи добралась до Гомеля, откуда отец Николай Иванович предлагал жене отправиться с детьми, а кроме Владимира, на руках у нее было еще двое младших, меньше 5 лет, в Рязань к его родным. Но Владимир отговорил мать от дальней дороги, убедив ехать к ее родной сестре, проживавшей в рабочем поселке Елизово близ Осиповичей, так как, скоро мол, Красная Армия погонит немцев, и они вернутся в Пинск. Вера Николаевна послушала сына, не зная, что наши войска оставили уже не только многие города на западе республики, но и даже сам Минск.
Так семья Воробьевых оказалась в оккупации, и война стала суровым испытанием для них, жителей поселка Елизово и для всего советского народа.
В последних числах горького и трагического июня 41-го враг уже был на подступах к Елизово, где двое суток вели героические бои наши части с превосходящими силами противника. В этом бою участвовали и рабочие тамошнего стекольного завода «Октябрь» (в свое время, восстанавливая завод, кратковременно работал в Елизово глава семьи Воробьевых), но силы были неравны и 29 июня в поселок ворвались гитлеровцы. Тогда впервые и увидел Владимир Воробьев врагов из окна теткиного дома.
Следуя своей фашистской политике уничтожения советских активистов для запугивания мирных жителей, они сразу же расстреляли более ста коммунистов и лучших рабочих стекольного завода. Среди погибших были исполняющий обязанности директора Станислав Яндульский, мастера-стеклодувы Станислав Брикальский и Егор Фадеенко, работник клуба Семен Бобков и многие другие. Братская могила возле станции Елизово и теперь напоминает живым о злодействах гитлеровских головорезов.
Но и это не сломило волю к сопротивлению врагу в Елизово. Токарь стеклозавода Владимир Панцевич организовал подпольную комсомольско-молодежную группу для борьбы с врагом. Впоследствии подпольщики установили и связь с появившимися в окрестностях партизанами. И Володя Воробьев, по своему воспитанию и убеждениям, не мог не быть с ними.
Партизанский отряд — о боевых товарищах, командирах и вхождении Воробьева в строй народных мстителей
Владимира Николаевича Воробьева, несмотря на его полные 97 лет, отличает хорошая память, он великолепный рассказчик, прекрасно владеет словом, он живо интересуется жизнью страны, региона, в котором проживает, насколько может из-за слабого зрения сам, а также при помощи дочери и шефствующих членов ветеранской организации авиаторов города Березы, читает довольно многочисленные печатные издания, включая и коммунистическую «Правду».
Он — в лучшем смысле убежденный коммунист-большевик, человек высочайшей честности и требовательности к себе и вместе с тем человек особой скромности. И не стремящийся, чтобы о нем персонально писали, он отказывал в этом многим, включая своего ученика Евгения Селеня, бывшим коллегам по перу, да и, честно говоря, автору нынешней публикации.
Но Воробьев всегда готов часами рассказывать о своих боевых товарищах–партизанах, их командирах, партийных и комсомольских вожаках и отрядных журналистах. Да-да, в его 210-м отдельном партизанском отряде Осиповичской военно-оперативной группы издавалась газета «За Советскую Родину». Поэтому мне и пришлось пойти на дипломатическую хитрость, во-первых, заручившись согласием дочери, находящейся сейчас у отца, помочь разговорить его. А во-вторых, изучить в достаточно большом объеме боевой путь отряда, подвиги его бойцов и информацию о любимым Владимиром Николаевичем командире 210-отряда, ставшем впоследствии генерал-майором и Героем Советского Союза Николае Филипповиче Королёве. Таким образом, беседуя об отряде и его командире, и удалось услышать воспоминания уважаемого Владимира Воробьева, подчас поражаясь и одновременно восхищаясь его памятью и слогом изложения!
Итак, находясь вместе с матерью и младшими детьми в семье, в рабочем поселке Елизово, Владимир Воробьев посильно участвовал в боевой деятельности молодых подпольщиков поселка. А в начале 1942 года вместе с другом Василием они влились в ряды партизан отряда, которым командовал П. Ливенцов. Но так сложилось, что друг вскоре погиб, а Воробьеву выпала долгая боевая и трудовая жизнь, изобиловавшая и радостными и трагическими страницами.
Основная же партизанская стезя молодого бойца Владимира Воробьева прошла в 210-м отдельном партизанском отряде, первым командиром которого и был Николай Королев, поэтому считаю необходимым сообщить краткую информацию об отряде.
210-й отдельный отряд им. И.В. Сталина организован 29 марта 1942 г. в Осиповичском районе на базе групп:
- Н.Ф. Королева и его товарищей, оставшихся в тылу по заданию ЦК КП(б)Б в июле 1941 г.,
- группы сотрудников НКГБ-НКВД из 6 человек, прибывших из Кличевского района в начале июля 1941 г.,
- группы военнослужащих-«окруженцев» во главе с Д.Б. Шрейном, организованной в августе 1941 г.,
- разведывательно-диверсионной группы Г.В. Пыжова, присланной в Осиповичский район штабом Западного фронта.
Обосновавшись в урочище «Рассоха», эти небольшие группы патриотов начали вовлекать в борьбу жителей района: в селах, поселках и городе Осиповичи, подбирали связных, устанавливали явочные квартиры, занимались сбором боеприпасов и оружия, и таким образом сформировали партизанский отряд.
Вначале отряд действовал как отряд «Короля», по фамилии командира. В июле 1942 года он был включен в состав Кличевского оперативного центра как отряд № 210, 20 января 1943 года он вошел головным отрядом в 1-ю Осиповичскую бригаду, а в июле 1943 — отдельным отрядом в Осиповичскую военно-оперативную группу. 30 марта 1944 года 210-му отряду присвоено имя И.В. Сталина. Первоначально отряд насчитывал 48 партизан, в скором времени вырос до 176 человек. Он держал под контролем железные и шоссейные дороги Минск — Бобруйск, Осиповичи — Слуцк.
Отряд действовал в Осиповичском районе Могилевской, Пуховичском и Червенском районах Минской областей.
На день же соединения с частями Красной Армии, 2 июля 1944 г., отряд насчитывал:
- 588 партизан — по данным из книги «Память» 2002 года;
- 604 партизана — на основании именного списка партизан.
Партизаны пустили под откос 271 вражеский эшелон, вывели из строя 339 паровозов, 2190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и повредили 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, сожгли 2235 т горючего, разгромили 13 вражеских гарнизонов, уничтожили около 15 тыс. гитлеровцев, взорвали 21 железнодорожный и 259 шоссейных мостов, 17 км железнодорожного полотна. Примечательно, что командир Николай Филиппович Королев показывал личный пример партизанским бойцам, принимая непосредственное участие во многих боевых операциях.
Первые боевые операции отряда «Короля»
На перегоне Талька — Верейцы взорвали путь, поезд сошел с рельсов. Затем тремя группами под руководством Сумченко, Мазура и Пыжова взорвали мост через реку Свислочь.
10 сентября силами двух партизанских групп под командованием Королева и Мазура был разгромлен гродзянский полицейский участок, убито 8 полицейских вместе с начальником гарнизона; при этом партизаны захватили ручной пулемет, 8 винтовок, 4 пистолета и много боеприпасов.
Согласованными действиями трех партизанских групп под командованием Королева в ночь на 5 октября 1941 года было заминировано полотно железной дороги у станции Талька, в результате чего вражеский эшелон полетел под откос, были разбиты паровоз и 17 вагонов.
Таким образом, к моменту прихода в отряд молодого партизанского бойца Владимира Воробьева (в декабре 1941 года ему исполнилось 17 лет) в состав 210-отдельного отряда у партизан Королева уже был накоплен серьезный боевой опыт борьбы с немецкими захватчиками.
Из воспоминаний о начале партизанской жизни и боевой работе из уст самого Владимира Николаевича:
Наш отряд базировался недалеко от деревни Маковье на небольшом возвышенном островке в заболоченном лесу. Штаб отряда старался, чтобы в каждом отделении были хотя бы по 2-3 опытных партизанских бойцов. Мне сразу понравился один из них, Кирилл, на вид которому было лет 25. Спокойный, уверенный, с благожелательной улыбкой.
Помнит хорошо Воробьев, что в марте 1942 года в их отряд влились осиповичские подпольщики Александр Чайковский, Павел Гирилович, Семкин, Михаил (фамилию Владимир Николаевич не смог вспомнить. — Прим.), также ряды пополнили партизан и рабочие из теперь родного ему Елизовского стекольного завода Николай Близнец, Габриельчик, Короткий, Еловик.
Кстати, в наградном листе Владимира Воробьева, выдержки из текста приводились выше, местом жительства и был указан совхоз «Октябрь».
Тогда же, в марте 1942, состоялось и его боевое крещение, когда партизаны осуществили дерзкий налет на гарнизон в Гродзянке. Ранним мартовским утром на четырех санях в Гродзянку въехало 14 партизан в форме полицейских, возглавлял их начальник разведки, майор из окруженцев, Рябышев, в мундире германского офицера. Приняв «гостей» за высокое немецкое начальство, начальник полиции и староста всячески старались их ублажить, одновременно докладывая о своих мнимых и действительных кровавых заслугах в борьбе с партизанами. Месть же настоящих партизан была суровой и скорой — полицейский гарнизон в Гродзянке перестал существовать.
А товарищи по оружию поздравили Владимира Воробьева с началом боевой работы и пожелали дожить до Победы.
Продолжение следует.
Автор: Владимир Касьянов