Найти в Дзене

Маша и Наташа.

- Ура! Я поступила, я поступила, - кричала Маша, стоя у списков абитуриентов первого курса, - мамочка я поступила. Ты рада?

- Конечно рада.

- Я так боялась, что не поступлю опять. Как в прошлом году.

Они стояли у списков абитуриентов, вывешенных у входа в институт на доске объявлений. Мама обнимала счастливую Машу за плечи, а та прыгала от радости, вырываясь из ее рук.

Маша закончила школу в прошлом году и тогда же поступала в институт и не поступила. Пришлось год работать на заводе. И вот в этом году наконец-то мечта сбылась: ее приняли.

***

Захар учился в школе не очень хорошо. Ему было лень. К урокам он не готовился. Поэтому в школе слыл троечником. Хотя девчонкам он все равно нравился. И он знал об этом. А его девочки мало интересовали. В свободное время он увлекался игрой на гитаре и даже пел. И когда закончил школу, вопреки уговорам родителей, в институт не стал поступать. Он ушел служить в армию и там играл в армейском ансамбле. А вернувшись из армии со знакомыми двумя ребятами сколотил небольшой ВИА, в котором они пели и играли на электронных гитарах. Они разучивали современные мотивы и песни. Разъезжали по клубам, играли на танцплощадках и свадьбах.

Однажды они приехали в стройотряд, который помогал строить в поселке административное здание и трансформаторную подстанцию.

В этом стройотряде после окончания первого курса работали студенты, среди которых была Маша.

Субботним вечером студенты и местные ребята с девушками собрались на танцевальной площадке. Все знали, что приехала вокальная группа, ждали с нетерпением начала. Захар среди студентов увидел Машу. Он подошел к микрофону и сказал: «Первый танец посвящается студентке Маше Сизовой». Студенты закричали: «Вау. Ура. Маша, тебе». Маша была известной личностью среди студентов: она была старостой курса. А с Захаром они учились в одном классе. Она помахала ему рукой. Девчонки бросились к ней: - Маша, ты откуда знаешь этого красавчика? Познакомь нас.

- Это мой одноклассник. - ответила Маша.

- Везет же, - закричали девушки, стараясь перекричать заигравшую музыку.

Парни стали приглашать девушек. Танцы начались. В перерыве Захар сказал своему другу: «Поиграйте пока без меня, я потанцую со своей бывшей одноклассницей».

Он подошел к Маше: «Можно пригласить тебя на танец?».

Маша, ощущая восхищенные взгляды девчонок, с радостью пошла с ним танцевать. Во время танца они вспоминали школу, одноклассников, говорили о том, кто куда поступил. Маша рассказала, что закончила первый курс и, что их отправили сюда на стройку, дав отдохнуть только две недели. Захар договорился с ней встретиться на следующий день до танцев. Они встретились и долго гуляли по поселку. Вечером опять были танцы. И Захар снова танцевал с ней несколько танцев.

В понедельник ансамбль уезжал, но Захар сказал, что, когда она вернется в город, он обязательно к ней зайдет.

Так они стали встречаться и все свободное время проводили вместе. Три года они гуляли по городу, взявшись за руки. Они хорошо изучили все улицы их родного небольшого городка и болтали во время прогулок обо всем. Им было хорошо вместе. Но Захар начал думать о будущем. В стране творилось что-то непонятное. Чем закончится начавшийся хаос неизвестно. Можно было уехать за границу. И у него возникла мысль уехать в Америку, попробовать там с выступлениями. Последнее время он начал сочинять свои песни. И может быть он там добьется успеха? Неизвестность пугала, и в то же время притягивала. Хотелось попробовать неизведанного. Тем более, что деньги начали обесцениваться и могли обесцениться совсем. А он копил их, чтобы купить лучшую аппаратуру. Итак, он решил поехать. Перед поездкой состоялся разговор с Машей.

- Я улетаю в Америку. Машенька, я тебя не бросаю. Я обязательно вернусь через год. Если не смогу нормально устроиться, то вернусь сюда, и мы поженимся и будем жить здесь. А если удастся там обосноваться, я все равно прилечу за тобой.

Он улетал. Маша его провожала в аэропорту. Впервые он ее поцеловал в губы. И Маше стало грустно и не хотелось отпускать его, хотелось продолжения этого поцелуя. И когда самолет поднялся в небо, она заплакала.

Нужно было жить без него, как жила когда-то раньше. Оставался последний курс учебы в институте. Потянулись серые будни. Она готовилась к защите диплома. Но Маша не привыкла к унынию. Он ходила в театры, на выставки, в музеи. Однажды в мае однокурсница Таня сказала: «Ребята, но ведь мы учимся последний месяц, а потом разъедимся кто куда. Давайте, пока не начались госэкзамены и защита диплома, проведем грандиозную гулянку, тем более сейчас праздники. Я предлагаю встретиться у меня. У меня четырехкомнатная квартира. Все поместимся. Предки мои уедут на дачу. И мы сможем хорошо повеселиться. А? Как вам моя идея? И проведем день так, чтобы он запомнился на всю жизнь. Чтобы, в дальнейшем, при встречах было что вспомнить. Маша, ты же наша староста. Давай, придумай какие-нибудь мероприятия, чтобы нам было интересно».

Так они вдвоем с Татьяной стали придумывать игры и различные конкурсы. Накрыв стол, под каждую пустую тарелочку положили пожелание, которое потом по очереди должен был прочитать тот, кто сел за эту тарелку. Допустим, были такие пожелания - «ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй» или если уедешь ты за бугор, появится лысина, а на ней мухомор.

Потом играли. Завязывали парням по очереди платком глаза, и они должны были на ощупь угадать девушку и, если парень верно назовет имя пойманной девушки, то, развязав глаза, он должен был поцеловать ее в губы. Девчонки начали обмениваться платьями, кофточками, только, чтобы их не узнали. Комсорг курса Сева начал ощупывать Машу, которая поменялась платьем с Татьяной, она была уверена, что он ее не отгадает. Но Сева с уверенностью сказал, что это Маша. И им предстояло поцеловаться. Он наклонился к ней, сняв повязку с глаз, и нежно коснулся ее губ. Потом схватил ее за руку и сказал: «Раз уж я отгадал, что это ты, Маша, то теперь ты будешь со мной весь вечер».

- Нет, этого в правилах игры нет. Это не предусмотрено, - ответила Маша.

- Я придумал новое правило. Так будет интереснее. Все, кто отгадывают девушку, становятся ее парой на весь вечер, - громогласно объявил Сева, держа Машину руку.

Многим это правило понравилось, потому что парни стали искать именно ту, с которой хотели провести вечер. И решили действовать по этому новому правилу. Так все постепенно разбились на пары. Сева ходил по пятам за Машей, не оставляя ее ни на минуту. И когда она пошла готовить чай на кухню, он пошел следом за ней тоже, и сказал: «А мне понравилось с тобой целоваться, давай повторим, пока никто не видит». Он тесно прижался к ней. Она почувствовала, как волна неизведанного ранее чувства захлестнула ее. И она разрешила себя поцеловать. Таня вбежала на кухню: «Маша, где чай? Все заждались. Вы что здесь целуетесь?» Маша смущенно отстранилась от Севы. «Чай готов», - сказала она, заглядывая в заварочный чайник. Она взяла поднос с чашками и устремилась в комнату, попросив Севу захватить заварочный чайник и чайник с кипятком.

Сева пошел провожать ее домой. По дороге они целовались. Им было весело. Маша убегала от него, он ее догонял и останавливал поцелуями, она снова вырывалась, снова убегала вперед, а он снова ее догонял и целовал. Так они медленно добрались до ее дома.

- Ну, пока, - сказала Маша. И помахала ему ладошкой.

- Пока, любимая, - крикнул он ей вслед.

Она не ожидала, что он так назовет ее, но ей стало приятно и волна нового радостного чувства охватила ее. Маша побежала домой. Словно на крыльях влетела в прихожую, и, сняв босоножки, подбежала к окну, чтобы посмотреть на уходящего Севу. Сева, словно почувствовал ее взгляд, и поэтому уходя, обернулся. Маша долго не могла уснуть в эту ночь. Она думала о Захаре и о Севе, о том, какие они разные. Захара нет, а с Севой было сегодня хорошо. Никогда так хорошо ей не было, как сегодня. А ведь до этого, она думала, что любит Захара. Так любит она Захара или нет? Все последующее время ее мучил этот вопрос. После этого вечера с Севой они редко встречались. У него был другой научный руководитель по диплому. А так как нужно было срочно заканчивать работу и сдать ее на проверку и рецензию, то времени на общение не было. Но вот подошло время защиты. Все защитились. Сдали госэкзамены. Должна была быть комиссия по распределению. И тогда Сева пришел к Маше и сказал: «Маша, выходи за меня замуж, потому что нас распределят в разные города, а мы должны быть вместе. Она думала всю ночь. От Захара вестей не было. Он как уехал так, словно в воду канул. Ни весточки, ничего. И год уже заканчивался. Маша всю ночь не спала, но все-таки на следующий день согласилась выйти замуж за Севу, тем более, что ее влекло к нему и хотелось получить от него большее, чем поцелуи. Она пригласила Севу домой, познакомила с родителями. И Сева сразу попросил ее руки у мамы с папой, когда они сидели за столом. Мама сначала хотела что-то возразить, но Сева стал убеждать ее, что это необходимо, потому что их могут распределить в разные города. И родители согласились. Сева был комсоргом курса, поэтому он смог добиться того, что их оставили в родном городе. Теперь можно было свободно вздохнуть. На вручение дипломов девочки договорились прийти в длинных платьях, чтобы сделать общую фотографию. Сева пришел в сером костюме и сразу подошел к Маше.

- Маша, когда будем фотографироваться, встань, пожалуйста, рядом со мной, - сказал он, взяв ее за руку. Так он и не выпускал всю церемонию ее руку. Выпустил только тогда, когда пошел получать диплом и когда пошла получать диплом она. А потом взял снова ее за руку как будто боялся, что она куда-нибудь исчезнет. Ей и не хотелось, чтобы он отпускал ее руку. Ей было уютно и комфортно с ним.

Свадьбу сыграли в ресторане. Людей было немного. Ближайшие родственники с обеих сторон. Так захотели их родители. Маше с Севой было все равно. Они ждали, скорее бы им уединиться. Все остальное их мало волновало.

Родители Севы предоставили им квартиру бабушки, которая уже пустовала года три. Итак, начался новый этап в жизни Маши. О Захаре она уже не вспоминала.

***

В Америке Захару все казалось чужим. Нью-Йорк его не принял.

Он пытался что-то делать, но результата не было. Наполняемость залов была маленькой. Люди не шли на его концерты. Им было не интересно. Каждый русский попавший сюда в Америку пытался каким-то образом заработать деньги. А все остальное их не интересовало…

Захар возвращался. В салоне самолета пассажиров встретила та же стюардесса, что и при полете сюда.

- Более года прошло, а снова попал в самолет с вами.

- Приветствую вас на борту. Желаю хорошего полета. – ответила бортпроводница.

Вежливая молоденькая стюардесса разносила напитки, когда самолет как-то странно дернулся и зазвучал по-другому. По салону прокатился ропот испуганных пассажиров.

- Прошу не волноваться и пристегнуть ремни, - сказала стюардесса и направилась к выходу. Ей сообщили, что отказал один двигатель, но в салоне не разводить панику, сказать, что попали в воздушные ямы.

Садился самолет также странно, как будто на один бок наклонился, и когда он остановился, все вздохнули с облегчением.

Захар, оставив вещи дома, бросился к Маше. Машина мама открыла дверь и сказала: «Маша уже не живет здесь, она месяц назад вышла замуж и живет по-другому адресу вместе с мужем».

- Понятно, - ответил Захар, и продолжил – а вы дадите ее адрес? Мне только сказать ей пару слов. Вы не подумайте ничего, я не буду устраивать сцен.

Мама сказала адрес. Приехав по этому адресу, он позвонил в дверь и думал, что сказать, если дверь откроет муж или кто-нибудь другой, а не Маша. Но дверь открыла Маша и выжидающе застыла, увидев Захара.

- Привет, - сказал он просто, как будто они расстались только вчера, и продолжил, - ну вот, я вернулся.

- Вижу, - сказала Маша и продолжала молчать.

- Маша, а я соскучился, - и он дотронулся до ее руки.

- Захар, я вышла замуж.

- Я знаю, но мне все равно очень хотелось тебя увидеть. Я ненадолго. Ты одна? Можно пройти?

- Проходи, - она посторонилась, пропуская его в прихожую. Он прошел и неожиданно схватил ее за руку и потянул к себе. И они стали целоваться.

- Как я долго мечтал об этом моменте. Я помню тот поцелуй в аэропорту. Я все время вспоминал ночами о нем и хотел тебя видеть рядом, жалел, что не взял тебя. Правда, у меня ничего не получилось и вдвоем нам там было бы очень трудно. Это совершенно другой мир. Другой менталитет. Я вернулся домой насовсем.

Маша не отвечала, но позволяла ему целовать себя. Ей казалось, что притаившийся зверек внутри нее, жаждущий именно его, а не Севиных ласк вдруг высунул свою счастливую голову и новые ощущения всеобъемлющего желания захватили ее и этого зверька. «Нет, - думала она, - все-таки я люблю Захара. И пусть будет, что будет». Он поднял ее на руки, толкнул дверь в комнату и понес на кровать…

Затем она быстро оделась и сказала: «Тебе пора уходить. И я прошу тебя не приходи больше».

- Не приду, обещаю, - сказал он и ушел.

И он сдержал слово, больше он не приходил, хотя Маша ждала его. Ждала месяц, потом стала сама, как бы случайно, проходить с замиранием сердца мимо его дома, желая встретить его, но встреча не происходила. И только однажды, месяца через три или четыре, она увидела такси, которое подъехало к его подъезду, и из него вышел он и девушка в форме стюардессы. Он взял из багажника чемодан и за руку девушку, и они пошли в подъезд. Внутри Маши все опустилось, и она подумала: «Так быстро он нашел мне замену. Но ведь нам так было хорошо вместе, хотя это и было все один раз. Лучше бы этого раза не было. Тогда бы я не знала, как это: любить по-настоящему».

***

Захар после того, как ушел от Маши, подумал, что нужно устраивать свою жизнь. Маша вышла замуж, поэтому нужно ее забыть, тем более она сама попросила. Он тоже, тогда женится и он даже знает на ком. Когда он летел из Америки, он обратил внимание на стюардессу, которая была настолько спокойна, когда отказал один двигатель, что это спокойствие невольно передалось всем, если бы не она, то в салоне могла начаться паника. Уже потом он услышал в новостях об этом рейсе, что в самолете отказал двигатель и экипаж показал высший профессионализм, что позволило избежать авиакатастрофы. Это бесстрашие молодой девушки его поразило. И он решил познакомиться именно с ней поближе. Он узнал, когда прилетает рейс из Америки и поехал в аэропорт. Он дождался, пока вышли все пассажиры и продолжал ждать, пока не увидел ее. Потом бросился к ней.

- На этот раз все в порядке? Все двигатели работали нормально?

- Все хорошо, - улыбнулась она.

- А это вам, - сказал он, протягивая букетик фиалок.

- Меня зовут Захар. Знаете, что меня удивило в Вас? – продолжил он и на минуту замолчал, - а потом добавил, - ваше бесстрашие. Вы такая смелая, я понял это, когда услышал сообщение о том, что произошло тем рейсом, на котором я летел тоже.

- Я помню ваше лицо. Мне оно понравилось.

Захар услужливо довез девушку до ее дома. Назначил ей свидание. Они стали встречаться. Звали ее Наташа. Она не разрешила Захару обладать ею до свадьбы. И они через пару месяцев поженились. Захар, чем больше узнавал Наташу, тем сильнее влюблялся и восхищался ею. Маша была забыта окончательно. Он был счастлив с Наташей.

Музыку он оставил. Начал ездить челноком сначала в Польшу, затем в Турцию. Он стал зарабатывать деньги. Параллельно, он стал заочно учиться. Закончив институт, стал снабженцем на вновь открывшейся фирме. А потом ему предложили в этой же фирме место зам. директора по снабжению.

Наташа родила через полтора года после женитьбы девочку. Но, когда исполнилось дочери Анжеле 3 года, опять стала летать. Стала летать чаще и по России. Они купили квартиру, ушли от родителей. Дочь закончила школу, поступила в университет. Захар устроил Анжелу работать в фирму, в которой работал сам.

Стоял прекрасный ясный осенний день. Как всегда, Наташа улетала в очередной рейс и при прощании поцеловала его. Все было как обычно в такие дни. Но как переживал Захар потом, что он не остановил ее тогда. Это был последний полет в ее жизни. Самолет при посадке разбился. Все члены экипажа погибли. Долго Захар с Анжелой оплакивали Наташу. И потом Захар часто засиживался на кладбище у могилы жены, рассказывая Наташе новости своей жизни.

***

Маша после последней встречи с Захаром и его девушкой или женой, стала грустной, все время задумывалась о своей судьбе. Любовь к Севе исчезла после того, как она узнала Захара. На работе она была невнимательна и нелюдима. Впечатление о ней у коллег было не очень хорошим. Подруг у нее новых не появилось, через год, она ушла в декретный отпуск и родила мальчика Вадима.

Сева, чувствуя, что, Маша стала другой, сначала списывал это на беременность, потом на после родовую депрессию. А года через три начал пить. После спиртного ему было легче. Проходила хандра.

Его карьера комсорга оказалась бесперспективной. Еще тогда, в начале осени сразу после окончания института, ВЛКСМ объявило о самороспуске.

Он работал на заводе. Был начальником цеха. Многие увольнялись, бежали с завода «как крысы с тонущего корабля», потому что зарплаты росли медленно, а цены росли быстро. Того, что происходило в стране, он никак не ожидал. Вопрос «Что делать?» навис тяжелым обухом над его головой. Они продолжали жить в маленькой двухкомнатной хрущёвке. И денег на расширение у них не было.

Когда сын заканчивал школу, появились ЕГЭ. Образование в основном стало платным. Чтобы поступить на бесплатное обучение нужно было набрать определенное количество баллов за ЕГЭ. Он не набрал. Поступать на платное не стал - у них в семье денег не было. Поэтому Вадим пошел служить в армию. Отслужив, закончил ускоренные полицейские курсы и пошел работать в полицию. Стал полицейским.

Однажды Маша, придя с работы обнаружила Севу мертвым, сидящим за столом. На столе стояла открытая бутылка водки.

Так она осталась вдвоем с сыном все в той же хрущевке, в которой они начали свою совместную много обещающую жизнь.

Как-то раз в воскресный день она пошла на кладбище проведать могилу Севы.

И возле одной из могил она увидела знакомый силуэт.

- Захар – это ты? – спросила она, подойдя поближе.

- Маша? – удивленно сказал он, повернув к ней голову.

- Ты к кому пришла? – спросил он.

- К мужу. Он год назад умер.

- И я вот свою Наташеньку похоронил два года назад. Хожу сюда часто. Теперь, правда реже, один раз в месяц. А в первый год ходил почти каждую неделю.

Они разговорились. Рассказали друг другу о своей жизни. Маша жаловалась, что жизнь была сложной, что Сева стал пить. Теперь вот она боится, чтобы сын не повторил его судьбу, что Вадим работает в полиции, получает маловато. Захар предложил поговорить в службе безопасности своей фирмы, может там найдется вакансия. Они обменялись телефонами и договорились, что он позвонит ей, если что-то будет известно о работе для Вадима.

Через день Захар позвонил. Он сказал, что договорился и Вадима возьмут в службу безопасности. Пусть он подойдет в определенное время.

Маша позвонила Захару, она хотела как-то поблагодарить Захара за то, что он устроил ее сына на более высокооплачиваемую работу. Захар ответил, что это не стоит никакой благодарности, и почувствовал в трубке неловкое молчание, как будто Маша хотела еще что-то сказать, но не решалась, то есть разговор хотелось продолжить им обоим, но о чем говорить не знала ни она, ни он. Тогда он предложил встретиться и назначил ей свидание у ресторана. Они посидели в ресторане и потом он предложил отвезти ее домой. Увидев дом, в котором она жила, он сказал: «Маша поехали ко мне. Я живу один в доме, который построил незадолго до гибели Наташи, а дочери Анжеле оставил квартиру». Маша согласилась. Вскоре она переехала жить к нему, оставив сыну маленькую квартиру Севиной бабушки.