Найти тему
Славянский стан

Петр Козлов. Русский первооткрыватель забытой цивилизации

Петр Кузьмич Козлов
Петр Кузьмич Козлов

19 марта 1908 года перед изможденными, долгим переходом, участниками русской Монголо-Сычуанской экспедиции открылась величественная картина. Из песков Гоби вырастали полузасыпанные стены древнего мертвого города Эдзина. Башни городских укреплений и купала буддистских храмов в закатном солнце вызывали особый восторг у всех участников трудного похода. Так наступил звездный час русского первооткрывателя Петра Кузьмича Козлова.

Сын простого торговца скотом, покупавшего и перегонявшего стада из Малороссии в центральную Россию, с детства мечтал стать путешественником. Свой первый археологический опыт он приобрел еще обучаясь в городском училище в Духовщине, что в Смоленской губернии. Вместе с приятелем он раскопал курган, и хвастался перед одноклассниками находками, за что получил нагоняй от учителя.

После окончания училища, будучи 15 лет отроду, Петр Кузьмич устроился работать в контору винокуренного завода поселка Слобода Смоленской губернии.

В те времена в России и мире громыхала слава Николая Михайловича Пржевальского и судьба распорядилась так, что юный Петр Кузьмич познакомился с великим путешественником, который приобрел имение неподалеку от того места где работал Козлов.

Страстная тяга к познаниям и путешествиям юного конторщика расположили к нему уже маститого путешественника Пржевальского. И он согласился взять юношу в очередную свою экспедицию, но для этого Петру Кузьмичу следовало сделаться военным, что он и исполнил. По достижении 18 лет Козлов записался вольноопределяющимся во второй Софийский пехотный полк. И уже оттуда поступил в распоряжение Пржевальского. В те времена путешествия по Азии были сопряжены с большими опасностями, воинственные племена кочевников в глубине Евразии, дикая природа, удаленность от цивилизации все это требовало определенную подготовку и мужество, потому в такие предприятия не брали гражданских.

И действительно, многократно, и в составе экспедиций Пржевальского и уже в своих собственных, Петр Кузьмич был вынужден принимать участие в стычках с местными бандитами, потому военные навыки, что он приобрел обучаясь в полку, в последующем неоднократно пригодились ему.

Русские исследователи были не одиноки в Азии, в свою очередь англичане постоянно посылали экспедиции к границам с Россией, чтобы предъявить свои права на максимально большую территорию. В регионе шла Большая Игра.

Потому, когда в начале 20-го века Петр Кузьмич пребывая в Петербурге, получил письмо от своего друга бурята-казака Цокто Бадмажапова с сенсационными фотографиями и сведениями, Русское Географическое общество не спешило публиковать полученную драгоценную информацию в прессе. Дело в том, что Цокто во время своей деловой поездки в результате песчаной бури отклонился от маршрута и случайно набрел на руины древнего города.

Он запечатлел их и записал приблизительный путь. Появись такая информация в газетах, англичане первыми бы прибыли в этот древний город. Потому было решено немного изменить маршрут уже готовящейся экспедиции Петра Кузьмича Козлова с тем, что бы скорее обследовать сенсационную находку.

Местные жители знали о существовании древнего города, но они не показывали путь к нему, проводники делали петлю обходя руины стороной, чтобы они не попались на глаза иноземцев. Потому местоположение городища оставалось неизвестным до начала XX-го века.

Зимой 1907 года экспедиция выдвинулась в путь, а в марте подошла к руинам города Эдзина.

Петр Кузьмич немедленно преступил к раскопкам. К удивлению членов экспедиции город был практически нетронут. Но в тоже время не было следов одежды или обуви, утвари что обычно остается на месте разоренных поселений. В основном исследователи находили бумажные документы с иероглифами. В сухом пустынном климате они сохранились очень хорошо. Несмотря на то, что драгоценных вещей найдено было очень немного, основную ценность составили именно манускрипты и документы найденные на руинах храмов.

Нарочный спешно повез в Россию первые артефакты найденные в Эдзине, и когда в декабре Козлов уже двигался в сторону Сычуани он получил ответ из ставки, изменить назначение экспедиции и вернуться в руины города, для продолжения раскопок, так как это открытие мирового уровня.

Оказалось, что экспедиция Козлова обнаружила руины древнего города Эдзин который был столицей некогда могущественного государства тангутов. Тангуты воевали с монголами и Китаем до тех пор пока в конце XIV века китайский полководец Фэн Шэн не приказал изменить русло реки Эдзин, для чего была построена дамба. Вместе с рекой ушли и грунтовые воды и потому население было вынужденно оставить город, забрав с собой все ценное. Остались только документы и книги, они то и стали основной находкой экспедиции.

Тангутского языка на тот момент никто не знал, и найденные письменный источники помогли его восстановить, так как среди прочего был найден китайско-тангутский словарь. С его помощью специалисты и расшифровали тексты из Эдзина.

Во время гражданской войны Петр Кузьмич был назначен комиссаром заповедника Аскания-Нова, здесь ему удалось благополучно пережить лихолетья революции. И в 20-х годах возглавил первую советско-монгольскую экспедицию, которая была организована и проведена государством. В дореволюционное время были проблемы с добычей средств на экспедиции, их организовывали в основном на частные вклады. Кто-то надеялся с помощью экспедиций получить сведения о местах для потенциального промысла, кто-то из романтических побуждений жертвовал средства.

Так или иначе Петр Кузьмич прожил яркую насыщенную жизнь искателя приключений и первооткрывателя, служа России и её народу.

А пока подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram и Rutube, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!