Найти в Дзене
Азвука - теория звука.

Пуш-пул: измерения импедансов на практике.

Сегодня речь пойдёт о необычной установке пары басовых динамиков. Возможные теоретические преимущества и недостатки этой схемы я расписал в отдельной статье. Рекомендую ознакомиться, чтобы было понятно, о чём речь и что тут происходит, потому что здесь будут описываться не совсем обычные вещи) Динамики в свободном поле Изначально нужно убедиться, что динамики действительно одинаковые, это важно для нашего эксперимента. Снимаем их кривые сопротивления в свободном поле: Я бы сказал, что их можно считать одинаковыми. Отлично, нам подходит! Следующее измерение: всегда было интересно посмотреть, как на сопротивлении скажется не длинный туннель: динамик установлен на фронтальной панели и с трубой за ним Ещё интересней было бы оценить, как это скажется на звуке:) Особых туннельных эффектов на этом графике не вижу, но здесь их и не должно быть, и далеко не факт, что при измерении микрофоном заметных изменений не появится. Если вам интересен такой эксперимент, отследить влияние небольшого тунн

Сегодня речь пойдёт о необычной установке пары басовых динамиков. Возможные теоретические преимущества и недостатки этой схемы я расписал в отдельной статье. Рекомендую ознакомиться, чтобы было понятно, о чём речь и что тут происходит, потому что здесь будут описываться не совсем обычные вещи)

Напомню, тестовая установка выглядит так
Напомню, тестовая установка выглядит так

Динамики в свободном поле

Изначально нужно убедиться, что динамики действительно одинаковые, это важно для нашего эксперимента. Снимаем их кривые сопротивления в свободном поле:

-2

Я бы сказал, что их можно считать одинаковыми. Отлично, нам подходит!

Следующее измерение: всегда было интересно посмотреть, как на сопротивлении скажется не длинный туннель: динамик установлен на фронтальной панели и с трубой за ним

Динамик в руке и в короткой трубе. Труба немного понизила резонанс, и небольшое возмущение появилось на частоте 450 Гц.
Динамик в руке и в короткой трубе. Труба немного понизила резонанс, и небольшое возмущение появилось на частоте 450 Гц.

Ещё интересней было бы оценить, как это скажется на звуке:) Особых туннельных эффектов на этом графике не вижу, но здесь их и не должно быть, и далеко не факт, что при измерении микрофоном заметных изменений не появится.

Если вам интересен такой эксперимент, отследить влияние небольшого туннеля за динамиком - пишите, тестовая установка по сути уже собрана)

Динамики в акустическом оформлении.

Возвращаемся к нашему вопросу: устанавливаю второй динамик, закрывая им свободный конец трубы. Пока подключен только один динамик, поэтому у нас получился пассивный излучатель в очень компактном корпусе. График сопротивления динамика при такой конфигурации выглядит так:

ПИ получился с настройкой 100+ Гц
ПИ получился с настройкой 100+ Гц

Логично, что для нормальной работы пассивного излучателя для таких динамиков нужен объем побольше, чем пара литров, которые наберутся в этой короткой трубе)

Далее подключаем второй динамик обычным способом. Они работают синфазно, оба динамика пытаются сжать или растянуть воздух в этом небольшом корпусе. По сути - у нас получился маленький закрытый ящик с двумя динамиками.

Параллельное, последовательное соединение в трубе и импеданс одного динамика в свободном поле.
Параллельное, последовательное соединение в трубе и импеданс одного динамика в свободном поле.

Резонанс поднялся почти до 200гц, и это вполне логично - уж очень маленький корпус, жесткость воздуха в малом закрытом объеме существенно поднимает резонансную частоту динамиков.

Сдвоенный динамик.

А вот как выглядят кривые того подключения, ради которого все это и затевалось. Обе подвижные системы динамиков движутся одновременно в одну и ту же сторону, они не сжимают и не растягивают объем воздуха внутри трубы. А просто смещают его на величину своего хода.

Синий - параллельное соединение сборки из двух динамиков, красный - последовательное соединение, зелёный - один динамик.
Синий - параллельное соединение сборки из двух динамиков, красный - последовательное соединение, зелёный - один динамик.

Резонанс значительно не изменился, если рассчитать добротности - они тоже не поменялись. Существенного влияния от присоединения дополнительной массы воздуха, заключённой между динамиками, я не заметил. Сборка из двух динамиков с точки зрения резонанса и добротности ведёт себя так же, как один динамик из этой пары. У сборки будет значительно меньший эквивалентный объем, что позволит использовать такой "динамик" в более компактном корпусе.

Естественно, у сборки будет другое сопротивление, т.к. мы подключаем динамики последовательно или параллельно. Если подключить каждый из динамиков к своему каналу усилителя, то можно сохранить изначальный номинал. Но, для этого в реальной акустической системе у вас должна быть пара дополнительных каналов усиления. Если же вешать оба динамика на один канал - сопротивление пары либо удвоится, либо сократиться в два раза.

Это нужно учитывать при согласовании нч секции с высокочастотными динамиками.

Следующий цикл измерений - микрофоном. У нас уже есть понимание, как ведёт себя сборка, с точки зрения параметров Тиля-Смолла, осталось оценить непосредственно звук.

Грубое измерение показало, что результат может быть интересным) Те улучшения, которых я ждал - я их увидел! Но, есть и явные проблемы, с которыми нужно будет бороться.

Файлы измерений из этой статьи доступны подписчикам бусти. Самая явная проблема вылезла в районе килогерца, можете внимательно рассмотреть графики импедансов и накидать предположений, что могло произойти на этой частоте:)