Эта «хвалебная песнь Давида» - молитвенный щит христианина в любой опасности. Издавна 90-й псалом считается молитвой воинов на поле брани, взыванием к Богу о сохранении жизни и спасении души при тяжелом заболевании, при любой агрессии, бесовских нападках и искушениях. Его несокрушимая действенность испытана на протяжении многих столетий десятками поколений христиан.
90-й псалом стал для нас средоточием абсолютной веры Богу. Именно в этом залог его непреодолимой силы и безопасности человека, всей душой, всеми помыслами уповающего на Бога. Считается, что он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. Разберем этот псалом подробнее, опираясь на классическое толкование святителя Афанасия Великого.
«Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится». Начальная строка псалма дает ключ к его пониманию. В ней говорится о том, что всякий живущий с верой в помощь Всевышнего, живет в Его небесном доме (в крове) и находится под Его защитой.
«Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». - «Говорит Господу: Заступник мой и Прибежище мое, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от злых слов, клеветы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен».
Эти слова о том, что уповающему на Господа нечего опасаться. Бог избавит «от сети ловца» – то есть от происков ловкого человека, хитреца. Бог образно сравнивается с птицей, которая укрывает крылами птенцов (людей) своих от невзгод и напастей.
«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое»
— «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут рядом с тобой тысяча и десять тысяч справа от тебя; но к тебе не приблизятся, только смотреть будешь очами твоими и наказание грешников увидишь. Ибо ты сказал: “Ты, Господи, упование мое”, Всевышнего ты избрал прибежищем своим».
«Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков и интриг; "от сряща» – случайного недуга, заразы. По толкованию святителя Афанасия Великого «бес полуденный» - это дух ленности. То есть праведник не пострадает ни от каких губительных действий, но увидит, как от них придет воздаяние грешникам. Эта же мысль продолжается в следующих строках.
«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое»
— «Не приключится с тобою зло, и язва (зараза) не приблизится к тебе, ибо Ангелам Своим заповедал о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не споткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиск наступишь; попирать будешь льва и дракона. За то, что уповает на Меня, избавлю его и защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Господь направит человеку, уповающему на Него, своего Ангела, который незримо, будто на руках поднимет его над всеми опасностями. По толкованию святителя Афанасия Великого, под «камнем» понимается грех, а под «ногой» следует символически понимать самого человека, его душу. Ни ядовитые змеи не причинят ему вреда, ни лев, ни дракон. За упование и любовь его Бог всегда услышит его моления. И исполнит его «долготою дней» – не только сохранит жизнь, но и сделает ее долгой, и подаст спасение.
И снова обратимся к святителю Афанасию Великому: «Спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Напишите, пожалуйста, в комментариях, насколько это толкование было вам понятно и полезно.