Это типичный горный перевал западной Норвегии в июле. Кое-где лежит снег, по озеру плавают тающие льдины и между холодных гор вьется змейкой автомобильная дорога. А теперь представьте не относительно теплый по норвежским меркам запад страны, а более северные коммуны, и не июль-месяц, а, скажем, середину декабря...
При этом на дорогах в Норвегии гибнет за год около сотни человек. Причины разные: кто-то перебрал за рулем, кто-то не справился с управлением, кому-то олень под колеса выскочил. Ситуации бывают разные, но факт остается фактом: статистика ДТП в Норвегии намного лучше, чем в большинстве других стран мира.
Для сравнения, у нас на дорогах в год гибнет около пятнадцати тысяч человек. Вы скажете, что в Норвегии живет намного меньше людей, и это правда. Но даже если бы в Норвегии жило больше 140 миллионов, то по пропорции в год ДТП с печальным исходом было бы 2600, то есть в пять с лишним раз меньше, чем у нас. А если переводить не на душу населения, а на количество транспортных средств, то разрыв был бы еще больше.
Как им удалось в таком жутком климате построить настолько безопасные дороги? Или, может, дело не в дорогах, а в самих норвежцах? На самом деле, ответ и в том, и в другом. Процесс тренировки водителей на безаварийное вождение начинается еще в автошколе.
Нарабатывать водительский опыт в Норвегии можно вне автошколы под руководством своих родителей на их машине. Причем если ученик не нарушает правила, то и вопросов со стороны дорожной полиции к нему не будет никаких. А если уж что-то нарушит, то отвечать будет тот, кто посадил новичка за руль.
К моменту сдачи экзамена на права многие норвежские водители уже накатывают не одну тысячу километров по дорогам страны и примерно понимают, как нужно водить авто. От этого они и экзамены сдают лучше, и впоследствии чувствуют себя за рулем более уверенно.
Ограничения скорости на дорогах в Норвегии всегда стоят с запасом. В центре города часто ставят знак "Зона 30", и никто быстрее этого лимита не едет. За городом разрешено ехать восемьдесят, и опять же почти никто не превышает.
Все дороги в Норвегии сделаны так, что если ты соблюдаешь скоростной режим, то убиться на них практически невозможно при всем желании: всегда успеешь оттормозиться, сбросить скорость или сманеврировать.
Желание превышать скорость у особо горячих водителей напрочь отбивают невероятно высокие даже по норвежским зарплатам штрафы. Например, за превышение скорости в городе до 5 км/час, штраф будет 850 норвежских крон, то есть чуть больше пяти тысяч рублей. И это всего за пять километров в час! Думаю, вы догадываетесь, какого порядка суммы придется платить, если ехал еще быстрее.
Платить такие деньги норвежцам не хочется, хоть полиции и камер на дорогах у них реально мало, поэтому они просто ездят по Правилам. А если ездишь по Правилам, то и проблем у тебя не будет ни с полицией, ни с управлением авто в любых погодных условиях. Вот такой простой рецепт безаварийной езды по-норвежски!
Как считаете, правильно у них дорожное движение устроено? Или причина безопасности дорог в чем-то другом?