Читал по долгу службы "Письма о Западе" святителя Илариона (Троицкого). Написаны они были в 1916 г., во время Первой мировой войны. Конечно, к Западу Святитель высказывает отношение соответствующее. То есть плохое. Но, кроме Запада досталось и Петрограду. Петроградским храмам. Сам Святитель очень любил Москву и Троицкую лавру, монашество и Петербург был ему чужд.
В Третьем письме, озаглавленном "Кёльнский собор", владыка Иларион сравнивает православные и западные католические и протестантские храмы. Вот здесь и припомнил он православные храмы Петровской столицы:
"Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов. Войди, например, в собор Александро-Невской лавры! Много раз нужно напоминать себе, что вошел в храм, а не просто в какую-то галерею. Строить пустые храмы у нас начали тогда, когда связались с западными еретиками и начали им подражать. Предки же наши благочестивые строили храмы всегда с полным украшением церковным. Священная живопись покрывает всю внутренность наших старинных храмов. А в новых храмах петербургской эпохи русской истории начали вешать лишь кое-где картины в рамах и картины совершенно безобразные. Замечательно, что картины эти навевают прежде всего не религиозные благочестивые настроения, но лишь художественные эмоции, как это было бы и вне всякого храма, например в картинной галерее".
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/pisma-o-..
Доля правды, конечно, в этом замечании есть. Был у меня товарищ, который ходил со мной по местным питерским храмам именно как по картинным галереям или по музеям. И по-своему он был прав. Мне, например, барочные иконостасы некоторых питерских храмов очень нравятся, хотя Православие совсем не относится к первым или даже ко вторым ассоциациям со словом "барокко". Петербургские храмы хороши по-своему, московские по-своему. Счастье, что у нас есть и те, и другие. Но суждения владыки Илариона дали повод посмеяться)