4K подписчиков

Атрибутируем портреты, которые не смогли атрибутировать эксперты «Кристис»?

559 прочитали

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы. Причем в ряде случаев даже атрибуции как таковой не требуется, поскольку их персонажи легко узнаваемы и вполне очевидны. Мы не раз ругали российских музейщиков за то, что они не могут или не хотят вносить изменения в свои инвентарные списки и описи или как там это у них называется.

Однако оказалось, что эта проблема характерна не только для российских учреждений культуры, большинство из которых финансируется по остаточному принципу, но и для такой явно не бедной организации, как аукционный дом «Кристис». Я уже опубликовал парочку материалов, посвященным атрибуции портретов, прошедших через организуемые «Кристис» аукционы и найденных на их сайте. И вот сегодня подборка портретов с сайта «Кристис», которые были проданы на аукционах компании, но так и остались анонимными. Непонятно, почему

Вот этот, например, портрет приписывается Немецкой школе XIX в. и значится как «портрет офицера, погрудный, в военной униформе с различными орденами и медалями»

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.

Чуть ниже неуверенно приводится версия: «На портрете, предположительно, изображен Фридрих Вильгельм III Прусский». Ага, почти попали. Это король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV. Сын Фридриха Вильгельма III.

Следующий портрет эксперты аукциона отнесли к Австрийской школе XVIII в. и поименовали как Portrait of a nobleman in uniform. Nobleman – это дворянин, аристократ, сановник, вельможа. Ну, пусть будет «Портрет сановника в униформе».

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.-2

Неужели этот «сановник» неузнаваем? Это император Священной Римской империи Германской нации Франц II, он же позднее – император Австрийской империи Франц I

Для следующего портрета специалисты «Кристис» располагают сведениями об авторе – это некто А.Фухс. Известен и год написания – 1848. А вот персонаж для них так и остался неизвестным «сановником»

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.-3

Вы серьезно? Да, у императора Франца Иосифа на этом портрете еще нет ставших привычными для его более позднего облика усов, переходящих в бакенбарды, но это не повод его не узнавать.

А вот здесь, если верить аннотации на сайте «Кристис» изображен «морской офицер, погрудно, в мундире»

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.-4

В действительности этот человек имел отношение к морю лишь несколько раз в своей жизни, сначала, когда бежал с континента в изгнание в Швецию и Англию, а затем возвращался обратно. Это французский король Людовик XVIII.

И для следующего портрета эксперты «Кристис» знают автора – Р.Ж. Ф. Лефевр. Впрочем, объяснение этому простое – он подписан на самом портрете. А вот персонаж остался для них тайной

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.-5

Несложно опознать следующего короля Франции – Карла X, не так ли?

И, наконец, пожалуй, жемчужина (с точки зрения дикости атрибуции) сегодняшней подборки. Произведение, как значится на сайте «Кристис», «приписывается Корнелиусу Кригхоффу», а изображен на нем – по мнению экспертов аукционного дома - «Наполеон в коляске»

На данном канале мы уже многократно обращались к теме портретов, хранящихся в российских музеях, которые до сих пор числятся изображениями неизвестных, хотя вполне могут и должны быть атрибутированы.-6

Бедные Александр Павлович и его кучер Илья Байков!

Заметьте, ни для одного из приведенных портретов не потребовалось «настоящей», полноценной атрибуции! Все их персонажи узнаваемы «с лету», с первого взгляда. Почему эксперты аукционного дома, являющегося, наряду с Сотбис, лидером на мировом рынке антиквариата, не смогли их опознать? Ведь через их руки проходят, не знаю, тысячи, может быть, десятки тысяч, произведений искусства, у них должна быть такая «насмотренность» портретов, что персонажи всех этих изображений должны быть им как родные! И ведь здесь априори не работает даже наивное предположение «да им все равно, кто изображен, главное деньги за продажу лота получить». Очевидно же, что портрет, персонаж которого идентифицирован, должен продаваться дороже, чем изображения анонимов. Портрет короля Людовика XVIII имеет более высокую стоимость, чем портрет неизвестного морского офицера. Или я ошибаюсь? Может быть, я не в курсе каких-то правовых препон, препятствующих экспертам «Кристис», озвучивать при проведении аукционов результаты своей высокопрофессиональной экспертизы?

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.