Книга «Воображаемый враг: Иноверцы и еретики в средневековой иконографии» Михаила Майзульса совершенно необходима для каждого, кто хочет понимать религиозную живопись старых мастеров.
Это прекрасно изданный глянцевый, цветной том, толстый и тяжелый, в котором рассказывается в подробностях о том, как изображали ЗЛО в европейской живописи на евангельские и житийные (католические сюжеты). Очень много иллюстраций, с прицельным кадрированием именно на тех деталях, которые обычно ускользают от взгляда.
Названия глав прямо-таки зачаровывающие, особенно для любителей маргинального и пугающего в искусстве:
Введение. Другой. Чужой. Враг
Часть I. Материальные знаки
- Judenbut: главный (анти)еврейский знак
- Герб дьявола и эмблематика зла
- Скорпион и орел: кто убил Христа?
- Знаки ереси и знаки позора
Часть II. Телесные знаки
- Страсти: Тело Христа и тела палачей
- Стигма на теле: анатомия и иноверие
- Черный: главный цвет инаковости
- Жесты палачей: насилие и осмеяние
- Как узнать предателя? Тело Иуды
Согласно заглавию книги "Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии" ее основной темой являются чужие -- нации и представители иных религий. В первую очередь иудеи. Особенно много их изображений в ценах, описывающих Страсти Христовы, ведь именно евреи, согласно Писанию, его бичевали, осмеивали и проч. Возможно, вы обращали внимание на то, что на евангельских картинах, например, фламандцев, толпы вокруг Христа невероятно, нереалистично уродливы. В этой книге объясняется -- почему именно. А также почему, например, палачи вдруг могут изображаться как львы или собаки.
Прочитав книгу и запомнив описанные в ней нюансы (о многих из которых рассказывается на русском языке впервые), вы станете смотреть на религиозную живопись совсем на другом уровне.
А еще, вот совсем свежая новость, эта книга вошла в только что опубликованный лонг-лист премии "Просветитель", что дополнительно свидетельствует о ее достоинствах.
Где купить