Линкоры типа «Бисмарк» — тип линейных кораблей (нем. Schlachtschiff), состоявший на вооружении кригсмарине в годы Второй мировой войны. Всего построены два корабля — «Бисмарк» и «Тирпиц». Самые мощные линкоры и самые крупные боевые корабли, построенные в Германии.
Исследовательские работы над проектом линкора водоизмещением 35 000 т начались в Германии ещё в 1932 году. По условиям Версальского договора такое строительство было запрещено, поэтому работы велись в обстановке секретности. Так как Франция в то время строила линкор «Дюнкерк» с 330-мм орудиями, немцами рассматривался вариант линкора с восемью 330-мм орудиями и 30-узловой скоростью. Предварительные расчёты показали, что в рамках заданных характеристик линкор с хорошей защитой может уложиться в водоизмещение 35 000 т, однако при увеличении вооружения до восьми 350-мм орудий водоизмещение резко возрастало до 41 000 т.
Весной 1934 года в управлении кораблестроения Имперского морского ведомства были начаты работы над линкором «F». Задавались следующие характеристики: водоизмещение 35 000 т, вооружение из восьми 330-мм, 12 150-мм.
Ещё 10 ноября главнокомандующий военно-морским флотом адмирал Эрих Редер указал на то, что водоизмещение не должно превышать 35 000 т, а габариты должны учитывать ограничения существующих мест докования и стоянки. После перепроверки расчётов конструкторы уверили Редера, что уложиться в заданные им требования нереально. 21 декабря адмирал согласился на рост водоизмещения, но только при условии значительного роста боевой мощи.
16 марта 1935 года Германией был денонсирован Версальский договор, налагавший ограничения в том числе и на военно-морской флот. В новых условиях рассматривался вариант постройки линкора с 380-мм орудиями, как собирались делать Франция и Италия. Однако при размещении такого главного калибра водоизмещение возрастало до 42 000 — 42 500 т. При этом максимальная осадка доходила до 9,4 м, что делало невозможным использовать док в Вильгельмсхафене. На основании этих соображений 1 апреля Редер утвердил проект с 350-мм орудиями водоизмещением 41 000 т, однако 9 мая 1935 года, после личного указания Гитлера, было решено строить линкор с 380-мм орудиями.
23 августа 1935 года был представлен проект А13 с трёхвинтовой турбоэлектрической установкой. В целом проект был одобрен, но Редер потребовал изменить компоновку надстройки и увеличить количество 37-мм спарок с четырёх до восьми. Для экономии веса толщина барбетов ГК ниже верхней палубы была уменьшена до 220 мм, толщина броневой палубы местами была уменьшена со 100 до 80 мм. В то же время нижняя палуба в носовой части получила бронирование в 20 мм, броневая палуба над погребами усиливалась до 95 мм, броневые траверзы были продолжены до верхней палубы.
Заказ на линкор «F», будущий «Бисмарк», был выдан верфи «Блом унд Фосс» 16 ноября 1935 года. В документах он проходил под обозначением «Эрзац-Ганновер». Его хотели заложить раньше 1 января 1936 года, но по политическим причинам этого не сделали. Чтобы ввести его в строй как можно быстрее, 1 октября 1939 года, вместо первоначально запланированного 1 декабря 1939 года, было принято решение ускорить темпы строительства. При спуске на воду линкор получил имя «Бисмарк».
Шлюпки
- По штату в состав плавсредств входили:
- Два 11-метровых адмиральских катера с размещением побортно на ангарах рядом с дымовой трубой;
- Четыре 11-метровых разъездных катера на кормовом ангаре;
- Один 9-метровый командирский катер рядом с адмиральским катером правого борта;
- · Два 8-метровых полубаркаса рядом с адмиральским катером левого борта;
- Один 6-метровый полубаркас поверх ближнего к борту 8-метрового полубаркаса;
- Два 8-метровых гребных катера на шлюпбалках на верхней палубе;
- Два 8-метровых яла, также на шлюпбалках на верхней палубе (вместе с катерами — пара перед 150-мм башнями II, и вторая пара перед 150-мм башнями III);
- Два 4-метровых яла-двойки над кормовыми гребными катерами.
За время службы состав и размещение шлюпок неоднократно менялся. Так перед выходом «Бисмарка» в Атлантику с него сняли все катера и ялы с верхней палубы и разместили спасательные плоты различной формы и размера. На «Тирпице» кормовые ялы не ставились, а носовые были сняты летом 1941 года. Также на кораблях имелось четыре забортных трапа, которые обычно укладывались на палубе у носовой и кормовой надстроек, а в походном положении крепились в сложенном положении под кильблоками командирского и адмиральского катеров. Для работы со шлюпками и гидросамолётами побортно рядом с катапультой были установлены два 12-тонных крана. На «Бисмарке» они стояли на верхней палубе, на «Тирпице» на первом ярусе надстройки. Кран правого борта на «Бисмарке» был на 1,5 м длиннее. На «Тирпице» из-за расположения дальше от борта оба крана были на 2,5 м длиннее, чем на головном корабле. Также на задней части трубы крепились два 4-тонных крана для перемещения гидросамолётов по палубе. Все краны были фирмы «Демаг».
Вооружение
Главный калибр 380-мм орудие SK/C34
Главная артиллерия линкора Bismarck калибра 380 мм была выбрана по аналогии с орудиями SK.C/13 линкоров типа Bayern, также калибра 380 мм. Новые орудия для линкора Bismarck были изготовлены оружейными заводами Mauser и прошли испытания уже во время строительства корабля, после чего они были приняты на вооружение под кодом 38-см SK.C/34 — скорострельные орудия производства 1934 года (нем. SK — Schnelladekanone, С — Konstruktionsjahr). Корабль имел 8 орудий установленных в 4 башнях (модели Drh LC/34) в носу и корме. Башни были обозначены по сигнальному коду ВМС, начиная с носа: Anton, Bruno, Cesar и Dora.
Орудие имело следующие характеристики:
- скорострельность — 2,3 выстр/мин;
- максимальная дальность стрельбы — 35,5 км.
- начальная скорость снаряда — 820 м/с;
- масса снаряда — 800 кг.
Снаряды:
- бронебойный Pz.Spr.Gr. L/4,4
- фугасный Spr.Gr. L/4,5 Bdz
- фугасный Spr.Gr. L/4,6 Kz
- Специальные облегчённые снаряды: Siegfried HE L/4,5 и HE L/4,4
Вспомогательная/зенитная артиллерия 150-мм орудие SKC/28
Артиллерия вспомогательного калибра линкора Bismarck состояла из 12 орудий калибра 150-мм SKC/28, размещённых попарно в башнях. Над выбором вспомогательной артиллерии долго думать не пришлось, был взят обычный для тех времён средний калибр. По конструкции орудия были выполнены лейнерными, с вертикальным клиновым затвором.
Каждая башня на правом борту имела своё обозначение: «правобортная I», «правобортная II» и «правобортная III» (считая от носа). Аналогично были обозначены и башни левого борта. Барбеты правобортных и левобортных башен I и III опирались на палубу цитадели, а барбеты башен II — на скосы броневой палубы. Углы поворота башен вспомогательного калибра в горизонтальной плоскости были ограничены, вследствие близкого расположения их к надстройкам.
Орудие имело следующие характеристики:
- скорострельность — 6-8 выстр/мин;
- максимальная дальность стрельбы — 22-23 км.
- начальная скорость снаряда — 875 м/с;
- масса снаряда — 45,5 кг.
Снаряды:
- бронебойный Pzgr L/3.8 m Hb
- полубронебойный Sprgr L/4.5 Bd Z m. Hb
- фугасный Sprgr L/4.6 KZ m Hb
Зенитная артиллерия дальнего действия 105-мм орудие SKC/33
Все зенитные орудия дальнего действия размещались на носовой и кормовой надстройках. 16 орудий калибра 105 мм SKC/33 устанавливались на корабле в два этапа. Две первых установки были смонтированы на носовой надстройке еще в июне-июле 1940 года, когда корабль находился на верфи Blohm und Voss в Гамбурге. Орудия монтировались на спаренном лафете сравнительно устаревшей конструкции С/34. Оснащение такого мощного корабля несовременным вооружением было вызвано отсутствием более современных зениток на складах заводов AG Krupp и Rheinishe Metallwarenfabrik, где имелись только орудия на лафетах старой конструкции. Остальные орудия были переданы на проданный в Советский Союз недостроенный крейсер Lutzow. Согласие немецкого морского командования на установку этих орудий позволило выдержать срок сдачи корабля в эксплуатацию в августе и таким образом было выиграно время для производства нужного количества новых орудий к концу года. Остальные, более совершенные установки Dopp.L.C/37, были смонтированы во время стоянки линкора на базе в Готенхафене (ныне Гдыня) 4-18 ноября 1940 года.
В зенитных установках обоих систем использовалось одно и то же 105-мм орудие лейнерной конструкции, с вертикальным клиновым затвором.
Основное отличие новой конструкции зенитной установки было в применении более быстрых механизмов наведения, соответствующих возросшим скоростям самолетов. Кроме того, новая конструкция была несколько легче. Внешне они незначительно отличались формой защитных кожухов.
Каждое орудие имело свое обозначение и аналогично орудиям 150-мм калибра назывались правобортными и левобортными, с нумерацией, начиная от носа.
Орудие имело следующие характеристики:
- скорострельность — 12-15 выстр/мин;
- максимальная дальность стрельбы — 17,7 км.
- начальная скорость снаряда — 650-900 м/с;
- масса снаряда — 14,7-15,8 кг.
Снаряды:
- Бронебойный трассирующий Pz.Gr. Flak.
- Бронебойный трассирующий Pz.Gr.
- Осколочно-фугасный зажигательный Br.Spr.Gr. L/4.4
- Осколочно-фугасный Spr.gr. L/4.4
- Осветительный Lt.Gs. L/4.0
Легкая зенитная артиллерия 37-мм зенитная пушка SK.C/30
В состав зенитного вооружения ближнего действия линкора Bismarck входило шестнадцать автоматических пушек SK.C/30 калибра 37 мм, с длиной ствола 83 калибра, размещённых на лафетах LC/30 в спаренных установках на полукруглых вращающихся платформах. Эти довольно удачные установки производились на оружейном заводе Rheinishe Metallwarenfabrik.
Они имели превосходную трёхкоординатную ориентацию на цель с большими углами возвышения стволов — от +85 до -10 градусов. Теоретическая скорострельность 80 выстрелов в минуту, но практически составляла только 30 выстрелов, что объяснялось ручной загрузкой снарядных обойм в орудие. Установки не имели никакой броневой и противоосколочной защиты, что было характерно для подобного вооружения во всех флотах. От атмосферных осадков установки защищались брезентовыми чехлами, а стволы орудий и прицельные приспособления укрывались к тому же дополнительными чехлами.
Размещались орудия следующим образом: две установки на нижней надстроечной палубе, сразу за башнями «В» и «С» главного калибра. Ещё две установки — в районе носового 7-метрового дальномера, несколько ниже капитанского мостика. Последние четыре были установлены на кормовой надстройке в районе кормовой боевой рубки.
Орудие имело следующие характеристики:
- скорострельность — 80 выстр/мин;
- максимальная дальность стрельбы — 8,5 км.
- начальная скорость патрона — 1,000 м/с;
- масса патрона — 0,74-1,78 кг.
Патроны:
- o осколочно-фугасный трассирующий с зажигательным составом Br.Spr.Gr. L/4.1 Lh 37M
- o осколочно-фугасный трассирующий без зажигательного состава Spr.Gr. L/4.1 Lh 37
- o бронебойный трассирующий Pz.Gr. L/Spur m. Zerl
Зенитные пулеметы 20-мм зенитное орудие Flak 30 C/38
Bismarck имел стандартное для немецкого флота зенитное вооружение и в соответствии с ним получил 12 одноствольных зенитных пулеметов Flak 30 C/38 калибром 20 мм с длиной ствола 65 калибров. Стволы помещались в специальном кожухе с охлаждением и устанавливались на лафете L.C/30. Лафеты обеспечивали максимальный угол возвышения до +85 градусов, минимальный — до -10 градусов.
На испытаниях эти пулеметы показали скорострельность до 280 выстрелов в минуту, как это и было указано в техническом паспорте, но фактически они имели более низкую скорострельность — около 120 выстрелов в минуту. Это объяснялось заменой цилиндрических магазинов на плоские — более удобные для обслуживания, но менее ёмкие. Эти магазины вмещали только 20 патронов, и возле каждой установки постоянно находился запас первых выстрелов из пяти магазинов. Установки были оборудованы специальной сеткой для отлова выбрасывающихся стреляных гильз.
Размещались пулемёты на палубе, надстройках и специальной платформе вокруг дымовой трубы. В походном положении они закрывались брезентовыми чехлами.
В конце апреля 1941 года, во время пребывания линкора в Данциге на нём были дополнительно установлены четырехствольные 20-мм зенитные автоматы Flak 38 с длиной ствола 65 калибров (1300 мм.) на усовершенствованных лафетах L.C/38. Углы возвышения стволов на этих лафетах не отличались от установок на L.C/30, но скорострельность стволов была явно выше — теоретическая до 500, а фактическая до 200 выстрелов в минуту для каждого ствола. Установка же четырёх стволов на одном лафете обеспечивала вчетверо большую плотность огня.
Новые зенитки были смонтированы непосредственно на крыше кормовой боевой рубки. Такие же установки были смонтированы на прожекторной платформе вокруг дымовой трубы и по обеим сторонам мостика вместо снятых 20-мм установок L.C/30.
Орудие имело следующие характеристики:
- скорострельность — 280-450 выстр/мин;
- максимальная дальность стрельбы — 3,7 км.
- начальная скорость патрона — 838,2-899,2 м/с;
- масса патрона — 300,5 - 328,9 г.
Авиационное вооружение
Первоначально новые линкоры собирались оснастить двумя поворотными катапультами фирмы «Хейнкель», но затем их заменили на две поперечные катапульты производства кильской верфи «Дойче Верке». Они располагались поперёк корабля на общем фундаменте позади дымовой трубы, соединяясь стартовыми торцами в районе диаметральной плоскости и были направлены к разным бортам. Ряд вспомогательных механизмов катапульт был общим. Каждая катапульта имела разгонную дорожку шириной 1 м и длиной 14,6 м и выдвижной участок длиной ещё 16 м. В сложенном состоянии общая длина катапульт составляла 32 м. Пуск самолёта осуществлялся с помощью сжатого воздуха.
Для хранения самолётов предусматривались три ангара. Ангар № 1 площадью 120 м² на два самолёта находился под грот-мачтой. В плане он напоминал трапецию, длиной 12,8 м, шириной 9,6 м и высотой 6-6,2 м. Ангары № 2 и № 3 размещались по бортам от дымовой трубы и предназначались для предполётной подготовки самолётов. Их площадь составляла по 60 м² и в них могло размещаться по одному самолёту. Крыши этих ангаров были усилены и использовались для хранения шлюпок. 34 тонны авиационного топлива, а также бомбы и патроны для самолётов, хранились в погребе под нижней палубой.
От ангаров к катапульте шли рельсовые пути для перемещения самолётов. Побортно от дымовой трубы стояли краны, использовавшиеся для установки самолётов на катапульты и подъёма их с воды. Эти же краны обслуживали шлюпки. Теоретически на линкорах могло размещаться до шести самолётов — четыре в ангарах и по одному на катапультах. Это планировалось, но на практике больше четырёх машин корабли не несли, чтобы не создавать сложностей при предполётной подготовке.
К началу второй мировой войны стандартным гидросамолётом стал «Арадо» Ar 196. Этот одномоторный двухпоплавковый гидросамолёт мог нести две 50-кг бомбы и проводить разведку в течение 4 часов. Благодаря неплохим лётно-техническим характеристикам и вооружению из двух 20-мм пушек и трёх 7,9 мм пулемётов мог использоваться в качестве эрзац-истребителя против основных британских ударных самолётов начала войны — архаичных бипланов «Суордфиш» и «Альбакор».
Все корабельные гидросамолёты принадлежали 196-й бортовой авиагруппе (англ. Bordfliegergruppe 196). Пилоты и обслуживающий персонал относились к Люфтваффе и носили авиационное обмундирование.
Торпедное вооружение
По проекту торпедное вооружение не предусматривалось, однако после атлантических рейдов «Адмирала Хиппера», «Шарнхорста» и «Гнейзенау» стало понятно, что артиллерия не слишком эффективна против торговых судов и для их уничтожения желательно наличие торпед. В марте 1941 года командующий флотом Лютьенс предложил установить на всех линкорах палубные торпедные аппараты. На «Бисмарк» их установить не успели. «Тирпиц» в сентябре 1941 года получил два четырёхтрубых 533-мм торпедных аппарата. Они были установлены между катапультами и кормовыми 150-мм установками. Общий боезапас составлял 24 торпеды типа G7a. Запасные торпеды хранились на палубных стеллажах перед аппаратами. Боевые части торпед хранились в погребах под броневой палубой. Система управления торпедной стрельбой не устанавливалась.
Броневая и противоторпедная защита
Традиционно для германских линкоров «Бисмарк» получил солидное бронирование — общий вес брони на «Бисмарке» составлял 18 700 т. В абсолютном выражении больше было только у «Ямато». А по доле от проектного водоизмещения — 40 % германский линкор был лидером. Схема бронирования была отступлением от общемировой практики. После Ютланда большинство стран, вслед за США, перешло на схему бронирования «всё или ничего», оптимальную для боёв на дальних дистанциях, на которых чаще будут поражаться палубы. По этой схеме высокий пояс одинаковой толщины накрывался сверху толстой бронепалубой, образуя вместе с траверзами броневую цитадель. Из неё выступали хорошо забронированные барбеты и башни орудий главного калибра и боевые рубки (кроме англичан, использовавших для них броню средней толщины). Остальные части линкора имели в лучшем случае противоосколочное бронирование.
Германские же адмиралы собирались воевать в Северном море, где по условиям видимости более вероятны были средние дистанции боя. Поэтому применённая ими схема бронирования имела явный приоритет вертикальной защиты над горизонтальной. При этом защита распределялась по большей площади, чем было принято в других странах.
Броневой материал
Все броневые материалы для линкора поставлялись монополистом в этой сфере — концерном Крупп. Поверхностно-упрочнённая броня времён Первой мировой войны при использовании современных прочных снарядов показала недостаточную стойкость. Поэтому Круппом по заказу флота с 1930 года был разработан ряд новых материалов. С использованием добавок молибдена прочность брони удалось поднять на 25 % по сравнению с прежними видами брони.
Для толстых плит применялась поверхностно-упрочнённая броня КС (Krupp Cementiert). Для различия более ранняя броня получила обозначение KC a/A, а новая KC n/A. Дальше по тексту под названием КС упоминается именно вторая. Броня содержала 3,78 % никеля, 2,06 % хрома, 0,34 % углерода, 0,31 % марганца и 0,2 % молибдена. Закалённый слой достигал 40-50 % толщины плиты. Считается что по своим характеристикам она лишь немного уступала лучшей в мире британской СА.
Из-за широкого использования сварки старая гомогенная броня KNC (Krupp Non Cementiert) не подходила, поэтому было разработано семейство сталей марки «Wotan». Wh (Wotan hart) или «тяжёлая» была основной и широко применялась для толстой брони. Wsh (Wotan starrheit) или «повышенной твёрдости» применялась для тонких листов. Ww (Wotan weich) «лёгкая» гомогенная броня была более мягкой и применялась в противоторпедных переборках (ПТП), где требовалась большая эластичность материала.
Постройка и испытания
Киль линкора Bismarck был заложен на стапеле N-9 верфи фирмы Blohm und Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года и получил заводской строительный номер 509. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер, главнокомандующий Кригсмарине генерал-адмирал Эрих Редер и внучка Отто фон Бисмарка - Доротея фон Левенфельд, которая по традиции «окрестила» корабль бутылкой шампанского. Линкор дорабатывался до официальной церемонии вступления в строй до 24 августа 1940 года и был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеманну. Установка оборудования на линкор и его дальнейшие испытания продолжались до весны 1941 года.
Тип Bismarck первоначально создавался как наследник т.н. «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов являлась одним из лучших показателей в мире для таких кораблей. После спуска в 1936 году на воду в второго французского линкора типа Dunkerque немецкий проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров корабля. Bismarck был первым после конца Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм орудий SKC-34 в четырёх двухорудийных башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю, построенному на тот момент.
Боевая история
Операция «Рейнбунг»
Операция «Учения на Рейне» (нем. Rheinübung») предусматривала выход линкора Bismarck и тяжёлого крейсера Prinz Eugen в Атлантику через Датский пролив. Главной целью операции явлалась атака торговых и транспортных кораблей на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что Bismarck будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать крейсеру Prinz Eugen возможность атаковать транспортные корабли.
5 мая 1941 года А.Гитлер и и маршал В.Кейтель с большой свитой прибыли в Готенхафен (ныне г.Гдыня, Польша), чтобы осмотреть линкоры Bismarck и Tirpitz. После обширной экскурсии по кораблям, Гитлер встретился с адмиралом Гюнтером Лютьенсом, назначенным командовать операцией, чтобы обсудить ее детали. 16 мая Лютьенс сообщил, что Bismarck и Prinz Eugen полностью готовы к действиям; 19 мая 1941 года линкор вышел с базы в Готенхафене. В рамках оперативных планов предусматривалось размещение группа из восемнадцати кораблей снабжения для поддержки линкора и крейсера. Кроме того, вдоль маршрутов конвоев союзников между Галифаксом (Канада) и Великобританией для ведения разведки и определения конвоев были размещены четыре подводные лодки.
К началу операции экипаж Bismarck увеличился до 2221 офицера и матроса. В 02:00 19 мая линкор покинул Готенхафен и направился к Датскому проливу. В 11:25 к нему присоединился Prinz Eugen, который отправился прошлой ночью в 21:18 с мыса Аркона. Два корабля сопровождали три эсминца - Z-10 Hans Lody, Z-16 Friedrich Eckoldt и Z23 и флотилия тральщиков. Люфтваффе обеспечивали прикрытие с воздуха во время выхода из немецких вод. Около полудня 20 мая командир линкора Линдеманн проинформировал команду корабля через громкоговоритель о миссии корабля. Примерно в то же время группа из десяти или двенадцати шведских разведывательных самолетов заметила немецкие силы и доложила об их составе и направлении, хотя немцы не отфиксировали шведские самолеты.
Через час после случая с разведсамолетами, Bismarck был замечен с шведского крейсера HSwMS Gotland; в тот же день об эскадре, включавшей два больших корабля, сообщили члены норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая германское соединение встало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где Bismarck и Prinz Eugen были перекрашены в серо-стальной камуфляж, а крейсер дополнительно принял 764 тонны топлива. Линкор не пополнял запасы топлива в Норвегии, так как оперативные приказы не требовали этого. Bismarck изначально приступил к операции имея на 200 тонн меньше топлива чем того требовала полная загрузка и с тех пор израсходовал еще 1000 тонн на пути из Готенхафена в Берген. Линкор не сделал дозаправки, что, как выяснилось позже, было серьёзной ошибкой.
Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС Spitfire. Теперь британцы точно идентифицировали Bismarck. На место его стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули порт. Bismarck и Prinz Eugen незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы искали их значительно южнее.
Командующий британским Флотом метрополии адмирал Джон Тови направил линейный крейсер HMS Hood и линкор HMS Prince of Wales с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Крейсер HMS Suffolk должен был присоединиться к уже находящемуся в Датском проливе крейсеру HMS Norfolk. Лёгкие крейсера HMS Manchester, HMS Birmingham и HMS Arethusa должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора HMS King George V и авианосца HMS Victorious с кораблями охранения, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер HMS Repulse.
Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане HMS Norfolk и HMS Suffolk вступили в визуальный контакт с германской флотилией. Bismarck открыл огонь по HMS Norfolk. Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10 — 14 миль. После стрельбы на немецком линкоре отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал крейсеру двигаться впереди линкора. Для сложности в опознании, на кораблях были закрашены в тёмный цвет верхние части орудийных башен и закрыты брезентом свастики на палубах.
Сражение в Датском проливе
Британские линкоры HMS Hood и HMS Prince of Wales, шедшие на перехват Bismarck, установили визуальный контакт с немецкой эскадрой рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Ланселот Холланд, командовавший британской эскадрой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его немецким линкором. На HMS Prince of Wales поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов командир линкора Линдеманн заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. Немецкие крейсер и линкор открыли ответный огонь по HMS Hood. Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как HMS Hood до конца продолжал стрелять по Prinz Eugen.
В 5:56 HMS Prince of Wales шестым залпом добился попадания: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. В результате Bismarck стал оставлять нефтяной след. Но минуту спустя HMS Hood получил попадания от второго залпа Prinz Eugen и третьего залпа Bismarck, на корме и у миделя британского корабля начались пожары. Bismarck получил попадание от девятого залпа HMS Prince of Wales ниже ватерлинии, а минуту спустя и третье. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16—17 км. В это время на HMS Hood раздался взрыв, вероятно, вызванный попаданием пятого залпа Bismarck в артиллерийский погреб - британский линкор разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1418 человек, погибла.
Линкор HMS Prince of Wales продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим линкором. К тому же HMS Prince of Wales был новым кораблём, на нём всё ещё не были закончены работы по окончательной установке орудий, и рабочие верфи пытались во время боя отремонтировать заклинившие орудия носовой четырёхорудийной башни. Линкор прикрылся дымовой завесой и вышел из боя, в ходе которого он получил семь попаданий.
Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить оставшийся британский линкор, однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. На Bismarck был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение № 2 начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести линкор на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться Scharnhorst и Gneisenau. Командиру Prinz Eugen было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.
Погоня за Бисмарком
HMS Norfolk, HMS Suffolk и HMS Prince of Wales продолжали преследовать немцев, сообщая об их расположении. Гибель линкора HMS Hood была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позднее была учреждена специальная комиссия. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за линкором Bismarck, включая корабли охранения многих конвоев.Так, находившимся к западу от Ирландии линкору HMS Rodney утром 24 мая было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера. Соединение H, стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении.
24 мая в 18:14 Bismarck воспользовался туманом и развернулся прямо на своих преследователей. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и Prinz Eugen успешно прервал контакт. Немецкий крейсер пришёл во французский порт Бреста через 10 дней. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива Bismarck не может продолжать попытки отбиться от преследователей и вынужден идти прямо в порт Сен-Назер.
Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу HMS Victorious сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев Fairey Swordfish. Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту. Несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку радиомаяка на авианосце, все самолёты к 02:30 смогли вернуться на HMS Victorious. Серьёзных повреждений причинено не было, единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс. Экипаж Bismarck потерял одного человека (первая потеря немцев за время похода). Для защиты от налёта были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, Bismarck увеличил скорость, выполнял манёвры уклонения от торпед. В результате парусиновые пластыри, заведённые на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос. Котельное отделение № 2 было окончательно затоплено.
В ночь с 24 на 25 мая Bismarck, воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать противолодочные маневры-зигзаги, прервал контакт. В 4:01 25 мая HMS Suffolk сообщил: «контакт с неприятелем потерян».
Обнаружение
Однако на Bismarck, по-видимому, продолжали принимать сигналы радара HMS Suffolk, и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передаёт ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своём положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение немецкого линкора. Тем не менее Тови ошибочно заключил, что Bismarck направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.
В 10:10 26 мая Bismarck был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста экипажем гидроплана PBY Catalina. Позднее в этот же день линкор был также обнаружен двумя другими британскими самолетами. Лютьенсу оставалось примерно 690 миль до Бреста. Это означало, что при приближении к берегам оккупированной Франции он вскоре смог бы использовать для прикрытия своего корабля с воздуха самолёты люфтваффе.
Единственным британским соединением, способным замедлить Bismarck, было соединение H под командованием адмирала Соммервилла, которое вышло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец HMS Ark Royal. В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы-бипланы Fairey Swordfish. К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с немецким линкором британский крейсер HMS Sheffield, и не оповещённые об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель. После этого плохо показавшие себя в этой атаке магнитные взрыватели на торпедах было решено заменить на контактные.
К 17:40 HMS Sheffield установил визуальный контакт с Bismarck и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с HMS Ark Royal начали вторую атаку на немецкий линкор. Два самолета велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше атакующих и с трудом различали их на фоне волнующегося моря. Британский пилот тихоходного биплана Fairey Swordfish Джон Моффат добился попадания, которое имело решающее последствия: пытаясь уклониться от торпеды,Bismarck повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинив рули. Bismarck потерял возможность маневрировать и начал описывать циркуляции. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад.
Около 21:45 Bismarck открыл огонь по HMS Sheffield', ранив 12 человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев типа Tribal: HMS Cossack, HMS Sikh, HMS Zulu и HMS Maori, вместе с переданным Великобританией ВМС Польши эсминцем ORP Piorun (рус. «Гром»). Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий. К утру была дана команда остановить машины. Корабль уже был в радиусе действия бомбардировочной авиации Германии, но она не оказала помощи динкору. Инженер-капитан Юнак (нем. Junack) на Bismarck запросил мостик о разрешении дать хотя бы малый ход по технической необходимости. С мостика ответили: «Ах, делайте, что хотите». Кораблю был дан малый ход. В 8:15 была в последний раз объявлена боевая тревога.
Гибель
27 мая в 08:00 утра HMS Rodney и HMS King George V подошли к Bismarck на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4—5 баллов. HMS Rodney держался курса на север так, чтобы вести огонь по Bismarck с достаточной дистанции, в то время как HMS King George V принял в сторону.
Огонь был открыт в 08:47. Bismarck ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой цельюдля тяжёлых крейсеров HMS Norfolk и HMS Dorsetshire, объединивших свою огневую мощь. В 09:02 203-миллиметровый снаряд с HMS Norfolk поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награждённый Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении HMS Hood. В 09:08 406-мм снаряд с HMS Rodney, поразил обе носовые башни Bismarck - Anton и Bruno, выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Caesar и Dora продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились.
В 09:21 башня Dora была выведена из строя. Команде башни Anton удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 Caesar дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили HMS Rodney, заклинив торпедные аппараты. Огонь Bismarck в ходе всего сражения был сосредоточен на HMS Rodney, возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с HMS Hood. Когда адмирал Гернси наблюдал это, он отметил: «Слава Богу, что немцы стреляют по HMS Rodney.
После 44 минут боя тяжёлые орудия Bismarck замолкли. HMS Rodney подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как HMS King George V продолжал стрельбу с большего расстояния.
Bismarck не спускал боевого флага. Британцы не желали оставлять Bismarck в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Bismarck, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, линкоры HMS Rodney, HMS King George V и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить Bismarck торпедами. HMS Norfolk использовал свои последние торпеды, подключившийся к атаке HMS Dorsetshire выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили Bismarck на короткой дистанции.
Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Циммерман (кочегар котельного отделения Bismarck) рассказывал о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва.
Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 406-миллиметровым снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.
Bismarck ушёл под воду, перевернувшись вверх килем в 10:39 тем утром. Некоторые из членов команды не делали попытки отплыть подальше, но карабкались на днище и ушли под воду вместе с кораблём, с поднятыми для приветствия руками. Не зная его судьбы, немецкая командная база продолжала посылать сигналы на Bismarck ещё несколько часов, пока британское агентство Reuters не сообщило в новостях из Лондона — «корабль потоплен». В Великобритании, в Палате общин, сообщили о потоплении Bismarck в тот же день. Крейсер HMS Dorsetshire и эсминец HMS Maori остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой подводной лодки, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков Bismarck и бросив остатки команды в воде. Среди спасённых был корабельный кот. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (нем. Sachsenwald) подобрали пятерых оставшихся в живых моряков. Всего из 2200 человек команды Bismarck погибло 1995.