Найти тему
RBI. Строим искусство

Как советский конструктивизм превратился из чудачества в тренд современной архитектуры

Есть один главный признак, позволяющий распознать здание в стиле конструктивизма: в нем ощущается повсеместный неуловимый комфорт. Высота лестничных ступеней и перил, форма и расположение окон, ширина коридоров… Все соразмерно человеческому телу и его функциям: росту, шагу, взгляду. Удобно перемещаться, работать, отдыхать. Если вдуматься, то девизом этого стиля по праву является фраза «гармония и функциональность». Причем гармония первична: лаконичная продуманная строгость не является самоцелью! Конструктивизм узнаваем именно своими пропорциями, сочетание которых создает запоминающиеся архитектурные образы.

Мы, часто ошибочно, считаем конструктивизм несуразным и странным. Но как вы относитесь к Эйфелевой башне? Какие ассоциации она у вас вызывает? Интересно, что известный символ Парижа (а заодно элегантности и утончённости) считается предком конструктивизма. Эйфель одним из первых решил «вывернуть» каркас здания и сделать элементы конструкции внешним декором.

Хоть конструктивизм и считается направлением интернациональным, лучше всего он прижился в индустриальной России. Цели государства резонировали концепции конструктивизма, который пропагандировал функциональность, чёткость и логичность архитектуры. Первым воплощением конструктивизма в архитектуре считается Дворец Труда. Правда, воплотился проект только на бумаге.

Из справочника «Советский конструктивизм»:
Для направления характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий геометризированный ажурный абрис. Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий.

Сейчас на месте здания, которое должно было стать символом нового государственного устройства стоит гостиница «Москва».

Но всё-таки конструктивизм – это визуальное воплощение промышленного прорыва СССР – стремительного, масштабного, рационального. Например, здание Левашовского хлебозавода, выстроенное почти сто лет назад – прекрасный пример промышленного конструктивизма и очень интересный объект: производственный корпус - круг, административный - горизонталь, вынесенные наружу лестничные клетки - вертикаль.

Левашовский завод по улице Барочная 4 был единственным предприятием, выпускавшим хлеб даже в блокадный период. Для многих горожан это знаковое место - символ стойкости и силы ленинградцев.
Левашовский завод по улице Барочная 4 был единственным предприятием, выпускавшим хлеб даже в блокадный период. Для многих горожан это знаковое место - символ стойкости и силы ленинградцев.

Сейчас, в эпоху бизнес-достижений и интереса к собственным корням и необычной эстетике, конструктивизм снова стал востребованным, восхищающим и удобным. И историко-художественный памятник – знаменитый круглый хлебозавод - обрел новую жизнь. Мы восстановим здание и планируем создать в нём арт-пространство. Каждый посетитель сможет оценить соразмерность здания – а значит, и тот конструктивистский замысел, который был заложен изначально.

При этом жилой комплекс Futurist, непосредственно примыкающий к объекту, является логичной и неотъемлемой частью ансамбля. Особенно примечателен факт, что c архитектурной точки зрения Futurist представляет собой элегантное сочетание функционального конструктивизма с абсолютно эмоциональными, пышными элементами арт-деко. Противоречия здесь нет, ведь арт-деко – это, по сути, тот же конструктивизм - удобный, гармоничный, функциональный - но с оживляющими элементами декора.

Дом уже сдан, и каждый может оценить сочетание исторической преемственности, строгой красоты и продуманного уюта. Настоящая роскошь – и это не только в каждой из 39 квартир, но и во всем жизненном пространстве. Да, это настоящий Futurist – и прежде всего потому, что демонстрирует право на свой собственный стиль, ритм и современный комфорт.