Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Сегодня мы продолжим разговор про египетские мумии. В прошлый раз мы поговорили о том, как и зачем их делали. Сегодня поговорим о мумиях в культуре. Правда ли, что мумий употребляли в пищу, и использовали как топливо для паровозов? Что такое «Проклятье фараонов» и боятся ли археологи саркофагов? Какой представили мумию в современных фильмах и компьютерных играх? Об этом и поговорим.
В отличие от других мифических существ, Мумия - образ достаточно юный, как ни парадоксально это звучит. В античных и средневековых легендах мы не найдём обернутых в бинты монстров, в отличие от упырей, оборотней и, например, василисков. Мумии не появлялись на страницах бестиариев и картин живописцев. Возможно, они не произвели такого впечатления на создателей античных справочников; возможно, слишком долго были скрыты под песками времени.
Это не помешало им завоевать огромную популярность в XIX и XX веках на волне увлечение египтологией. Но и до этого про мумии знали и использовали их самым необычным образом.
Древние мумии как лекарство
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках в X веке. Происходит оно от персидского слова mum, «воск». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали лекарство, а также битумное бальзамирующее вещество. В русском языке есть другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — так мы называем лекарственную смолу.
Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумии в нашем понимании этого слова. Таким образом в Средние века из-за неправильного перевода арабского термина считалось, что мумии обладают целебными свойствами. В результате стало обычной практикой измельчать тела древних египтян в порошок для использования в качестве лекарства.
Мумие, лекарственный продукт, созданный из мумифицированных тел, на протяжении веков употребляли в Европе. Начиная с XII века аптекари использовали измельченные мумии, уверенные в их магических свойствах.
Торговцы добывали из египетских гробниц древние тела, разрывали их на небольшие кусочки, перетирали в порошок и продавали как лекарство Фармацевты скупали их для изготовления и продажи «целебных» снадобий. Однако именно фармацевты первыми начали разматывать древние тела, а также впервые попытались изучать мумии методом вскрытия. Мумии разматывали в первую очередь в поиске драгоценностей и артефактов, спрятанных в слоях ткани. Вскрытие и изучение тела погребенного было интересным, но второстепенным мероприятием. О сохранности мумии при таком методе речи не шло - после вскрытия тело превращали в лекарственный порошок на продажу.
Такое лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. Врачи прописывали измельченные черепа, кости и плоть для лечения болезней, от головных болей до уменьшения отеков или лечения чумы. Конечно, некоторые ученые указывали на то, что этот метод лечения слишком отдает каннибализмом, и не дает результатов. Но тем не менее, еще в XIX веке мумие из египетских фараонов можно было заказать в медицинском каталоге.
Откуда же взялось столько забальзамированных тел? Когда настоящих мумий стало не хватать, аптекари мошенничали, используя подделки. В ход шли высушенные на солнце трупы преступников, рабов и самоубийц. Турецкие власти, правившие тогда Египтом, не одобряли торговлю мумиями. В XV веке несколько египтян были посажены в тюрьму за «варку мумий». Однако мумии пользовались большим спросом в Европе и их всегда можно было купить. Английский торговец в XVI веке отправил шестьсот фунтов мумий обратно в Англию.
Эта практика превратилась в широкомасштабный бизнес. Для порошка из старых оберток и тел придумывали и другие применения.
Краска «Египетский коричневый»
Художники использовали египетские мумии для изготовления красок. Из порошка делали коричневатый пигмент, оттенок caput mortuum (что на латыни означает «мертвая голова»). Поскольку у него была хорошая прозрачность, его можно было использовать для глазури, теней, телесных тонов и штриховки. Художники считали, что когда в масляной краске используют битум и мумифицированную плоть, то краска не трескается и не высыхает. Оттенок был популярен в XVII веке, но снят с производства в начале XIX. Порошок заменили минеральной смесью, но название «Мумия коричнево-красная» или «Египетский Коричневый» сохранилось до сих пор.
По мере развития промышленности египетские мумии использовались в более утилитарных целях: огромное количество мумий людей и животных было измельчено и отправлено в Великобританию и Германию для использования в качестве удобрения.
Есть сведения, что обертки мумий экспортировали в США для использования в бумажной промышленности. Правда, серьезных доказательств этому, кроме газетных публикаций, нет.
Мумии в качестве топлива для локомотивов
Писатель Марк Твен даже сообщал, что в Египте сжигали мумии в качестве топлива для паровозов.
Марк Твен упомянул этот факт в своей статье, где он рассказывает о первой железной дороге, проложенной через Египет. Поскольку в пустыне нет деревьев, которые можно было использовать на дрова, он утверждал, что «топливо для локомотива состоит из мумий трехтысячелетнего возраста, которых тоннами закупают на кладбище». Причем сами машинисты, по словам Твена, предпочитают мумии фараонов, а не жрецов или простолюдинов, потому что те лучше горят. Конечно, Марк Твен был не столько журналистом, сколько сатириком, поэтому его описание мумий, используемых в качестве топлива для поездов, вероятно, является преувеличением. Оно не подтверждено и не записано ни в одной другой работе того времени.
Ни один эксперт по мумиям не смог подтвердить подлинность этой истории. Однако, свидетельство американского писателя так врезалось в память, что до сих пор можно найти утверждения о том, что англичане сжигали мумий в паровозах, даже в статьях у популярных историков.
Видимо, очень яркий образ получился: едет паровоз, а кочегар подбрасывает в топку куски древнего фараона или жреца, вместе с порубленным саркофагом. Экзотика!
Мумии в культуре XIX века
Первая экспедиция Наполеона в Египет в 1798 году возбудила любопытство европейцев и позволил путешественникам XIX века привозить из Египта целые мумии, а не только порошок.
В Англии устраивали частные вечеринки, посвященный извлечению останков древнеегипетских мумий.
В то время мумии не вызывали ни у кого трепета или даже уважения, их можно было купить у уличных торговцев, чтобы использовать их в качестве аттракциона для частных и общественных мероприятий.
Британская элита часто устраивала приемы, основной темой которых было разворачивание мумии перед публикой, которая одновременно охала и аплодировала.
К середине XIX века мумии превратились в ценные экспонаты, и множество было куплено богатыми европейскими и американскими коллекционерами в качестве сувениров. Для тех, кто не мог позволить себе целую мумию, на черном рынке предлагались разрозненные останки: голова, рука или нога.
Жители Лондона толпами ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян. Но в течение XIX века, помимо интереса к Египту, возник интерес к оккультизму, мистике, и тайнам востока.
Художники рисовали обнаженных одалисок в гаремах. На страницах журналов и книг царили дикие, но обаятельные туземцы из Египта, Индии и Китая. Восточные сказки, действие которых происходило в Каире, Луксоре или Карнаке, сочетались с классической английской литературой.
В1827 году был опубликован первый роман английской писательницы Джейн Уэллс Уэбб, одного из изобретателей научной фантастики. В романе «Мумия! или история двадцать второго века» рассказывается о том, как мумия фараона Хеопса оживает под действием гальванизации, и хитростью и коварством прокладывает себе путь среди жителей далекого счастливого будущего.
Рассказ Эдгара Алана По 1845 года «Разговор с мумией» представляет собой еще один ранний пример литературы об оживлении древних. Мумия во вскрытом саркофаге оказалась не мертвой, а погруженной в глубокий сон. При помощи электричества ее удалось пробудить к жизни. Одев мумию, герои рассказа присаживаются к камину и слушают о жизни в Египте. В конце произведения рассказчик просит своих друзей забальзамировать его так же, как и мумию. Несмотря на типично готический сценарий, история представляет собой сатирический фарс, высмеивающий академические круги.
В 1860-е годы появляется гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже. Викторианские дома с призраками, души неупокоенных злодеев и жертв, соединились в творчестве с египетскими артефактами, которыми были полны особняки британской знати. В рассказе «История поместья Бэлброу», английское привидение вселяется в тело мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает нападать на жителей и пить их кровь.
Артур Конан Дойл, изветный любитель мистики, тоже не обошел стороной эту тему. В его рассказе «Номер 249» студент-оккультист оживляет купленную им мумию, и та бродит по зданию, пугая людей по его указанию.
Мистический роман «Скарабей» британского писателя Ричарда Марша 1897 года рисует нам древнее египетское существо-оборотня, которое стремится отомстить британскому лорду.
Роман «Фарос, Египтянин» писателя Гая Бутби, опубликованный в 1899 году, рассказывает о древнем фараоне, который тайно живет среди людей.
В романе Брэма Стокера «Жемчужина семи звезд» 1903 года мстительный дух в давно затерянной гробнице убивает всех, кто его потревожит.
Первый фильм о мумиях, «Гробница Клеопатры», был снят в 1899 году. Ныне фильм утерян, но, как сообщается, рассказывал историю мумии Клеопатры, которая была обнаружена, разрублена на части, а затем возрождена, чтобы сеять хаос среди живых. В 1911 году вышел фильм «Мумия», в котором мумия египетской принцессы оживает с помощью зарядов электрического тока и, в конце концов, ученый, возвративший ее к жизни, женится на ней.
Соблазнительная мумия
Вообще, романтические линии часто проскальзывали в такой литературе. Рассказы об оживленных мумиях, написанные в начале XX века, касались в основном женских мумий, и они изображались загадочными, чувственными и соблазнительными, принимающими облик прекрасных наложниц фараона, какими были в земной жизни.
В отличие от вампиров, суккубов и других демонических существ, которые стремились высасывать из смертных жизненную энергию, мумии были гораздо более человечными, способными на любовь и настоящие отношения с человеческими мужчинами.
Например, рассказ Генри Райдер Хаггард «Суд фараонов», 1913 год. Увидев в Британском Музее бюст древнеегипетской царицы Ма-Ми, студент Смит влюбляется в нее. Он изучает египтологию и отправляется на поиски гробницы той, кого полюбил. Когда ему удается найти мумию царицы, ночью в музее она оживает, и отвечает на любовь своего спасителя. Главный герой, в свою очередь, оказывается реинкарнацией ее возлюбленного.
Проклятье фараонов
В 1922 была раскопана и открыта гробница Тутанхамона. К этому времени страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях уже стали частью популярного ориенталистского фольклора.
Сам Тутанхамон был фараоном 18-й династии Нового царства. Его правление было не особо примечательным. Он умер в возрасте 19 лет, после 10 лет правления, так что скорее всего большую часть времени за него принимали решения регенты и чиновники. Тутанхамон пришел к власти после короткого и запутанного междуцарствия после смерти фараона-еретика Эхнатона. Он вернул старых богов в Египет, перенес столицу обратно в Фивы, восстановил храмы, провел несколько войн, а затем умер, не оставив преемника.
Как пошутил популяризатор науки Джон Грин, «Единственная причина, по которой известен Тутанхамон, это то, что могилы большинства фараонов были ограблены древними людьми, а могила Тутанхамона была ограблена британцами XX века».
Новость об открытии гробницы Тутанхомона облетела весь мир, потому что, в отличие от других захоронений, большинство из которых были разграблены еще современниками, захоронение фараона оказалось практически неповрежденным. Похоже, что в гробницу Тутанхамона дважды проникали, вскоре после его смерти, но грабители успели взять только несколько мелких вещей. В итоге погребение фараона было навсегда запечатано. На Фивы обрушился тропический ливень, и земля, принесенная паводковыми водами, залила вход в гробницу, скрыв ее от глаз на следующие 3200 лет.
Несколько человек, участвовавшие в раскопках могилы, умерли в течение нескольких лет при загадочных обстоятельствах. Это сделало Тутанхамона еще более известным в массовой культуре и вдохновило на создание историй о проклятье фараонов. В газетных статьях утверждалось, что саркофаг Тутанхамона был покрыт иероглифами, которые складывались в проклятье: «Смерть быстро последует за теми, кто нарушил вечный сон фараона». На самом деле нигде в гробнице не было написано ничего подобного. Вообще все захоронение позволяет предположить, что молодого фараона погребли в спешке и с нарушением многих ритуалов.
Самая известная «жертва проклятия», лорд Карнарвон (британский пэр, который финансировал раскопки), умер через несколько месяцев после открытия, от инфекции, занесенной в царапину при бритье. Сэр Артур Конан Дойл предположил, что смерть лорда была вызвана «элементалами», созданными жрецами Тутанхамона для охраны королевской гробницы. Также высказывались версии о древних микробах или спорах ядовитых грибов, которыми был пропитан воздух древней могилы.
Руководитель местной железной дороги Джордж Гулд умер от лихорадки, которая развилась на следующий день после посещения гробницы.
Археолог Говард Картер, который первым вошел в гробницу фараона, прожил еще семнадцать лет. Но вот его канарейку съела кобра, символ египетских правителей. А у его друга, которому Картер подарил мумифицированную руку с браслетом-скарабеем, сгорел дом.
Легенда о проклятье набирала обороты. Из пятидесяти восьми человек, присутствовавших при вскрытии гробницы и саркофага, восемь умерли в течение следующих десяти лет. Всего количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 20 до 35 человек; средний возраст умерших составляет 70 лет.
Есть объяснение, что археолог Картер подписал эксклюзивный контракт с лондонской газетой «Таймс», которая брала с других газет непомерно высокие цены за публикации новостей о раскопках гробницы. Однако спекуляции об экзотическом древнем проклятии не подпадали под это ограничение, поэтому газеты по всему миру могли публиковать статьи о проклятье без каких-либо затрат. С этим и связано количество историй о проклятье фараонов.
Мумии в кино в XX веке
История о проклятии Тутанхамона очаровала людей не меньше, чем фотографии сокровищ, извлеченных из нетронутой гробницы.
Мумия – самый известный злодей фильмов так называемого Золотого века ужасов Голливуда, наряду с Дракулой, чудовищем Франкенштейна и Человеком-волком. Фильм «Мумия» 1932 года завершает классический квартет фильмов ужасов компании Universal, выходивших в 30-е годы XX века.
Главную роль в фильме сыграл актер Борис Карлофф. Несмотря на имя и фамилию, он не наш соотечественник – такой псевдоним взял английский актер Уильям Генри Пратт, чтобы не компрометировать свое благородное семейство. Он играет Имхотепа, древнего жреца, который был похоронен заживо, а в наше время воскрес и ходит среди людей. Он стремится убить красавицу Хелен, реинкарнацию своей возлюбленной. Он планирует мумифицировать, а затем воскресить девушку. Конечно же, эти планы будут сорваны, а сам Имхотеп - развеян в прах.
Огромный кассовый успех этого фильма гарантировал сиквелы, которые выходили на протяжении 1940-х годов («Рука мумии», «Могила мумии», «Призрак мумии» и т.д.)
Так сложился образ мумии в массовой культуре. Завернутая в бинты фигура встает из саркофага, в окружении таинственных иероглифов и артефактов. Медленно и неуклюже мумия движется вперед, часто выставив руки, с которых свисают лохмотья обмоток.
Ожившему фараону все равно, нападает ли он на настоящих расхитителей могил или на археологов, которые хотят поместить его в музей. Он просто знает, что они оскверняют его могилу. Иногда он может объявить о своем появлении словами «Кто смеет беспокоить мой сон?»
Мумии в культуре обитают чаще всего в пирамидах. Хотя как мы уже знаем, во времена строительства пирамид искусство бальзамирования умерших только зарождалось, а самые «классические» мумии захоронены в скальных гробницах. Также, никаких особых ловушек и лабиринтов древние строители не устраивали. Максимум – запечатывали вход в погребение. Но когда первые археологи спускались в раскопанные погребения, они часто находили их полуразрушенными, что создавало ощущение опасности и препятствий. Так что в фильмах и книгах пирамиды предстают этаким Храмом Судьбы, полосой препятствий для отважного археолога, полной смертельных ловушек. Как правило, пирамиды в фильмах и компьютерных играх намного больше внутри, чем настоящие погребения. В серии игр про Лару Крофт внутри гробницы фараонов можно спускаться на лифте, прыгать в шахты и подниматься по запутанным лестницам, где на каждом шагу расставлены саркофаги с мумиями.
Мумия является одной из форм нежити. Его поведение очень похоже на зомби, но забальзамированная плоть и древняя магия делают его намного крепче, рядовых оживших мертвецов. Это иронично, учитывая, что в реальной жизни настоящая мумия легко рассыпается в прах. Часто мумия распространяет вокруг себя ядовитые миазмы или мистический туман. Также, поймав жертву, мумии любят обворачивать ее бинтами, видимо для того, чтобы превратить в свое подобие.
Более поздние примеры делают мумию ближе к личу или вампиру, придавая ей больше индивидуальности и сообразительности, а также магические силы, такие как способность командовать другими мумиями и жуками-скарабеями.
Интерес к мумиям был возрожден ремейком «Мумии» в 1999 году, с Бренданом Фрэйзером в главной роли. Фильм стал так же популярен, как оригинал 1932 года, и за ним последовало еще два продолжения. А вот повторный перезапуск, с Томам Крузом, оказался неудачным.
Заключение
Можно долго обсуждать, как повлияла массовая культура на современный и древний Египет. С одной стороны, культурные древности вывозились из страны целыми кораблями. Кажется, обелисков и саркофагов по всему миру сейчас больше, чем осталось в музеях Каира. С другой стороны, сами археологи упирали на то, что спасают ценности, до которых местным жителям нет вообще никакого дела.
Конечно, образ фараонов, пирамид и царицы Клеопатры настолько затмил исторические факты, что очень сложно представить себе настоящую историю Египта. До сих пор многие люди уверены, что и в наше время в Египте бальзамируют умерших и покланяются богу Тоту. Про версию, что древние пирамиды были построены инопланетянами, я уже упоминал в прошлом выпуске.
Конечно, сейчас основная тенденция – это сохранение исторического наследия и самобытности каждого народа. Но как мы видим, уже двести лет мумии вполне комфортно чувствуют себя как часть европейской, а не только ближневосточной культуры.
Во многих фэнтезийных мирах они уже никак не связаны с древним Египтом, а существуют сами по себе, как оживленные магией воины и колдуны.
Как вы думаете, кто симпатичнее – мумия или вампир? Напишите в комментариях.
А на сегодня это все.
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграмеи ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!