Они познакомились в 1976 году, во время знаменитого концерта Queen в Гайд-парке, но подружились лишь в 1985 году, когда Дэйв Кларк пригласил Фредди Меркьюри в свой новый мюзикл «Time». Кларк так рассказывает об их первой встрече: «Впервые я увидел его в Гайд-парке. Я стоял за кулисами, и вдруг там показался парень в балетном трико и с черными ногтями. Никогда еще я не видел ничего подобного. Потом я остался смотреть их замечательный концерт. В первую очередь вас притягивает этот удивительный голос, который подается в такой необычной, театральной форме. Я уверен, что никогда больше не будет другого Фредди Меркьюри, одного из величайших рок-н-ролльных певцов в истории».
Их следующая встреча состоялась в 1985 году (или в начале 1986 года, как утверждают некоторые другие свидетельства. – Прим. ред.), когда Кларк начал работать над мюзиклом «Time». Говорят, что он предложил Фредди главную роль в пьесе, однако музыкант ограничился исполнением нескольких песен к «Time». «Я напрямую обратился к нему, - вспоминает Кларк, – потому что не хотел видеть здесь продукт Queen. Ему понравилась моя идея, и мы вскоре приступили к записи. Все говорили мне, что это будет кошмар, потому что мы оба были настоящими перфекционистами. Но я никогда не замечал в нем никаких эгоистичных выходок - проявлений его звездного статуса. Он всегда стремился к тому же, что и я, - сделать достойную запись. Со временем мы стали большими друзьями».
И в другом случае: «Лучший комплимент, который я услышал от Фредди, звучал так: «Ты знаешь, что у Queen возникла идея "We Will Rock You" после вашей песни 1964 года "Bits And Pieces"?» Тогда я спросил его, как им удалось создать песню, используя во время записи только четыре дорожки, и он ответил: "Мы определенно вдохновились вашей идеей". Даже тогда это звучало прекрасно».
«Это был очень добрый, заботливый и щедрый человек, - продолжает Кларк. - Во время личных встреч он очень отличался от того эпатажного исполнителя, которого вы видели на сцене. Он был действительно заботливым. Когда мы записывались в студии Abbey Road, он приходил с большой корзинкой, наполненной экзотичными блюдами, - икрой, лососем, различными сырами, а также с его любимым шампанским "Cristal". При этом его щедрость распространялась не только на друзей и коллег по группе – я знаю множество случаев, когда совершенно незнакомые люди пользовались его добротой. Если он слышал или видел по телевизору, что у кого-то финансовые проблемы, то анонимно отправлял тому чек через одну из своих компаний. Однажды, например, он отправил чек паре, которая осталась без работы, и теперь её дом был конфискован. Он поступал так очень много раз. И он никогда не задумывался, что совершает большие поступки.
Он был разным в разные моменты жизни, поэтому ему нравились как очень необыкновенные, выдающиеся люди, так и самые обычные окружающие. Главное, чтобы они были настоящими.
О Фредди просто невозможно говорить какими-то фразами, потому что всё это всегда будет неполным. Он был больше, чем жизнь, был лучшим исполнителем в мире, но в обычной жизни он оставался очень человечным. Я нахожу в этом сходство со старой историей о комике, который заставляет всех смеяться, однако вне сцены он очень грустный и чувствительный. Поэтому никогда нельзя верить сценическому образу и отождествлять с ним человека».
«Мне очень не хватает энтузиазма Фредди, - далее признается Кларк. – Он был действительно уникальной личностью. Он был великим творцом, революционером, который предлагал людям то, что никто никогда не делал. Фредди был единственным известным мне исполнителем, который мог работать по 12 часов. При этом он выкладывался на 100% в каждом дубле, выдавал настоящее выступление. Фредди охотно шел на риск, был очень храбрым как на сцене, так и в обычной жизни. Он никогда не жаловался и не устраивал никаких драм. Кроме того, он обладал очень редким чувством юмора, и с ним ты невольно начинал смеяться. Он всегда поднимал всем настроение.
Фредди никогда не воспринимал жизнь слишком серьезно, и в этом его была личная философия.
Он стремился жить полной жизнью. Между тем он интересовался многими её аспектами – не только музыкой, но и искусством, театром, человеческими отношениями. Он определенно не был грустным человеком, и для всех нас он устраивал самые необыкновенные вечеринки.
Я, признаюсь, был очень удивлен, что мы так хорошо с ним поладили. В жизни мы были совершенно разными людьми, но у нас было много общего в творчестве. Фредди всегда четко контролировал свою собственную жизнь, что, естественно, распространялось и на музыку. И он не считал ниже своего достоинства обратиться ко мне за советом, особенно если чувствовал, что по некоторым вопросам у него не хватает знаний и опыта. Мы были действительно похожи в творчестве, разве что у меня было чуть больше здравомыслия.
Он мог поговорить со мной о своих творческих делах и бизнесе, о которых не мог говорить с другими людьми, потому что знал, что у меня нет никаких корыстных интересов, и я всегда выскажу ему свое честное мнение.
Я видел, как во время съемок клипов он рассказывал людям различные интересные истории. Он был очень вдохновляющим человеком, целеустремленным и независимым. Думаю, что это также одна из причин, почему мы так хорошо поладили».
Дэйв Кларк был одним из немногих, кого допустил к себе Фредди во время своей тяжелой болезни. «Он не говорил ребятам из группы, вообще никому, когда ему было по-настоящему плохо. Где-то я прочитал, что он будто бы сказал: "Я не вижу себя старым", но я не думаю, что это было каким-то заявлением или пророчеством. Он действительно любил жизнь, и если бы он сейчас был бы жив, то выглядел бы очень достойно. Он не был бы похож на тех певцов, которые выступают в очень преклонном возрасте на сцене; он был слишком горд, чтобы просто пользоваться своим лицом и авторитетом».
Кларк был в числе гостей на последней вечеринке по случаю дня рождения Фредди Меркьюри. «У него была вечеринка, и там было около 30 разных блюд и столько же видов вина. Даже в то время этот парень дарил людям праздник, оставался большим артистом, а не просто хорошим певцом и шоуменом».
«Я прекрасно помню, как он впервые рассказал мне о своей болезни, - рассказывает Кларк. - Я был очень потрясен, потому что он был совершенно не похож на слабого и больного человека. Казалось, что эта новость его совсем не расстроила, но я уверен, что это застало его врасплох. Тогда он выглядел великолепно, внешне был очень здоровым и бодрым. Он просто решил продолжать жить и создавать музыку, несмотря ни на что. Работа была его главной мотивирующей силой.
Он очень долго не рассказывал никому о своем диагнозе, и об этом знали 4-5 человек. Вначале он не говорил об этом ни семье, ни группе. Дело в том, что на этом этапе вы верите, что обязательно поправитесь, потому что найдется хорошее лекарство и тому подобное. Вы стараетесь жить позитивно, и это какое-то время у вас получается. Фредди перепробовал все известные лекарства, а также совершенно новые, которые привозили ему из Америки. Мы молились, чтобы ему стало легче, чтобы он вернулся к обычной жизни.
Фредди был уверен, что следующее поколение победит эту болезнь. Самое печальное, что ему не хватило каких-то 12 месяцев, когда появилась специальная комбинированная терапия. Он слабел с каждым днем и в какой-то момент он решил отказаться от всех лекарств, кроме обезболивающих.
Каждую ночь немногие из его друзей, которые знали всё о его болезни, дежурили у его постели. В ту последнюю ночь я принял дежурство у Мэри. Мы старались сделать всё, чтобы Фредди чувствовал себя комфортно. Многие из нас дежурили в гостиной, которая примыкала к его спальной. Он был благодарен нам за помощь и не раз говорил нам это.
В тот день, 24 ноября, я был с ним один, и он вдруг сел, улыбнулся и откинулся назад. Это было очень тяжело, просто ужасно. Никто не ожидал ничего подобного, потому что доктор ушел за 20 минут до этого. Он сказал, что у нас есть еще несколько дней, поэтому никто не ждал, что всё произойдет так скоро. Мы немедленно позвонили Мэри. Для всех, повторюсь, это было неожиданно, иначе она бы обязательно была бы там. Перед ней стояла ужасная задача позвонить родителям и сестре Фредди, чтобы сообщить им эту новость.
Сейчас я прекрасно понимаю, почему он долго хранил свой диагноз в секрете. В то время на ВИЧ смотрели как на неизвестную чуму, и на этом фоне его имя могло серьезно пострадать».
В наши дни Дэйв Кларк, помимо своей основной работы в музыкальной сфере, активно занимается благотворительностью. Ещё при жизни Фредди он организовал благотворительное представление своего мюзикла «Time», которое прошло в лондонском театре «Доминион». Тогда вместе на сцене выступили Клифф Ричард, главная звезда шоу, и Фредди Меркьюри. При этом все сборы от спектакля были направлены в фонд «Terence Higgins Trust», который курирует проблематику СПИДа.
Дэйв Кларк: «Песни Фредди Меркьюри неподвластны времени, и его наследие будет жить вечно. Он был похож на очень редкую картину, брильянт, и такого артиста больше никогда не будет».
Статья была подготовлена на основе следующих материалов: интервью Дэйва Кларка Саймону Косинсу (2015), а также газете Daily Mail в 2011 году).