Я люблю фильмы ужасов, но в последнее время мне всё сложнее найти подходящий. Также я с определённой нежностью отношусь к русским фильмам ужасов. Я считаю, что потенциально русские фильмы ужасов, базирующиеся особенно на фольклорных или около фольклорных мотивах – это крепкие и качественные работы, но в своей попытке ориентироваться на набившие оскомину клише западных ужастиков фильмы становятся, ну, мягко говоря, нелепыми. А ещё я считаю, что развязка, тот самый третий акт в российских фильмах ужасов страдает.
Но это всего лишь моё тихо мнение и, тем не менее, я верю и жду и ужастик, и кинематограф.
«Пиковая дама: Чёрный обряд» - российский фильм ужасов, вышедший в 2015 году. Продолжение «Пиковая дама: Зазеркалье» последовало четыре года спустя, а позже последовал ремейк канадского режиссёра Патрика Уайта «Проклятие Пиковой Дамы», где одним из создателей также отметился Святослав Подгаевский – режиссёр и сценарист обеих Дам, а также режиссёр «Владения 18», режиссёр и сценарист «Невесты», режиссёр, сценарист и продюсер «Яга, Кошмар тёмного леса», «Русалка. Озеро мёртвых» и «Приворот. Чёрное венчание…»
Короче, человек, получающий противоречивые отзывы за свои работы. Его фильмы мне, по большей части, нравятся, «Русалка» - исключение, но другие ужастики, хоть местами и слабоваты, всё-таки далеко небезнадёжны. К тому же ремейки, перекуп прав западными компаниями подтверждает определённую успешность фильмов.
Итак, о чём фильм? О чём первая часть?
Разновозрастные подростки, которым нет особенного смысла тусить вместе - Катя, Матвей, Серёжа и Аня устраивают ночные посиделки зимой дома у Кати. Катя рассказывает всем о существовании Пиковой Дамы — злого духа, обитающего по ту сторону зеркал. Даму можно вызвать при помощи специального обряда, который устраивается перед зеркалом. Решив разыграть Аню, ребята устраивают обряд по наущению Кати. В последний момент в комнате что-то происходит, раздается шорох и открывается дверца шкафа.
И…меня эта сцена подбешивает и веселит одновременно. То есть был в моей жизни момент, когда я в возрасте 10-12 лет лежала в больнице и мы, собравшись после отбоя, несли чушь про всяких Пиковых Дам, Бубновую даму и про вызов Матного Гномика…словом, я не думаю, что кто-то хотя бы раз такого не слышал в жизни. Но это может оправданным при посиделках у костра в лагере, в санатории или больнице, а в квартире с разновозрастными лбами, которыми тут представлены герои – простите, нет.
Но все мы понимаем: сюжет должен случиться и он случается. Так сказал сценарист. Ок.
Через пару дней Матвей приходит к Ане в ужасе. Он говорит ей, что ночью слышал звуки и шорохи в своей квартире и видел Пиковую Даму в зеркале, а наутро проснулся без клока волос на затылке. Аня поначалу не верит Матвею, но, когда она уходит на кухню чтобы налить чай, кто-то словно хватает Матвея и начинает его душить. Аня возвращается к себе в комнату и находит задыхающегося парня на полу. Она вызывает «скорую», но Матвей все равно умирает.
И меня интересует эта сцена ровно одним моментом. Чувак, а почему ты пришёл к Ане? Допустим, ты видишь мутную дрянь и подозреваешь, что это после вашей шутки-вызова, которая так натянуто случилась, и что?.. почему Аня? На основе чего ты сделал сей вывод? Почему ты навестил её вообще?
Ладно…
У Ани начинается депрессия. При разговоре со своей мамой она говорит той, что видела Пиковую Даму. Рисунки некой сущности, в которой мы понимающе узнаем Даму, появляются в её школьной тетради, хотя сама Аня говорит, что их не рисовала. Мать Ани звонит Антону — своему бывшему мужу, с которым развелась шесть лет назад. Антон приезжает в старую квартиру и пытается поговорить с дочерью, но та отвергает его.
Ну не знаю как насчёт бывшего мужа, но мать Ани…женщина, на глазах твоей дочери, по факту, умер друг. Да, друг из него так себе, но депрессия понятна! Столкновение со смертью, утрата, страх – пока логично.
Тем временем Серёжа выходит на связь с некой персоной. Он просит его рассказать, как избавиться от Пиковой Дамы. Собеседник Сережи нехотя его инструктирует.
И опять же – кто эта персона, как Серёжа её нашёл, а главное – как нашёл в череде мошенников и психов интернета и с каким запросом обратился к нему – этот вопрос проходит мимо, и фильм имеет на это право, хотя так всё выглядит очень…натянуто. А стоп, про натянутость я уже говорила.
Антон хочет уехать, но машина не заводится. Он пытается завести автомобиль и нечаянно режет ладонь. Приходит Катя и предлагает её перевязать у себя в квартире. Катя перевязывает Антону руку, объясняя ему, кто она и откуда знает его и Аню. Антон просит Катю показать, где они проводили обряд. Вскоре к ним присоединяется Сережа и говорит, что снял Пиковую Даму на видео. Антон не верит подросткам.
И я его тоже понимаю. Ребята потеряли друга, напуганы, да и вообще – интеллектуалы. Поведение Кати по отношению к Антону лично меня смущает, но это я – фиалка, так что, проехали.
Ночью Антон видит сон, в котором Аня сначала прячется под кровать, а затем слышит её голос на кухне. Там он натыкается на стоящую к себе спиной Аню, а её волосы стрижёт какая-то сущность. Настоящая Аня вдруг появляется из своей комнаты и говорит отцу, что это не она. В этот момент призрак атакует мужчину и тот просыпается. Он видит Пиковую Даму в дверях, зажигает свет, и вместо неё видит Аню. Антон сводит произошедшее к дурному сну.
Ну и это тоже логично – ибо когда все кругом, как взбесившись, твердят тебе про Пиковую даму, то ничего иного в твой сон и не придёт.
Переходим к похоронам Матвея. На похоронах отец Ани уходит в туалет, откуда он никак не может выйти…
В одном из зеркал он снова видит Пиковую Даму. Из одной из кабинок внезапно выходит работник морга и говорит ему, что вскрытие трупа Матвея показало весьма необычную вещь — на фотографиях по отчету видно, что из тела парня выходит какая-то дымка.
Ну не знаю – вы пробовали проверить фотоаппарат? Да и вообще – может это засвет. И с каких пор Пиковая дама пристала к несчастному Антону? А работник морга вообще мужик, выдающий рандомно сюжетно важную информацию?! Скажите, вы часто приходите куда-нибудь в места общего пользования и внезапно начинается левым людям рассказывать про дымки на фотках или с чем вы там работаете?
Антон, подумав, встречается с Сережей, и тот показывает ему видео, на котором видно, что подростки разыграли Аню. Но когда Сережа вернулся домой и пересматривал видео в замедленном режиме, он увидел заснятое на видео отражение Пиковой Дамы.
Мысли про жестокость и глупость розыгрыша я усилием воли оставлю при себе.
Ребята собираются у Ани на кухне, туда же приходит отец Ани и предлагает всё, наконец, выяснить. Сережа при помощи рации общения с Дамой… (и, если честно, я с трудом удерживаюсь от шутки про экзорцизм по скайпу, но…какого чёрта тут происходит?!).
ладно! Итак, при котором задаются точные вопросы (с ответом «да» или «нет»), а при положительном ответе рация должна шипеть.
В результате выясняется, что Даме нужна Аня.
ПОЧЕМУ? Потому что вызывала? Тогда причём здесь Матвей, погибший в самом начале? А если Даме всё равно, кого жрать, то тогда... так. всё. Или из-за того кольца, вокруг которого будет пляска?
Аня напугана, с ней случается истерика, Антон обвиняет ребят в том, что они умышленно напугали его дочь с целью поиздеваться и продолжают издеваться над ней и дальше, после чего Антон уезжает, наказав Ане больше с Катей и Сережей не общаться.
И на месте Антона, я бы сделала это раньше. Во-первых, почему разновозрастные подростки тусят вместе? Ладно ещё Катя, но остальные? Аня явно маленькая для них. и я, будь родителем, постоянно была бы на измене от такой странноватой дружбы. То есть, нет, у меня у самой были друзья с разницей в шесть-семь лет старшинства надо мной, но тут и Сережа, и Матвей – все подростки, у которых непонятно что в голове и, к тому же – они тусячат где-то вместе поздними вечерами…
Почему-то мне это всё насторожительно. А может быть, я просто испорчена своим временем и параноидальна. Я не против такого рода дружбы, но я за контроль над нею.
Но это я, а я нервная фиалка.
Сережа приходит к себе домой и решает принять душ. В душе Сережа видит, как клоки волос вдруг сами выстригаются из его затылка, он выходит из ванной и происходит какая-то чертовщина в результате которой Серёжа умирает.
Узнав, что Сережа скончался, отец Ани берёт свою семью и уезжает из дома в собственную квартир . Он предлагает Кате уехать с ними, но она отказывается. Через некоторое время на Катю тоже нападает Дама, но той удаётся спастись.
Отец Ани выходит на связь с тайной персоной, с которой общался Сережа в своём планшете во время сеанса. Им оказывается бывший врач-терапевт, на досуге увлекающийся оккультизмом…
Ну с другой стороны – все имеют право на хобби, так что останавливаться на терапевте-оккультисте мы не будем.
Тот рассказывает родителям Ани о своей связи с Дамой, а также её историю (и я стараюсь удержаться от ехидных комментариев на эту тему насчёт его осведомленности). Оккультист соглашается помочь изгнать демона.
Они проводят обратный обряд, однако всё идёт не по плану (а по плану такая фигня идти и не должна) и Дама переселяется в саму Аню. Через некоторое время демон в теле Ани атакует Катю и собственную мать. В испуге те решают вызвать скорую (а кого еще – не пожарных же, в самом деле?_)
В больнице самодельный экзорцист говорит родителям Ани, что демона можно изгнать, если ввести тело Ани в состояние клинической смерти. Тогда демон перейдет в тело крысы и останется там. Но, видя, что Дама не выходит, Антон вдруг бросается к ней и Дама переходит в него самого. Экзорцист хватает отца и переманивает демона на себя…
Из чего мы видим, что Дама – существо не принципиальное, ей что ребенок, что Антон, что оккультист недобитый. И у меня тогда вопрос – если ей нужна Аня, почему она от нее так легко отказывается? Если ей нужно тело, то чем ей не подошло тело матвея или сергея? Или вообще кого угодно?!
После чего экзорцист отправляет всех наверх, закрыв себя в операционной. Он вкалывает себе токсин, чтобы выгнать злую сущность из себя и сам умирает. Злая сущность, наверное, знатно обалдела от такого поворота, но ей это вряд ли повредило – жила же она без тела годами?
Проходит время, Аня празднует свой день рождения, затем к ним в дверь раздается звонок и там появляется женщина с рекламой, у которой на пальце кольцо, которое прежде было выброшено из-за того, что принадлежало анне и стало чем-то вроде привязки к ней для пиковой Дамы. Антон говорит, чтобы она его выбросила, и закрывает дверь. Потом он смотрит в зеркало…
И…и всё.
Фильм рассыпается о здравомыслие при обдумывании, но пока смотришь, всё выглядит более или менее прилично. Я не скажу, что это плохой фильм, совсем не схожу. Пару раз я вздрогнула, но это было не сколько от страха, сколько от отвращения, которое почему –то во мне вызывает сущность пиковой Дамы, показанная в фильме. Да, есть клише – мы видим их, не примериваясь, но в целом фильм можно глянуть, самое главное, не ждать от него создания глубокой истории или сюжетной стройности, и тогда разочарования не будет.
Это классический фильмец для вечернего просмотра, но для разового. С ним можно провести полтора часа, но на этом всё. Вторая часть мне нравится в этом плане больше, здесь же как будто бы история должна была закончиться открытым финалом, но…видимо, часть была принята успешно, и потому было продолжение, где фильм уже знал, куда ему развиваться.
Для меня это проходной фильм. Боялась ли я смотреть после него в зеркало? Нет. к тому же у меня большое зеркало прямо напротив кровати и я осталась спокойна. Спала ли я с включенным светом? Нет. запоминается ли фильм? Не особенно. Не ждите чего-то крутого и не будете разочарованы, скоротайте немного времени за «Пиковой дамой. Черный обряд» - он смотрибельный, он использует классический страх перед зеркалами – как портал меж миров, но фильм не самобытен, он снят по уже существующим образцам и от этого остаётся фильмом «на раз».
Продолжение следует...