Найти тему
clastat

Роль личности в мире фарфора

Позвольте ещё раз восхититься тем, как много может сделать человек за свою жизнь. Речь пойдёт о скульпторе Киевского ЭКХЗ Оксане Леонтьевне Жникруп. Недавно приобрела фарфоровую статуэтку "Азербайджанский танец с бубном", 1970-х годов. Она меня удивила. Сейчас напишу, почему.

Вот вы как представляете себе украинские фарфор и керамику? Мой собирательный образ воплощается в украинской посуде, щедро раскрашенной, с элементами Петриковской росписи, где буйствуют красный, жёлтый и зелёный цвета; а белизны фарфора почти нет.

А мелкую пластику я представляю примерно так: упрощённая скульптура; очень яркая роспись, обязательно с алым цветом; большой размер статуэток и, как правило, упор на национальные традиции и одежду - шаровары, вышиванки, папахи, кушаки, венки и прочее. Не хочу сказать, что это плохо - просто своеобразный стиль, своё видение.

И вдруг эта статуэтка: нормальной высоты, изящная фигурка, сдержанные цвета, минимальный окрас. Может, такие нежные статуэтки присущи только этой серии, посвящённой народным танцам?

Статуэтка "Грузинский танец" из этой же серии. Фото из интернета.
Статуэтка "Грузинский танец" из этой же серии. Фото из интернета.

Пересмотрела все свои украинские статуэтки. И оказалось, автор у всех у них один - О.Л. Жникруп. В общем-то, неудивительно: именно такая сдержанная манера декорирования мне нравится - вот им и отдаю предпочтение. Статуэтки О. Жникруп.

Из этого ряда выпадают две самые распространённые статуэтки - очень уж большие и довольно яркие. Но всё равно пропорциональные, изящно выполненные, живые.

Но, кстати, это статуэтки Полонского ЗХК. Хотя автор формы: О. Жникруп, но автор полонской росписи: М.А. Моцак - отсюда и яркость. Не могу не сказать два слова об удивительной статуэтке "Любит-не-любит". Выпуск её только в 1995-м году составил 36 тысяч штук, а с 1959-го года - около 2 миллионов штук. Отсюда обилие этих фигурок на площадках продаж и умеренная цена. Своеобразный рекорд поставила Оксана Леонтьевна!

О.Л. Жникруп родилась в Чите. Окончила скульптурное отделение Одесского художественного училища им. М. Грекова. Была направлена на Барановский ФЗ, где и проработала положенные в СССР два года по распределению - с 1952 по 1954 год. А в 1955-м году перешла на Киевский ЭКХЗ, где и создавала свои скульптуры, ряд посудных форм и росписей.

О.Л. Жникруп (1931-1993 г.) Фото из открытых источников.
О.Л. Жникруп (1931-1993 г.) Фото из открытых источников.

Теперь приведу практически цитату из книги "Советское декоративное искусство 1945-1975": "С середины 1960-х годов уже можно с полным основанием говорить о формировании национальных школ советской декоративной скульптуры. А в украинской скульптуре 1960-х годов выявились два чётких направления: одно - деятельность художников и предприятий, территориально тяготеющих к Киеву, другое - ко Львову. Киевская ветвь представлена скульпторами Киевского, Коростенского, Барановского (фарфор), Будянского и Васильковского (фаянс и майолика) предприятий. В этой ветви особую роль сыграло творчество В.И. Щербины и его жены О.Л. Жникруп". И вообще, лицо украинской керамики и фарфора в 1960-70-е годы во многом зависело от этой талантливой пары. Многие из их моделей воплощались на других ФЗ Украины.

Творчество В.И. Щербины любителям фарфора, конечно, тоже хорошо известно. Ну, кто не видел или даже не имеет его "Юного геолога" (31 см), "Снегурочку" (28 см), "Тараса Бульбу" (48 см), "Вышивальщицу", "Девушку с подсолнухом", "Одарку". Все фото из открытых источников.

В.И. Щербина - замечательный и очень плодовитый художник. За 34 года работы он создал свыше тысячи оригинальных скульптур и композиций, сервизов, ваз, штофов. Десять лет В. Щербина занимал на Киевском ЭКХЗ должность главного художника. Именно в его бытность этот завод и стал лучшим на Украине. На мой взгляд скульптуры В. Щербины хороши, но слишком монументальны (я специально указала высоту некоторых из них) - не всякая квартира выдержит такую, в прямом смысле, статую.

А вот О. Жникруп демонстрирует своё свежее, "женское" отношение к фарфору, как к драгоценному материалу - тонкому, хрупкому, прекрасно выявляющему форму. Она старается не применять яркую роспись, закрывающую сверкающую красоту фарфора. А иногда (особенно в ранних работах) даже вообще отказывается от росписи.

К сожалению, прожила О. Жникруп недостаточно долгую жизнь - всего 62 года. Но какую яркую, наполненную и плодотворную! А, может, просто воплотила всё, что хотела? Или выполнила своё предназначение? Опять меня занесло в мистику.

#фарфор ссср #фарфоровые статуэтки украины #скульптор О.Жникруп #скульптор в.Щербина #коллекционирование