Найти в Дзене

Кризисные психологи Общероссийского народного фронта вернулись из ЛНР

О миссии, с которой они ездили в Донбасс, и о том, что больше всего поразило специалистов, нашему изданию рассказала представитель ОНФ Анна Дианова. По ее словам, этот опыт она не забудет никогда.

Как объяснила Анна, народный фронт задался целью систематически оказывать психологическую помощь пострадавшему населению Луганской народной республики. Первую поездку организовали в июле. Привлекли пять специалистов с большим опытом работы с психологическими травмами. В течение недели они побывали в Луганске, Рубежном, Северодонецке, Красном Луче, Старобельске и селе Веселом.

-2

– Например, в Северодвинске жилищный фонд разрушен на 95 %. Около ста человек, оставшихся без дома, живут в бомбоубежище. Еду готовят на костре, воду им привозят, моются люди в палатках. И все же первый вопрос, который они нам задали, касался не материальной поддержки – жители спросили, вернут ли им 9 Мая, можно ли будет носить георгиевские ленты. Вот что для них важнее всего, – делится наша собеседница. – Очень растрогала встреча с пожилым учителем английского языка. Мужчине не раз доводилось общаться с иностранными журналистами, посещавшими Донбасс, и все они ему жутко надоели. О событиях последних восьми лет и вовсе страшно вспоминать. И вот приехали мы… Он был так рад слышать русскую речь, что не смог сдержать слез и все повторял: «Наши! Наши! Наши!».

Отдельная история – о том, как повлияла на людей жизнь под постоянными обстрелами. Скажем, в Рубежном есть детский сад, в подвале которого ютятся около ста пожилых людей, объединившихся в общину. Даже спустя шесть дней тишины они не спешили покидать своего убежища.

– Например, женщина, квартира которой практически полностью уцелела (только окна при бомбежке вылетели), вернувшись домой, не смогла даже присесть, не то что ночевать, – такой стресс она здесь испытала. В итоге прибралась немного и снова спустилась в подвал. Здесь ей спокойнее, рядом – уже ставшие близкими люди, ее сообщество. В квартире бы женщина чувствовала, что осталась наедине с этой жуткой реальностью. И в таком состоянии сейчас находятся многие жители, – рассказывает Анна.

Кстати, сама она прекрасно понимает обитателей Рубежного: когда находилась в Луганске, ей довелось пережить ночной, адовый, по меркам мирного жителя (так его называет сама Анна), обстрел города. От бомбежки и ответа противовоздушной обороны все небо было залито заревом.

-3

– Это очень страшно, и даже не от грома, а от неизвестности: убьет – не убьет… Конечно, такие события накладывают отпечаток на психологическое состояние жителей Донбасса. Тишина для них – счастье, – говорит наша собеседница.

Главное же, что отмечает Анна, – это удивительный оптимизм, присущий людям, которые, казалось бы, потеряли все.

– Их жилье разгромлено, но они рады просто потому, что живы. И где бы мы ни были, не услышали от местных жителей ни одной претензии или жалобы. Они искренне благодарны каждой привезенной бутылке воды, пачке макарон, – вспоминает представительница ОНФ.

А еще, по словам Анны, здешние жители безмерно любят Россию. Объем гуманитарной помощи из нашей страны действительно большой. Оставшиеся в Донбассе люди надеются, что разрушенные города снова отстроят. Кстати, в эти дни найти в Луганске места в гостинице – большая удача, потому что сейчас там очень много россиян, приехавших помочь в восстановлении республики.

Арина АСТАФЬЕВА

Кстати

Жители ЛНР безмерно любят Россию. Объем гуманитарной помощи из нашей страны действительно большой