Найти тему
N + 1

Монахиня XV века

Первый женский монастырь на Руси появился еще в XI веке для внучки Ярослава Мудрого. Письменные источники XV века тоже говорят, как правило, о монахинях знатного происхождения. Обычно речь идет о распространенном обычае жены князя уходить в монастырь после его смерти как единственном допустимом варианте поведения. Так, например, поступили вдовы московских князей Дмитрия Донского Евдокия (в иночестве Евфросиния) и Василия II Темного Мария (Марфа). Кроме того, зачастую в монахини могли постричь насильно в случае разлада между супругами или невозможности женщины родить сына-наследника. Так как развод в то время был фактически невозможен.

Монашеская жизнь предполагает смирение и отказ от мирского, но вместе с тем дает возможность определенного карьерного роста для женщины в то время. Речь о должности игуменьи — настоятельницы женского монастыря. Ее власть в монастыре распространялась не только на сугубо управленческие вопросы и связь с внешним миром, но и на жизнь каждой инокини, от перечня ее послушаний до круга общения. Можно сказать, что одним из главных страхов монахини был сварливый характер игуменьи.

Монастыри, несмотря на закрытость от мира, не могли спрятаться от испытаний сурового XV века. Во время военных конфликтов двери монастыря, наоборот, открывались, чтобы за каменными стенами могли найти временный приют беженцы. Там за ними ухаживали монахини.

Облик монахини не претерпел значимых изменений с тех пор. Уже в XV веке он состоял из привычных апостольника (головного убора), подрясника и пояса. Обязательный черный цвет, одинаковая одежда и запрет на известные уже тогда косметику и украшения должны были оградить монахинь от мирского и помочь им сосредоточить свои мысли на другой, духовной стороне земной жизни.

Круг обязанностей каждой инокини определяется ее послушаниями, которые налагает игуменья. Как правило, это привычные всем бытовые обязанности: ранний подъем, уборка помещений монастыря, готовка, но также обязательные ежедневные молитвы. Дополнительно к таким базовым послушаниям могли добавляться те, что соответствовали личным способностям черницы: например, рукоделие и роспись икон на продажу (доход шел в пользу общины), заведование монастырской казной или даже преподавание в монастырской школе.

Личным пространством монахини была келья, в которой она могла жить одна или делить ее с кем-то из других обитательниц монастыря. Однако наедине со своими мыслями остаться долго бы не получилось: с раннего утра до позднего вечера день инокини состоял из работы и молитвы. Поэтому и убранство кельи должно было быть аскетичным, хотя сложно предположить, что для монахинь из знатных семей, особенно для вдов князей, не делалось исключений.

***

Это был четырнадцатый пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, жившим на территории современной России с IX по XIX век. Он создается при поддержке АНО «ИРИ».