Сегодня хотелось бы рассказать о боевом пути одного из самых интересных кораблей Черноморского флота времен Великой Отечественной. Пусть провоевал он и недолго, но он покрыл себя вечной славой, и, самое главное - именно ему принадлежит рекорд по количеству сбитых вражеских самолетов среди всех других кораблей Советского Союза.
Итак, речь пойдет о плавбатарее №3 под довольно забавным названием "Не тронь меня". Интересно, что данный корабль помимо довольно таки несуразного "квадратного" внешнего вида отличился еще кое-чем - о нем по какой-то странной причине не упоминает практически не один из справочников по кораблям ВМФ СССР, будто его и не было вовсе. Почему? Возможно, потому что "Не тронь меня" и настоящим кораблем-то не считали. Во всяком случае, иного объяснения у меня нет. И тем удивительнее это "забвение", если знать, что за весь свой боевой путь, длившийся в общей сложности 10 месяцев, плавбатарея уничтожила 22 самолета противника - это абсолютный рекорда среди всех кораблей СССР, повторюсь.
Надо сказать, что в принципе особого удивления такое количество поверженных противников не вызывает. Во-первых, потому что "Не тронь меня" нес службу в таких местах, где было очень жарко - насыщенных авиацией немцев. Во-вторых, этот корабль - плавучая зенитная батарея. То есть она спецаильно создавалась под решение конкретных узконаправленных задач - борьбы с самолетами противника.
Довольно занимательна и история создания корабля. Строился когда-то на николаевских верфях линкор, но из-за начала войны с немцами работы так и не были завершены. Что делать, не бросать же уже построенные часть линкора? Власти подумали и решили из центрального отсека этого линкора сделать плавбатарею - так и появился "Не тронь меня". Отмечу, что поскольку работы проводились впопыхах, в очень сжатые сроки и с недостатком ресурсов, плавбатарея получилась несколько, как отмечали, "несуразной" с виду.
Батарея вошла в состав ЧФ СССР 3 августа 41-го года. Буксиром "Не тронь меня" оттянули к Севастополю, где он и встал на защиту города, ощетинившись своими зенитками во все стороны. Поскольку ни одного двигателя для корабля не нашлось, то плавбатарея стояла на одном и том же месте, что, конечно, не очень хорошо. Командовал ей на протяжении всего боевого пути опытный командир - капитан-лейтенант Сергей Мошенский.
Уже осенью 41-го плавбатарея сменила место дислокации - ее разместили на мели в Казачьей бухте, где она могла закрывать от вражеских самолетов местный аэродром. Поскольку аэродром был одной из важнейших целей для немцев, то интенсивность боевых действий там была высокая. Неподвижную плавбатарею пытались атаковать много раз, но она отбивалась таким плотным зенитным огнем, что в течении 10 месяцев ни одна бомба не упала на нее (а если верить судовому журналу, то в корабль бросили 1,1 тысяч бомб).
Немцам довольно быстро стало понятно, что не уничтожив "Не тронь меня", они не разрушат аэродром, а потому посылали на плавбатарею все новые и новые самолеты - все было безрезультатно. Они теряли пилотов и машины, а советский корабль оставался цел и невредим. Уже и Сергея Мошенского за столь невероятную эффективность наградили орденом Красного Знамени, о чем он сообщил семье. В своих письмах домой он писал, что очень хочет жить, что его плавбатарея первой принимает на себя все самые страшные удары противника, и, возможно, все закончится плохо, но он по другому не может - он должен стоять и сражаться, громить врага.
За те 9 месяцев, что "Не тронь меня" стоял в Казачьей бухте, Мошенский только единожды сошел на землю - тогда ему вручали тот самый орден. Все остальное время он находился там, на корабле, под страшными атаками. Чем больше продолжалась служба, тем сильнее сказывалась нехватка снарядов, пока они и вовсе не закончились. С этих пор плавбатарея превратилось просто в ужасную ловушку - до берега 300 метров, помощи нет никакой, снарядов тоже нет. Немцы мгновенно поняли, что "Не тронь меня" более не представляет никакой опасности, и 19 июня 42-го года беспомощный корабль вместе с экипажем был уничтожен. Так и закончилась история этого очень необычного, странного, но такого героического корабля.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.