Найти тему

Led Zeppelin. I. Важный поворот

Здравствуйте.

Да простят меня истинные, преимущественно седоватые, а то и совершенно лысые ценители великой группы за некоторую фривольность и отход от темы во вступительном слове. Статья будет серьёзной, как сам альбом, о котором в ней говорится. Искренне люблю эту музыку и буду до хрипоты и визга доказывать неверным, что Led Zeppelin - один из наиболее значимых и влиятельных коллективов в мировой рок-музыке. Но, как говорил дорогой друг Карлсон, хочется немного пошалить.

Итак, имею непреодолимое искушение красиво соврать. Про то, что когда почти 50 лет назад мама качала мою колыбель, напевала Whole Lotta Love или Kashmir. Примерно как на этом видео (если вдруг кто не знаком с первоисточником, оригинальное исполнение здесь):

На самом же деле ничего подобного со мной не происходило. Мама могла петь что-то типа "Идёт бычок, качается" или "Умчи меня, олень". А с рок-музыкой меня познакомил старший брат, и о каком-то там "свинцовом реостате" я узнал гораздо позже, когда без помощи взрослых справлялся с завязыванием шнурков и самостоятельно пересекал дорогу по переходу, не говоря уже о том, что полноправно сидел за столом, а не ходил под него пешком. Но понял эту музыку ещё через многие годы, как подобное часто происходит с "Войной и миром" или "Преступлением и наказанием", которыми нас зачем-то пичкают в школе, смущая юные мозги.

Тот, 1969 год, был богат на дебюты будущих звёзд, впоследствии ставших кумирами целых поколений - например, прогрессив-рок коллективов Genesis, Yes и King Crimson, или же, наоборот, ознаменован закатом The Beatles с их последним альбомом Abbey Road. Но первая пластинка Led Zeppelin, получившая со временем, чтобы не путаться, название "I", стоит на особой полочке. Дату её выхода кто-то даже пытается именовать днём рождения хэви-метала, хотя сами музыканты не слишком радовались, когда их называли прародителями этого направления, считая своё творчество более изысканным и утончённым, нежели достаточно прямолинейный хэви. Джимми Пейдж как-то выразился следующим образом: "Я не могу дать нашей музыке какое-то название. Каждый из нас был под влиянием блюза, но это лишь одна из интерпретаций. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь придумал выражение, но самое близкое, что я могу получить - это "современный блюз"".

...В 1968 году, после распада группы The Yardbirds 24-х летний гитарист Джимми Пейдж начал собирать в Лондоне новый коллектив музыкантов. Первым приглашённым стал Джон Пол Джонс, бас-гитарист 22-х лет, клавишник и аранжировщик, к тому времени уже имевший богатый опыт студийного сотрудничества со многими известными исполнителями. Следующим своё согласие на участие в группе дал 19-летний бирмингемский вокалист Роберт Плант. Последним после долгих уговоров и уловок к ним присоединился двадцатилетний барабанщик Джон Бонэм.

Работа над дебютным альбомом началась осенью 1968 года в лондонской Olympic Studios, когда группа называлась ещё The New Yardbirds. Для Планта это был первый опыт работы в профессиональной студии звукозаписи. "Звук был необычайно тяжёлым и мощным… Мой голос тогда оставлял желать лучшего, но наш энтузиазм в сочетании с отлично звучащей гитарой Джимми… это было просто убойно", — вспоминал вокалист.

Из репертуара The Yardbirds в альбом были включены две композиции: "Dazed and Confused" - песня Джека Холмса и "How Many More Times", в которой использовались детали, в том числе и текст песни Хаулин Вулфа; композицию Энни Бредон "Babe I’m Gonna Leave You" в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз, предложил Роберт Плант. Также там фигурировала кавер-версия "I Can't Quit You Baby" Вилли Диксона. Моя любимая в альбоме "You Shook Me" написана блюзовым композитором Уилли Диксоном в соавторстве с Дж. Б. Ленойром. Соответственно, Зеппелинов обильно обвиняли в плагиате. На это Пейдж отвечал, что первый альбом был создан под влиянием прошлого. Но если не пытаться далеко заплыть за буйки творчества Led Zeppelin, а просто слушать и не выискивать чужие ноту, ход или строку, этот альбом сведёт с ума любого поклонника рок-музыки.

Его открывает энергичная "Good Times Bad Times", которая, не особо расшаркиваясь перед авторитетами и уж тем более, журналистами, так и не принявшими Led Zeppelin, возвещает о появлении нового ориентира - уникального по виртуозности и сыгранности коллектива. Это как в футболе: вот есть же в команде одна-две звезды заоблачного таланта, но выиграть чемпионат не удаётся, ибо здесь нужен вклад каждого, и только вместе. Тренерам на заметку.

Про собственную версию "Babe I'm Gonna Leave You" Пейдж рассказывал, что хотел бы в этой вещи выявить светлые и тёмные стороны - предельно контрастно, в совершенно новом контексте. И да, исполнение Джоан Баэз - абсолютно другое (слушать). Затухания и всплески LZ придают композиции максимальный уровень драматичности. Led Zeppelin играли песню только в 1969 году, во время четырёх гастрольных поездок в США и концертов в Копенгагене.

Классический блюзовый стандарт "You Shook Me" был впервые исполнен Мадди Уотерсом в 1962 году (вот как он звучал). У Led Zeppelin вещь получилась в виде соревнования двух великих - голоса и гитары, - пытающихся заявить о своём первенстве. Джон Пол Джонс три раза наложил электроорган на первую часть "среднего квадрата" песни (во второй части звучит губная гармошка, на которой играет Роберт Плант, а в третьей - гитарное соло Джимми Пейджа). В самом конце происходит своеобразная "перекличка" гитары Пейджа и голоса Планта — традиция, заимствованная из музыки 1930-х годов.

В мощнейшей "Dazed and Confused" слышу нотки Paranoid, которая выйдет через год, в 1970-м у ещё одной легенды Black Sabbath.

Джимми Пейдж много экспериментировал. Цитата из выпуска журнала Guitar World: "Никто в роке ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в его умении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать как вулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словно бы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса были улучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейдж виртуозно манипулировал звуком собственной гитары - так, что тот постоянно менял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону". Сам же Джимми говорил: "Некоторые стараются заглушить помещение с усилителями, я же ставлю второй микрофон сзади кабинета, а затем свожу оба в один канал. И еще, я бы не советовал использовать эквалайзеры в студии для того, чтобы добиться нужного звучания инструментов. Ты должен стараться найти нужный звук, пользуясь только разным размещением микрофона," - этот совет по-прежнему помогает начинающим гитаристам. Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах качественно новое развитие: Led Zeppelin I был признан впоследствии поворотным пунктом в дальнейшей судьбе музыки хард-рок и хэви-метал.

"Your Time Is Gonna Come". При записи этой песни не использовалась бас-гитара. Вместо этого Джон Пол Джонс играл на электрооргане, в том числе, на басовых педалях, в то время как Пейдж играл на акустической гитаре. Плант, в свою очередь, спел текст Пейджа, в котором упоминается несколько строчек из песни "I Believe To My Soul" Рэя Чарльза.

В "Black Mountain Side" чувствуются отзвуки инди-музыки. Сюжет этой инструментальной композиции навеян ирландской народной песней "Down by Blackwaterside". Но писатель Уильям Берроуз услышал в ней и восточные, арабские мотивы и убедил Джимми Пейджа отправиться в Марокко, чтобы получше погрузиться в культуру Востока.

*Записанный за 30 часов и, со слов менеджера группы Питера Гранта, обошедшийся в 1750 фунтов, Led Zeppelin I к 1975 году собрал 7 миллионов долларов. Альбом поднялся до №10 в Billboard 200 и до №6 в UK Albums Chart, став впоследствии мультиплатиновым.

"Communication Breakdown" стала самой востребованной на концертах, Led Zeppelin исполняли её во время каждого концертного тура. Она либо открывала концерты, либо исполнялась на бис.

Размеренный блюз "I Can't Quit You Baby", впервые исполненный Отисом Рашем в 1956 году (вот он), Джимми Пейдж дополнил гитарным соло, во время которого аккомпанемент замолкает на четыре такта, где звучит только его гитара.

Шкодливая бас-партия Пол Джонса совместно с далёкими завываниями Планта, плавающей, как головка сыра в масле, гитарой Пейджа и осторожными и как бы несмелыми, проверяющими барабаны на прочность, ударами Бонэма, открывают финальную на пластинке "How Many More Times". Нечто. А далее - восьмиминутное безумство, которое великолепно иллюстрирует выступление Led Zeppelin в Дании.

Вот таким получился дебютный альбом великой группы Led Zeppelin. Более добавить нечего.

P.S. А в родовом гнезде изобретателя и конструктора дирижаблей графа Фердинанда фон Цеппелина, герцогстве Баден (ныне часть Баден-Вюртемберга, Германия) мне посчастливилось побывать. Красивые места. Кстати, Led в названии группы - это слово Lead (свинцовый) с намеренно удалённой буквой A, чтобы не было ошибок в произношении. До встречи.

О других рок-альбомах на этом канале: