«На любом смартфоне сейчас есть программное обеспечение, которое читает все, что происходит на экране».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, что могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Максим Петров, потерял зрение в 11 лет
«В 19 веке во Франции родился человек, которого звали Луи Брайль. Он в раннем детстве потерял зрение и учился в школе, которую основал Валентин Гаюи. Там было всего несколько книг, а в них использовались буквы, вырезанные из дерева, которые приклеивались к страницам. Книги были тяжелыми, чудовищно неудобными и практически бесполезными. Луи прочел эти книги и решил, что это ерунда, так нельзя.
У Брайля, как гласит легенда, был друг Шарль Барбье, это артиллерист, который служил в наполеоновской армии. Когда ему нужно было передать донесение, чтобы не зажигать свет и не писать пером, он прокалывал девять дырочек в определенном порядке в карточках, которые затем передавал. Он рассказал об этом Брайлю, и тот подумал — зачем девять, можно взять и шесть. Так появился шрифт Брайля.
Его неправильно называть азбукой или языком, это все-таки шрифт. Смысл в том, что из комбинации точек составляются буквы. В Морзянке каждой букве соответствует набор точек или тире, а здесь — выпуклые точки. Из этих точек составляются буквы и знаки.
До определенного времени все незрячие люди читали по Брайлю — до тех пор, пока не появилась говорящая книга. В разных странах это произошло в разные годы. Дикторы начали записывать книги, и эта история стала популярной. Записывали сначала на бобины, затем наступила эпоха кассет, стало еще больше книг. Потом наступила эпоха дисков, а потом флеш-карт, стали появляться тифлофлешплееры — специальные устройства, в которые вставляется флеш-карта. Потом появилась библиотека AV3715, великолепный проект. Там можно слушать любые книги, спектакли, телевизионные передачи, журналы. Материала очень много! Что полезно, там много специальной литературы по разным направлениям. Я считаю, что это один из самых величайших российских проектов, которые относятся к людям с инвалидностью по зрению.
Разумеется, есть масса программ речевого доступа, они озвучивают то, что зрячий видит на экране гаджета. Есть приложения, доступные незрячим и зрячим людям. Можно открыть текст в любом формате, нажать на кнопку воспроизведения — и это будет зачитано голосом».
Наиль Алимжанов, потерял зрение в 9 лет
«Я могу читать книги несколькими способами. Например, по Брайлю. Я изучал Брайль в школе, я его знаю, люблю читать по Брайлю, хотя в последнее время мне это редко удается. Важный момент: таких книг издается не очень много. Если мы говорим о новинках, то Брайль здесь точно не выход. Он дорогой, вероятно, в скором времени будет использоваться реже.
Помимо этого, книги можно читать, используя смартфон, компьютер или планшет. Можно читать аудиокниги, это выход. Существует большая библиотека, которую используют незрячие люди, — AV3715. Там очень много книг.
Можно читать и обычные электронные книги, это для меня наиболее предпочтительный вариант. На любом смартфоне сейчас есть программное обеспечение, которое читает все, что происходит на экране. Читает электронным, роботизированным голосом. Это работает речевой синтезатор. Ровно так мы можем покупать книги в любой интернет-библиотеке и спокойно читать.
Этот вариант для меня предпочтительнее, потому что я не очень люблю читать аудиокниги, озвученные актерами. Специалисты их неплохо озвучивают, но допускают много артистических пауз. Синтезатор же просто читает текст — и на достаточно высокой скорости. Я спокойно такой текст усваиваю. Для меня сам текст, информация, которая в нем заложена, важнее».