Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

Римские катакомбы - фабрика по производству мощей

Римляне называли катакомбы цеметерием (в переводе с латинского означает «усыпальница», «кладбище»).

Здесь, в темных и длинных коридорах под землей около Рима, освещенных лишь пламенем масляных ламп, первые христиане устраивали захоронения в нишах стен из туфа.

Первые скелеты стали доставать из катакомб уже в VI веке. Тогда они быстро разошлись по церквям как особо ценные реликвии. В VII веке при папе Бонифации IV из катакомб извлекли столько останков, что их пришлось увозить на 28 повозках. Дело в том, что полчища лангобардов стремились в Рим. Они знали, что золота и денег в Вечном Городе уже не осталось. Лангобарды хотели взять из катакомб мощи святых, что бы разделив из на части, выгодно продать по всей Европе. А может, и простые кости собрать и тоже выгодно из продать, выдав за останки мучеников. Но римляне их опередили, очестив некоторые залы катакомб от любых останков. Все эти кости были первезены в Рим.

Мощи Святого Валентина в римской церкви Санта Мария ин Космедин
Мощи Святого Валентина в римской церкви Санта Мария ин Космедин

В IX веке по распоряжению папы Пасхалия I монахи вынесли из римских катакомб останки еще более 2 000 человек. Все они были объявлены мощами христиан-мучеников и были помещены в реликвии под церковными алтарями. Разграбление катакомб привело к сокращению числа паломников, которые стремились прикоснуться к останкам первых христиан.

Катакомбными святыми называют скелетированные останки, обнаруженные в разное время в римских подземельях. Считается, что эти кости принадлежат христианам, и датируются они II–III веками н.э..

В XVI столетии создание мощей превратилось в массовое производство. В 1578 году рабочие, трудившиеся недалеко от Via Solaria, случайно нашли забытый проход в катакомбы.

Под землей были найдены несколько сотен тысяч скелетов. Святой Престол объявил их мощами христиан, отдавших жизнь за веру, несмотря на то, что среди захоронений были останки и иудеев, и язычников.

С этого момента кости стали распространяться по всей Европе. В основном их продавали в Германию и Швейцарию, где проходила Реформация, и католические приходы остро ощущали нехватку мощей. Выступавшие против пышных религиозных обрядов реформаторы попросту выбрасывали останки святых, которым поклонялись католики. В это время, Ватикан разослал по церквям около 2000 скелетов, и бесчисленное количество просто костей.

Голова Иоанна Крестителя в римской церкви Сан Сильвестро в центре Рима и голова того же Иоанна Крестителя во Франции
Голова Иоанна Крестителя в римской церкви Сан Сильвестро в центре Рима и голова того же Иоанна Крестителя во Франции

Святость останков из римских катакомб определяли на глаз. Если они сохранились настолько хорошо, что еще долго могли находиться в стенах церкви, не вызывая отвращения, их объявляли мощами христианских мучеников и отправляли в Ватикан.

Останки, утратившие «товарный вид»,разбирали на отдельные кости, которые затем использовали для придания целостности скелетам, лишившимся каких-либо частей. Прихожанам монахи говорили, что узнают христианские мощи по сиянию, которое якобы излучали останки, и сладковатому запаху. (Сейчас, проводя экскурсии в катакомбах, я не чувствую вообще никакого запаха. Обычный запах подвала и все).

Впрочем, Ватикан раздавал реликвии не просто так: за них нужно было платить. Приходы, которые хотели ими обзавестись, всеми правдами и неправдами наскребали требуемую сумму, чтобы выкупить вожделенные останки. После того как деньги были собраны и все формальности улажены, из Ватикана приезжал ящик с костями. К нему прилагалась бумага с именем «святого» и иногда даже с его жизнеописанием. На документе стояла печать какого-нибудь кардинала, поэтому никому и в голову не приходило сомневаться в достоверности полученной информации.
Хорошо, если это был целый скелет. Но зачастую служители культа получали религиозный конструктор, составные части которого, вполне вероятно, принадлежали нескольким людям. Монахи и священники собирали его сами и, разумеется, не обладая достаточными знаниями в анатомии, нередко путали кости местами. Хотя, надо думать, это мало кого заботило.
Готовый скелет украшали полудрагоценными и драгоценными камнями. Итог зависел от фантазии и искусности тех, кто этим занимался. Этотпроцесс мог длиться несколько лет. По его завершении взорам верующих представал наряженный в пышные одежды скелет, кости которого были усыпаны сверкающими камнями. Останки обтягивали тонкой тканью наподобие марли, чтобы защитить их от пыли и грязи. К тому же так легче было крепить украшения и скрывать некоторые бросающиеся в глаза изъяны.
Алексей Козлов "Посмертные приключения"

Черепа часто покрывали восковыми масками (полностью или частично, это зависело от сохранности костей), надевали на них короны и вставляли им искусственные глаза. Считалось, что тем самым мощам придается более естественный вид, но они все равно выглядели они жутко.

Монахи, одевая скелеты в дорогие платья, оставляли некоторые места открытыми, чтобы продемонстрировать верующим, что перед ними подлинные человеческие останки, а не какая нибудь восковая кукла. Скелеты укладывали на бок в расслабленной позе, вставляли им в руки сосуды с ценными реликвиями или даже с кровью самого мученика. Понятно, что эта кровь была такой же «подлинной», как и сами останки.

Тело Святого Целестина  в Дуомо Понтремоли в Италии
Тело Святого Целестина в Дуомо Понтремоли в Италии

Я писала про Святого Проспера, тело которого тоже имеет "странную" мсторию.

Такие святыни занимали привлекали толпы паломников. Рядом с реликвией происходили "чудеса": больные исцелялись, слепые вновь видели, прекращались эпидемии, войны. Все такие случаи заносились в специальную церковную книгу и свидетельствовали о том, что прихожане не зря потратили сбережения на приобретение костей.

«Катакомбный святой» мог оказаться и в частной коллекции. Богатейшие семьи заказывали скелеты для домашних часовен.

Нога Марии Магдалины в риме в церкви Сан Луиджи дей Франчези
Нога Марии Магдалины в риме в церкви Сан Луиджи дей Франчези

С конца XVIII века скелеты из римских катакомб, которые выкупались у Ватикана , перекочевали в Германии в церковные и монастырские подвалы. Некоторые из них были уничтожены, и только единицы сохранились до наших дней.

В Италии же все мумии сохранились до наших дней.

Самые знаменитые и почитаемые православными мощи находятся в Бари. Это мощи Николая Угодника из Бари. С этими мощами связана одна история .

Неприятная ситуация произошла с мощами Николая Чудотворца, которые почти век хранились в Анталье. В 1925 году под видом святых останков их передала в музей некая итальянка. По инициативе Международного совета мира имени Святого Николая была проведена экспертиза, доказавшая, что останки не принадлежат святому Нико- лаю, и в 2011 году Министерство туризма Турции постановило убрать псевдомощи из экспозиции. Вероятно, мы так никогда и не узнаем, чьи кости долгое время считали останками Николая Мирликийского.
А у меня еще вопрос: как определили, что это не мощи Святого Николая?

Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о том, как при помощи «святых мощей» служители культа набивали церковную казну, не забывая пополнять и собственные карманы.

1. Щепочка от дерева, на котором распяли Спасителя, была приобретена для крейсера "Москва" за 40 миллионов евро!

2. Терновый венец, который был на голове Иисуса Христа был куплен французским Королем за 3 (ТРИ) годовых бюджета Франции.

4. В 2017 году Москву привозили мощи Николая Чудотворца из Италии и в это же время в сети распространилось объявление о продаже двух частичек Святого Николая, стоимость была "божеская" по 65.000 рублей.

3. Торговля реликвиями переместилась онлайн, смотрите, что мне предложил Гугл сразу

4. В 2007 году в России была громкая история c продажей на интернет-аукционе «мощей святого Филиппа». Выяснилось, что это не мощи, а череп из коллекции Кунсткамеры.

А Вы, прикладывались к чудотворным мощам?

Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал. Я рассказываю про Италию.

Светлана Синица, гид по Риму