Наш мир полон несправедливости, неравенства и предвзятости. Кажется, что к этому уже давно все привыкли: мы давно слышим фразу о том, что все равны, но кто-то — равнее. Ахдамы, или как их еще называют аль-ахдамы, прямое тому доказательство: жизнь этой этнической группы превратили в настоящее выживание. И это сейчас — в 21 веке! А все почему? А все потому, что они отличаются от местных жителей Йемена чуть более темным цветом кожи.
Лишь за этот ахдамов лишили всех прав и свобод, они живут в собственной стране на птичьих правах, а их быт очень похож на то, через что проходят неприкасаемые в Индии. Но почему это происходит? Давайте попробуем разобраться вместе.
Кто такие ахдамы?
На самом деле ахдамы, по предположению некоторых ученых, вовсе не являются коренными жителями Йемена, где они находятся сейчас. Их генотип приближен к представителям африканского континента, в частности — эфиопцам. И пусть идеального совпадения нет, это в данный момент наиболее близкое описание их родства с кем-либо.
И тут может возникнуть вполне закономерный вопрос: как жители Африки вдруг попали в Йемен, государство Юго-Восточной Азии? У антропологов есть несколько теорий, одна из которых — предки адамов сопровождали армию (или были ее частью), что захватывала Йемен еще в доисламский период. С учетом того, что Ислам появился лишь в 7 веке нашей эры, речь идет о еще более ранних временах — более точные даты назвать сейчас сложно.
Захват Йемена провалился, но часть завоевателей, возможно, осталась на новых территориях, чтобы строить новую жизнь и не возвращаться на родину с позором. В данный момент эта версия — основная и самая распространенная, когда дело касается происхождения ахдамов. Однако профессор Хамуд аль-Авди категорически с ней не согласен, как и некоторые другие исследователи.
По другой версии ахдамы — потомки кочевников, которые бежали от войн и голода, оказавшись в Йемене. Увы, в современном мире понять какая из теорий верна невозможно: быть может, через много лет мы узнаем эту тайну, но пока нам остается только выбирать наиболее правдоподобный и близкий нам вариант — наука на современном этапе ее развития — помочь нам не в силах.
Как живут ахдамы?
Но интересно не то, откуда они пришли, а то, как они живут. Ведь у целого этноса, проживающего на территории Йемена не первое тысячелетие, банально нет прав. Причем — на законодательном уровне. А это такие же граждане страны, как и любые другие: они тоже исповедуют Ислам, говорят на том же языке, что йеменцы и обладают фактически общим прошлом. Так в чем же дело? Ответ прост — в цвете кожи: визуально ахдамы выглядят немного иначе, так их и определяют в толпе.
В современном Йемене им запрещено работать на многих профессиях, иметь в собственности каменные или кирпичные дома, сочетаться браком с представителями других этносов. А между тем ахдамы — не такой и маленький народ, их в данный момент насчитывается около полумиллиона, поэтому масштабы дискриминации поражают.
В настоящий момент эти люди вынуждены жить в трущобах рядом с крупными городами — в сами города их не пускают. Полиция, даже в трущобах, не дает построить им хоть сколько-нибудь адекватное и крепкое жилье: в соответствии с законом, они вынуждены жить в хибарах и палатках, шалашах и даже домах из коробок! При этом даже такие хлипкие жилища время от времени разбираются полицией, а самих ахдамов изгоняют — они не нужны государству, ведь по приданию ахдамы — люди второго сорта.
Только вот идти беднягам некуда: они приходят на руины своих поселений, берут строительный материал в виде досок, пленок и картина, а потом... идут строить новые огромные трущобы в нескольких метрах от старых. Такие игры с полицией продолжаются тут не первое десятилетие, но пока ахдамы побеждают: им банально некуда уйти — они нигде и никому не нужны, поэтому выживать надо хотя бы так. Пусть и в вечных конфликтах с представителями власти.
При этом нельзя сказать, что эти люди ничего не делают — многие из них и рады бы работать, но работу ахдамам можно доверять только самую черную и неблагодарную. Вот, как говорят о них йеменцы:
Вымойте свою тарелку, если к ней прикоснулась собака, но разбейте ее, если к ней прикоснулся ахдам.
Поэтому все, что достается ахдамам — тяжелая и грязная работа, недостойная мусульман-йеменцев. Это и чистильщики канализаций, и дворники с мусорщиками, и кожевники, которые дубят кожу. В общем, все то, что буквально связано с грязью, кровью и нечистотами. Люди, которые не могут устроиться и на эту работу, просто идут просить милостыню — альтернатив-то нет.
Почему ахдамы так плохо живут?
И тут возникает вполне закономерный вопрос: почему к ахдамам так относится собственное правительство? В чем вина современных ахдамов? Только в другом цвете кожи? Звучит неправдоподобно, наверняка есть и другие причины. И теории о других причинах действительно есть.
Первая — месть за предков. Да, несмотря на то, что история с предками-завоевателями подвергается большим сомнениям, многие представители Йемена до сих пор верят: захватчикам другой жизни и не надо. Ахдамы пришли с войной в чужой дом, только лишь поэтому они и должны страдать. Только вот случилось это почти 15 веков назад, поэтому за столь длительное время все разногласия должны были бы быть забыты. Едва ли дело действительно в этом, тем более теория никак не подтверждена.
Вторая — соображения гигиены. Ни для кого не секрет, что кровь, телесные жидкости и мусор — прекрасные среды для развития и передачи множества болезней. С учетом того, что именно в этой среде трудились ахдамы, их изоляция понятна: они были просто опасны для общества, поэтому их сторонились и не пускали в крупные города, чтобы не подвергать риску простое население. Подобная ситуация есть и в Индии, и в некоторых азиатских странах — это довольно распространенная практика.
При это даже сегодня, в 2022 году риски болезней все еще сохранились: с асептикой и гигиеной у ахдам все очень плохо. Они не знают о ВИЧ, гепатитах, туберкулезе, почти повально страдают от гельминтов и педикулеза: общение с ними и правда может обернуться последствиями. Только вот питаясь из помоек и живя в коробках, иного ожидать и не приходится. Ахдамских детей даже не берут в школы, о каком просвещении речь?
Третья — выгода для йеменцев. Пока ахдамы заняты на грязной работе, йеменцы могут ее не делать. По сути, они нашли себе отличных "рабов", которые могут делать нечистые для мусульман дела. Зачем ахдамам возвращать какие-то права? Чтобы перекладывать часть их забот на других? Это банально невыгодно коренному населению.
И на самом деле, все это звучит логично, но очень бесчеловечно. Все-таки люди не виноваты, что в своей собственной стране их и за людей-то не считают. И уйти они не могут: никто не готов принять 500 тысяч беженцев. Вот и живут эти бедняги, перебиваясь с воды на хлеб.