Осенью в Госдуме будут рассматривать законопроект об упрощении трудоустройства для подростков. Наш автор Стас Иванов разбирался в новой инициативе и пришел к выводу, что изменения, если их примут, будут в лучшую сторону.
Согласно действующему законодательству, подростки могут устраиваться на работу с согласия родителей с 14 лет, самостоятельно — с 16. То есть, с 14 до 16 лет трудовой договор с ребенком может быть заключен с согласия родителя, и в таком возрасте разрешено давать только легкую работу и не на полный рабочий день.
Но все далеко не так просто. От подростка требуется гораздо больше справок, чем просто согласие родителя. Например, справка из органов опеки. Плюс явка в отдел кадров с родителем. Из-за всех этих сложностей, бюрократических барьеров и нервотрепок родители машут рукой: мол, сиди дома, твои три копейки погоды не сделают, пойдешь работать с 18 лет.
Работодатели тоже не спешат связываться с подростками — ответственности больше, ограничений, рисков, проверок... Да и положа руку на сердце не очень-то они доверяют стараниям детей, еще перепроверять и переделывать за ними приходится.
Вот и получается, что подросткам приходится летом болтаться вместо того, чтобы заняться чем-то полезным. Например, приобретением первого трудового опыта, профориентацию на практике. Хотя, как показывают опросы, многие дети с удовольствием бы пошли на работу. Например, опрос от 2019 года показал, что желание устроиться на работу есть у 44% детей. Большинство родителей их в этом желании поддерживают: согласно исследованию сервиса hh.ru, 64% взрослых советуют своим детям начинать работать до 18 лет.
Конечно, недобросовестные работодатели пользуются этим и устраивают детей нелегально. По данным НИИ гигиены детей и охраны здоровья подростков, цифра чудовищная: 80% подростков трудятся нелегально — без письменного трудового договора, без медосмотра, без оформления трудовых книжек и, соответственно, без каких бы то ни было гарантий и защит.
Так что, да — проблема с трудоустройством подростков назрела давно. Действующее законодательство тоже сырое и противоречивое. Инициатива главы комитета Госдумы по молодежной политике Артема Метелева и члена комитета Михаила Киселева в связи с этим выглядит более, чем своевременной. Особенно с учетом падения доходов россиян даже маленькая помощь от подростков будет в семьях не лишней.
В новом законопроекте планируется упростить процесс трудоустройства подростков. Например, заменить осмотры медкомиссий результатами диспансеризаций. Уменьшить количество справок. Регламентировать список разрешенных профессий для подростков 14-16 и 16-18 лет. Оптимизировать нормативы по нагрузке, условиям работы подростков. И что немаловажно – субсидировать работодателей, принимающих на работу и обучающих трудовым навыкам подростков. Чтобы у них был стимул.
У автора проекта «20 идей для развития России» Дмитрия Давыдова тоже есть несколько предложений по трудоустройству подростков. Например, предложение снизить законный возраст для вступления в трудовые отношения. С согласия родителей подростки смогут работать с 13 лет, а самостоятельно — с 15, а не с 16 лет, как сейчас. Поддержать этот возрастной ценз, думается, на практике выйдут многие подростки.
Давыдов также предлагает освободить работающих подростков от взносов на социальное страхование и от всех налогов, если доход не превышает двух МРОТ. Эти льготы в сочетании с субсидиями сделают наем подростков значительно более привлекательным для работодателей. И нужно уделить внимание гибкости рабочего графика. В существующем законодательстве подросткам разрешено работать не более 4 часов в день, а это очень мало, это время фактически полностью тратится на адаптацию и обучение. Конечно, работодателю неинтересно и невыгодно связываться с подростками! Поэтому график рабочих часов желательно увеличить, если ребенок не совмещает работу с получением образования.
Примут ли во внимание предложения господина Давыдова российские законотворцы, или нет, узнаем осенью. Но то, что какие-то изменения будут приняты, авторы законопроекта абсолютно уверены.
Стас Иванов