Найти тему

Полный гайд по освещению мостов

Мост можно считать одним из самых древних архитектурных сооружений в истории человечества. Наравне с первыми жилищами люди возводили переправы через реки и разлившиеся ручьи. Со временем из обычного средства преодоления препятствий мосты превратились в важнейшее средство коммуникации и военно-стратегические объекты. Усовершенствованные архитектурные формы и особая эстетика современных мостов позволяют отнести их также к объектам искусства и культуры. И задача освещения —подчеркнуть эти особенности. Правильно освещенные мосты формируют ночной облик всего города, а иногда и целого региона, способствуют развитию туризма.

Мост — сложное архитектурное и инженерное сооружение, включающее совокупность различных функциональных и конструктивных элементов. Проект архитектурно-художественного освещения любого моста требует детальной проработки и множества согласований и включает несколько важных этапов.

-2

1 этап. ПРЕДПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА

1.Комплексный анализ особенностей архитектуры, местоположения, взаимодействия с другими источниками искусственного освещения, наличия навигационных огней.

2.Определение целей и задач освещения в зависимости от типа конструкции и назначения моста.

Каждый мост требует особого подхода к концепции освещения.

Тип конструкции (балочные, рамные, ферменные, арочные, подвесные, вантовые) определяет

· распределение нагрузки,

· выбор оборудования, мест и способов его крепления,

· определение места прокладки кабелей, установки щитка наружного освещения, шкафа управления и антенны (если предусматривается дистанционное управление осветительной установкой).

Назначение (пешеходные, автомобильные, железнодорожные, метромосты, через судоходные реки) определяет

· задачи освещения: безопасность, навигация, создание уникального облика

· сочетание типов подсветки: общее, акцентное, декоративное, дежурное, аварийное освещение.

-3

2 этап. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-ПРОЕКТА

  • Выбор визуального образа, определяющего концепцию освещения;
  • Создание концепции реализации всех типов освещения;
  • Подготовка дизайн-проекта в виде альбома демонстрационных графических материалов с описательной частью.

Это, пожалуй, самый творческий этап проектирования, требующий воображения, умения видеть цельную картину городской световой среды. В темное время суток именно освещение помогает увязывать отдельные локации по обе стороны моста в единое целое, подчеркивая важность этого связующего звена в инфраструктуре мегаполиса.

3 этап. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ

Подбор светотехнического оборудования, соответствующего техническим параметрам, требуемым для реализации согласованного концепта.

Светотехническое моделирование в специализированных программах, подтверждающее выбор оборудования.

Чертежи, отображающие подбор, расстановку и обвязку осветительного оборудования, подбор электротехнических материалов и компонентов электрического щита.

Составление сметного расчета.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ МОСТОВ И ПЕРЕХОДОВ

Комфорт и безопасность всех участников движения

Основная цель утилитарного освещения мостовых конструкций, автомобильных развязок — создание условий для безопасного движения транспорта и пешеходов с соблюдением всех требований. Главная задача — обеспечить необходимый уровень контрастности и освещенности, чтобы пешеходы могли ориентироваться в пространстве, а водителипо указателям, дорожным знакам и разметке. При этом очень важен контроль слепящего эффекта и бликов.

Регламентирующие документы (аналогичны освещению обычных дорог)

ГОСТ Р 58107.1-2018. ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Нормы и методы расчета

ГОСТ Р 55706-2013. ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ. Классификация и нормы

ОДМ 218.8.007–2016. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

ГОСТ 32947-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования

ГОСТ 33175— 2014. Дороги автомобильные общего пользования. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ. Методы контроля

СП 35.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы)

Как правило, для функционального освещения мостов применяют линейные или консольные светильники, устанавливаемые на опоры и конструктивные элементы моста. Несмотря на утилитарность, к оборудованию предъявляются и эстетические требования. Оно должно соответствовать общей стилистике окружающей архитектурной среды.

-5

Мызинский мост. Нижний Новгород. Год реализации 2021

Основные задачи освещения: подчеркнуть архитектурные особенности моста, обеспечить необходимый уровень освещенности и контрастности и предотвратить ослепление водителей судов и наземного транспорта.

Оборудование

Светильник RADUGA TM TURBO. Несколько мощностей для выбора наиболее оптимального решения по утилитарному освещению. Метизы из нержавеющей стали обеспечивают надежное крепление деталей в условиях повышенной вибрации.

Светильник RADUGA TM TERMINATOR STREET. Светильник прожекторного типа позволяет эффективно освещать труднодоступные участки моста. Угол наклона корпуса до 90 ⁰ относительно опоры дает возможность точно направлять световой поток в зависимости от задач. Может комплектоваться антислепящими решетками.

Молитовский мост, Нижний Новгород
Молитовский мост, Нижний Новгород

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ МОСТА

Подчеркните уникальность сооружения и его значимость в городском пространстве

В полном соответствии с названием, архитектурно-художественное освещение обозначает конструкцию моста в темноте, подчеркивает его структуру, привлекает внимание к архитектуре, способствует созданию запоминающегося облика и уникальной атмосферы.

Заливающее или скользящее освещение

Подсветка крупных элементов конструкции моста — пролетов, опор, ферм, сводов мостовых переходов и тоннелей.

Используются светильники с широким распределением светового потока.

Молитовский мост. Нижний Новгород. Год реализации 2021

Концепция освещения подчеркивает арочную структуру и значимость моста как связующего звена между частями города. Внутренняя подсветка ферм придает конструкции легкость и изящество.

Оборудование

Архитектурный светильник RADUGA TM INSOLITA L. Два ряда светодиодов генерируют интенсивный световой поток, благодаря чему светильник может применяться для освещения высоких пролетов. Противослепящий козырек скрывает источник света от глаз.

Акцентное освещение

Подсветка отдельных опор, мачт, пилонов и других элементов конструкции моста. В случае мостов через судоходные реки и каналы освещение опор и пролетов является обязательным, чтобы проходящие суда их не задели. При проектировании необходимо согласовать размещение светильников с имеющейся системой судоходной сигнализации, береговых, плавучих навигационных знаков и огней (см. ГОСТ 26600-98. Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия (с Изменением N 1)).

На пешеходных мостах может дополнительно устанавливаться освещение поручней или ступеней, чтобы было легче ориентироваться в темноте.

Применяются светильники направленного света.

Прожекторы RADUGA TM SIGNUM. Линейка компактных фасадных прожекторов включает несколько моделей в широком диапазоне размеров и мощностей для решения различных задач акцентной подсветки. Удобный кронштейн крепления с углом поворота более 180 ⁰ позволяет максимально точно фокусировать световой поток.

Прожекторы RADUGA TM GRADUS. Прожектор отличают компактные размеры, возможность применения комбинированной оптики в одном приборе. Изменение угла наклона отдельных модулей позволяет максимально точно фокусировать световой поток.

Архитектурные прожекторы в освещении моста через Волгу, Дубна
Архитектурные прожекторы в освещении моста через Волгу, Дубна

СОЗДАНИЕ СВЕТОДИНАМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ И СЦЕНАРИЕВ

Облик моста, который надолго остается в памяти

Мост через Волгу. Дубна. Год реализации 2018

Динамическая подсветка в голубом цвете олицетворяет образ реки, постоянно находящейся в движении. Сценарии освещения настроены на праздничные и будние дни.

Применение современных светодиодных светильников в освещении мостов позволяет создавать из них настоящие произведения искусства. RGBW светодиоды способны передавать до 16 миллионов различных оттенков, благодаря чему подсветка моста становится ярким, захватывающим шоу, привлекающим внимание жителей и гостей города. Все оборудование RADUGA™ может управляться через DMX контроллер или по протоколу DALI для формирования разнообразных сценариев для будних и праздничных дней.

Светильники могут интегрироваться в городские системы управления освещением, что обеспечивает дополнительные возможности:

  • интеграция с датчиками освещенности и присутствия
  • гибкие сценарии работы в зависимости от времени суток
  • снижение расходов на электроэнергию и нагрузки на сеть
  • повышение срока службы оборудования.
Канавинский мост, Нижний Новгород
Канавинский мост, Нижний Новгород

Канавинский мост. НижийНовгород. Год реализации 2021

Эффектная светодинамическая подсветка формирует яркий образ архитектурной доминанты , выделяя конструкцию моста на общем фоне.

4 этап. НЕОБХОДИМЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ

Согласование подведения дополнительных мощностей для питания системы архитектурно-художественного освещения моста

Согласование способа крепления светотехнических элементов

Согласование системы навигации

Согласование управления системы архитектурно-художественного освещения моста.

-9

5 этап. РЕАЛИЗАЦИЯ

Компания «Технология Света» осуществляет полный комплекс работ по реализации проекта освещения, а также пост-проектную поддержку.

•Монтаж и пусконаладка

•Подведение питания

•Учет электроэнергии (от 100 Квт)

•Пусконаладочные работы

•Подключение и синхронизация с автомобильным движением

•Бесплатный демонтаж и замена светильников по гарантии (гарантия 6 лет).