В 1830 году случилось событие, которого ждали с большим страхом. Пришел к царю министр внутренних дел с докладом, что в Россию вторглась холера.
Её встречали уже в разных концах страны: на Урале, в Астрахани, в Оренбурге. Несло её с Востока. Там она бушевала уже с 1816 года, когда возгорелась на Индостане. Но теперь вот дошла и до Центральной России. Считается, что причиной тому, стали наши солдаты, которые участвовали в войне с турками, персами. Оттуда и пришло заражение.
Теперь же она поднималась по карте России с юга на север. Всё ближе к столице. В первые дни её даже распознать не могли. Кто-то называл чумой, кто-то ещё как по своему разумению. Лечили тоже чем придется.
В сентябре 1830 года создана уже целая комиссия по вопросу борьбы с этой заразой. Министр внутренних дел был командирован в Саратов, чтобы бороться с её распространением, но пока он туда прибыл, оказалось, что холера уже прошла далеко вглубь.
По данным ВОЗ:
"Холера – чрезвычайно заразная болезнь, которая может вызывать тяжелую острую водянистую диарею. Между попаданием в организм зараженных пищевых продуктов или воды и появлением симптомов у заболевшего проходит от 12 часов до 5 дней. Холера поражает как детей, так и взрослых и при отсутствии лечения может за несколько часов приводить к смерти.
У большинства людей, инфицированных бактерией V. cholerae, не развивается никаких симптомов, хотя в течение 1–10 дней после инфицирования в их фекалиях присутствуют бактерии, которые, поступая обратно в окружающую среду, потенциально могут инфицировать других людей".
В конце сентября 1830 года холера уже была в Москве. Сразу же появились летальные исходы, а вместе с этим и большая паника. Люди стали бежать из города, хоть бежать было и некуда. Древнюю столицу оцепили. Потому как из неё ежедневно выезжали несколько тысяч человек, приводит Дм.Олейников в своей книге "Николай I". При этом, город был посажен на карантин, фактически остановилась вся торговля и финансовая деятельность. В Москве стали издавать "холерную газету", чтобы распространять в народе правильную информацию, избавить от паники.
Кстати, едва император прослышал о том, что Москва поражена, принял решение и приехал в город. Народ был просто в восторге, этот визит действительно остановил панические настроения. Хвалил царя и Пушкин: "жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор...". Пробыл он в зараженном городе 10 дней.
Медицина старалась понять эту болезнь, понять как можно ей противостоять, а по стране полыхали бунты. В Крыму, в Тамбове, в Новгородских землях. Прорвалась холера в столицу лишь весной 1831 года, и в Петербурге бунт случился.
Там болели тысячи людей, смертность достигала почти 50%. Поползли слухи, что людей не лечат, а в лазаретах просто умерщвляют, так как это единственный известный способ избежать распространения. В июньский воскресный день эти слухи накалили толпу людей. Они пошли громить холерные больницы. Несколько медиков и полицейских были убиты. Вышли войска противостоять толпе. Но, опять же, если верить очевидцам, то приехал лично император Николай Первый. В саму гущу толпы. И сказал пронзительную речь о том, что вместо того чтобы сплотиться в борьбе против этой напасти, собравшиеся гневят Бога и нарушают закон, убивают невинных.
На людей это произвело неизгладимое впечатление, все сразу же разошлись. Ведь, между прочим, царь сказал им, что именно он в ответе за них перед Богом. С другой стороны, значит он и ответственен за то, чтобы умолить Бога избавить от всей этой пакости. Ему нужно доверять.
В те самые дни старший брат Николай Константин Павлович уже был заражен холерой. Он станет самой высокопоставленной жертвой этой заразы, будут жертвы и среди Юсуповых, и Долгоруковых, и других звучных фамилий. Но с тех дней начнется постепенно снижаться темп распространения холеры. По крайней мере в Петербурге. Она будет еще полыхать на Западе, но в России начнется коренной перелом. Дело ни в какой не мистике, хоть Бенкендорф и называет переломным моментом радостное событие - рождение третьего сына Николая, его тёзки. Иммунитет вырабатывался всё же, медики учились справляться с холерой. Считается, что в те годы переболели полмиллиона человек, из которых двести тысяч не смогли перенести холеру. Холерные эпидемии и впредь будут появляться регулярно до 1975 года. Самая смертельная будет третья, в 1850-х, которая унесет в России до миллиона жизней.
Читайте также: