Они стали нашими соседями практически одновременно, с разницей всего лишь в пару недель.
Семья Мартыновых и семья Нелюбовых. Ну как семья… семьи были не полными, отцов семейства, к сожалению, сдуло ветром, но, если есть мама и ребёнок – это уже семья.
Мартыновы очень своеобразны: Анна и сын Любомир. Своеобразность семьи в том, сын имеет синдром Дауна, а мама изо всех сил старается делать вид, что ничего страшного в её семье не происходит. По крайней мере так это выглядит со стороны. Любомир гуляет со сверстниками на площадке, он так же модно одет, у него те же игрушки, что и у других детей, только самокат не трехколесный, а четырехколесный, как выяснилось их-за нарушения некой двигательной функции ребенка. Любомир плохо говорит, всё больше мычит, но мама всё понимает, она хвалит его за любое достижение: зацепился руками за турник – молодец, нарисовал каку мелом – какая красота, упал – пожалеет и поцелует. Рядом с такой мамой Любомир расцветает, улыбка часто озаряет его лицо. В разговоре с мамашками Анна никогда не акцентирует внимание на особенности сына и сама хочет, чтоб никто на этом не заострял внимание. Она его любит и никогда не скупится на добрые слова в адрес сына.
Нелюбовы… Потрясающе оправдывают свою фамилию. Хмурая мама со светлым именем Светлана (почти тавтология) и сын Никита. Никита в свои четыре года – богатырь, удивительно сообразительный, болтливый и добрый парень. Никита всегда выносит в пакете хлеб для голубей и с удовольствием крошит на углу, возле площадки, а мать в свою очередь стоит рядом и бурчит, что никаких денег не хватит, чтоб всех дворовых голубей накормить. Затем она бурчит, когда нужно покачать Никитку на качелях, а потом, что нужно следить, чтоб не упал, когда он научился качаться сам. Не похвалит, когда он первый прибегает к горке, соревнуясь с детворой, не поддержит в спонтанном конкурсе калякималяки мелками, никогда просто так не обнимет. Создается впечатление, что сын для Светланы в тягость, он ей не люб. Вот правду говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Нелюбова…
Я однажды заметила, что Никита с завистью смотрит на Любомира… Представляете… Здоровый Никита завидует Любомиру, который болен. Разве так может быть? Может… Нет, конечно, Никита завидует не конкретно Любомиру, и, упаси Бог, ни его болезни. Он, малыш, уже понимает, что Любомира мама любит и не стесняется ему это показать, она его хвалит и не скупится на похвалу, а ему, Никите, лишний раз слова доброго не скажут, а это так важно, особенно пока он маленький. Он завидует отношению Анны к сыну, он тоже так хочет…
Как-то Никита предлагал Любомиру вместе покормить голубей. Они бросали крошки, Любомир радовался птицам, а мама Анна обняла обеих мальчиков и от всей души похвалила и заверила, что гули говорят спасибо мальчишкам за вкусный обед. У Никиты был такой взгляд! Он так смотрел на Анну, его похвалили! Сколько гордости и радости было на лице мальчишки. А Светлана, как всегда, равнодушно наблюдала со стороны, она даже не понимала, что сейчас происходит в душе у её сынишки.
Наверняка у этих двух семей своя история, почему они растят детей без отцов, и скорее всего эти истории трагичны, но только подход к ситуации и, собственно, к детям у каждой мамочки свой. Светлана обозлилась на весь мир, возможно на себя, хотя больше на сына. Всем своим видом показывает, что во всех горестях виноват именно он, а Анна, наоборот, показывает сынишке, что он прекрасен, ничего страшного в их жизни не происходит и её любовь творит чудеса. Сын любим, он чувствует, что нужен.
Вообще похвалить лишний раз человека, сказать ему что-то приятное – это порой так важно и действует лучше всякого другого мотиватора, особенно это касается детей.
Не скупитесь на похвалу, это так мало, но этого так много...