Найти в Дзене
Главное. Смыслы

Наследие великой империи. Своя колея

Наследие предков порою незаметны. Потому что привычны. Мы с детских лет привыкаем к левостороннему движению. Хотя полмира ездит на праворуких автомобилях.

Мы пишем и читаем слева направо. А древние народы Азии – справа налево.

И ширина российской колеи в том же ряду…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Событие

Европейцы предложили Финляндии перейти на общую для ЕС ширину железнодорожных путей. Финны отказались. Экономически не выгодно.

Комментарий

Оказывается, что Финляндия – единственная страна Европы, на границе которой поездам не надо переобуваться.

А ведь у Польши до 1917-1918 годов, наверняка был такой же российский стандарт. Поляки, видимо переобулись еще сто лет назад.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ширина российской колеи – 1524 мм, европейской – 1435 мм. На глаз разницу не определишь.

9 сантиметров…

Мелочь. А какая разница в судьбах народов. И в сознании людей.

На самом деле 1524 мм – это стандарт Российской Империи. Кроме стран бывшего СССР и Финляндии, подобный размер железной колеи принят в Монголии.

Пара фактов:

· В советское время ширину колеи изменили до размера 1520 мм.

· В Китае – европейская ширина колеи…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обоснования

Отличие российской колеи часто объясняется военной необходимостью. Мол, разная ширина колеи не позволит противнику быстро перебрасывать войска и технику вглубь территории России.

Когда строили первую железную дорогу между Питером и Москвой вряд ли думали, что по путям можно перебросить кавалерийский полк прусских гусар в Сибирь.

Скорее всего, в Европе тогда не было единого стандарта. Все строили, как хотели. И Россия в этом плане ничем не отличалась. Когда же построили сеть железных дорог от Балтики до Владивостока, то перестраивать было слишком дорого.

Немаловажный факт: чем шире колея, тем устойчивее поезд.

Вместо вывода

Финны не желают менять колею по экономическим мотивам. Так говорят официальные представители. Тем более у Финляндии нет железнодорожных соседей, кроме России. В Швецию и Норвегию железной дороги нет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Имеется проект пустить железнодорожную ветку в приграничный шведский поселок Хапаранда. Из-за этого перестраивать всю сеть финских дорог? Конечно же, нет.

Всем доброго здравия и хороших новостей!

Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.

#российскийстандартколеи #европейскаяширинажелезнойдороги #ширинаколеи1524мм #ширинаколеи1425мм #российскиеновости #зарубежныеновости