Наследие предков порою незаметны. Потому что привычны. Мы с детских лет привыкаем к левостороннему движению. Хотя полмира ездит на праворуких автомобилях.
Мы пишем и читаем слева направо. А древние народы Азии – справа налево.
И ширина российской колеи в том же ряду…
Событие
Европейцы предложили Финляндии перейти на общую для ЕС ширину железнодорожных путей. Финны отказались. Экономически не выгодно.
Комментарий
Оказывается, что Финляндия – единственная страна Европы, на границе которой поездам не надо переобуваться.
А ведь у Польши до 1917-1918 годов, наверняка был такой же российский стандарт. Поляки, видимо переобулись еще сто лет назад.
Ширина российской колеи – 1524 мм, европейской – 1435 мм. На глаз разницу не определишь.
9 сантиметров…
Мелочь. А какая разница в судьбах народов. И в сознании людей.
На самом деле 1524 мм – это стандарт Российской Империи. Кроме стран бывшего СССР и Финляндии, подобный размер железной колеи принят в Монголии.
Пара фактов:
· В советское время ширину колеи изменили до размера 1520 мм.
· В Китае – европейская ширина колеи…
Обоснования
Отличие российской колеи часто объясняется военной необходимостью. Мол, разная ширина колеи не позволит противнику быстро перебрасывать войска и технику вглубь территории России.
Когда строили первую железную дорогу между Питером и Москвой вряд ли думали, что по путям можно перебросить кавалерийский полк прусских гусар в Сибирь.
Скорее всего, в Европе тогда не было единого стандарта. Все строили, как хотели. И Россия в этом плане ничем не отличалась. Когда же построили сеть железных дорог от Балтики до Владивостока, то перестраивать было слишком дорого.
Немаловажный факт: чем шире колея, тем устойчивее поезд.
Вместо вывода
Финны не желают менять колею по экономическим мотивам. Так говорят официальные представители. Тем более у Финляндии нет железнодорожных соседей, кроме России. В Швецию и Норвегию железной дороги нет.
Имеется проект пустить железнодорожную ветку в приграничный шведский поселок Хапаранда. Из-за этого перестраивать всю сеть финских дорог? Конечно же, нет.
Всем доброго здравия и хороших новостей!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.
#российскийстандартколеи #европейскаяширинажелезнойдороги #ширинаколеи1524мм #ширинаколеи1425мм #российскиеновости #зарубежныеновости