6 августа по календарю праздничных дат – День Железнодорожных войск Российской Федерации. В этот день в 1851 году в соответствии с указом императора Николая I, утвердившего Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, на ней появились первые военно-железнодорожные роты, ставшие прообразом будущих частей железнодорожных войск в русской армии.
Страницы истории
Боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе Русско-турецкой войны. На румынских железных дорогах они уложили вторую пару рельсов, так чтобы по ним могли ходить поезда как с узкой колеей, так и с широкой, российской. Проводилось также устройство запасных и подъездных путей к станциям Яссы, Крестешти и Унгены. В ночь на
15 апреля в результате прорыва дамб вода затопила железнодорожное полотно на линии Кукутени – Яссы – Крестеши, и под водой оказалось более 10 км пути. Румынские инженеры на восстановительные работы потребовали две недели. Военные железнодорожники восстановили движение через двое суток. Когда после проливных дождей смыло железнодорожный мост у станции Саскут, воины 3-го батальона построили объездной путь и возвели временный мост всего за сутки.
Позднее военные железнодорожники принимали участие в строительстве Закаспийской железной дороги. Демонстрировали свое мастерство и отвагу в ходе боевых действий в Китае (1889–1901 гг.), Русско-японской и Первой мировой войн. Опыт боевых действий показал необходимость железнодорожных войск для обеспечения подвоза стратегических грузов. И если в начале Первой мировой войны на фронте были считаные железнодорожные части, то к концу 1916 года их число составило 40 батальонов и 7 коренных парков узкоколейных железных дорог, в которых служило 2600 офицеров и 130 400 нижних чинов.
Отдельной строкой стоит подвиг военных железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В первые тяжелые месяцы отступления красноармейцы железнодорожных войск продолжали бесперебойное движение эшелонов, демонтаж оборудования фабрик, заводов и железных дорог, проведение заградительных работ, продолжая при этом сражаться с врагом.
Всего за годы войны личным составом железнодорожных войск и спецформирований Народного комиссариата путей сообщения было восстановлено и построено около 120 тысяч главных, вторых и станционных путей, 13 022 малых моста (труб), 2756 больших и средних мостов, проложено 70 872 километра линий связи, введено в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложено 76 984 комплекта стрелочных переводов, построено 10 тысяч километров новых линий.
Весьма символично и то, что 25 апреля 1945 года, в самый разгар боев за Берлин, в город по восстановленному военными железнодорожниками пути прибыл первый поезд.
Родина высоко оценила боевые и трудовые подвиги военных железнодорожников в Великой Отечественной войне: 26 генералам, офицерам, сержантам и красноармейцам было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, а сержанту В.П. Мирошниченко – Героя Советского Союза, 35 469 человек награждены орденами и медалями. По железным дорогам в военный период было перевезено 1,4 миллиарда тонн грузов, что составило 20 миллионов вагонов. В своих воспоминаниях маршал А.М. Василевский отметил: «Все крупнейшие операции Великой Отечественной войны неразрывно были связаны с широким использованием железнодорожного транспорта. От их четкой и слаженной работы целиком зависел успех многих операций».
Отгремели бои, но отдыхать было некогда – требовалось строить и восстанавливать железнодорожные пути. Самыми востребованными были железнодорожные магистрали Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Тюмень – Сургут.
Подразделения железнодорожных войск множество раз участвовали в устранении последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, в том числе разрушительного землетрясения в Армении и техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, привлекались к проведению контртеррористической операции в Чечне, где обеспечивали техническое прикрытие, разминирование и восстановление железных дорог и объектов на территории Северного Кавказа.
На земле гостеприимной Хакасии
В настоящее время одна из прославленных бригад с 1979 года дислоцируется на территории Республики Хакасия – в Абакане. На юг Сибири части Познанской краснознаменной бригады были переброшены для развития железнодорожной сети Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК). Сначала строились вторые пути линии Абакан – Междуреченск, а с 1984 года бригада одновременно работала на линии Абакан – Тайшет.
В Южно-Сибирском регионе военные железнодорожники участвовали в развитии станций: Саянской на трассе Абакан – Тайшет, Мереть и Зеньково в Кузбассе, в строительстве подъездных путей к Березовской ГРЭС-1 и развитии станции Дубинино на КАТЭКе, в развитии станции Ирбейская, производили работы по строительству новой железнодорожной линии Мереть – Среднесибирская из Кузбасса в Алтайский край. Личный состав бригады участвовал в ликвидации последствий техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году; в 2011 году восстанавливал разрушенный мост через реку Абакан в районе станции Камышта. Воины-железнодорожники принимали активное участие в тушении лесных пожаров и ликвидации наводнений в Хакасии, в тушении и ликвидации последствий пожаров в апреле 2015 года, в оборудовании дамб, расчистке территорий от завалов, сооружении дорожного покрытия автомобильной дороги и проведении других работ в ходе ликвидации последствий наводнения в городе Тулун Иркутской области, а также в восстановлении железнодорожного пути, строительстве погрузо-разгрузочных рамп после взрывов в войсковой части у города Ачинск Красноярского края в 2019 году.
В 2020 году, в период пандемии, согласно указанию министра обороны РФ С.К. Шойгу военнослужащие приняли активное участие в оборудовании площадок под строительство многофункциональных медицинских центров в городах Новосибирск и Кызыл.
В период с 2013 по 2017 год военные железнодорожные соединения выполняли государственную задачу по строительству железной дороги в обход Украины на участке Журавка – Миллерово в Воронежской области. А в 2018 году приняли активное участие в строительстве автодорожного моста протяженностью 327 метров через реку Енисей у города Кызыл в Туве.
4 апреля2021 года, согласно приказу министра обороны РФ, Познанскому краснознаменному железнодорожному соединению за высокие показатели в боевой подготовке вручена «Полковая чаша» – почетный знак воинской доблести, которым награждаются воинские части за высокие показатели в боевой подготовке, за умелое освоение новых образцов вооружения и военной техники, профессиональное мастерство, мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении учебно-боевых и специальных задач.
Сегодня, встречая историческую дату – 171-летие образования Железнодорожных войск, можно с уверенностью сказать, что военным железнодорожникам есть чем гордиться – своей историей и делами на благо Отечества.
Выполняя воинский долг
Накануне Дня Железнодорожных войск мы встретились с заместителем командира по военно-политической работе дислоцирующейся у нас в Абакане бригады подполковником Денисом НЕФЕДОВЫМ. Вот что он рассказал о задачах, стоящих сегодня перед военнослужащими бригады:
– Военнослужащие Познанской краснознаменной бригады с честью продолжают славные трудовые и боевые традиции, показывают образцы стойкости и выдержки, реализуя план по реконструкции и строительству участков БАМа.
Сегодня военнослужащие нашей бригады в составе подразделений, команд и расчетов принимают активное участие в защите государственных интересов Российской Федерации по обеспечению ее безопасности, с честью выполняют поставленные задачи специальной военной операции. Сегодня мы вспоминаем воинов-железнодорожников, проходивших службу в нашей бригаде, героически погибших на территории Украины. Это старший прапорщик Петр Кучаков, сержанты Сергей Гнускин, Евгений Петров, Роман Бирюков, младший сержант Максим Журов, ефрейтор Анчи Бадыма, рядовые Богдан Фотин, Оттук Ооржак, которые, как их предки в годы Великой Отечественной войны, стали мощной преградой на пути фашизма.
Нынешнее поколение военных железнодорожников свято выполняет свой воинский долг, проявляет выдержку, стойкость и упорство в повышении боевого мастерства. Своей ратной службой военные железнодорожники вносят весомый вклад в увеличение экономического и оборонного потенциала России.
Сергей АРЕВШАТОВ
Фото автора