Найти в Дзене
Память Даурии

Читинская Красная гвардия. Зима 1918 года.

5 декабря 1917 года при Читинских Главных железнодорожных мастерских создается штаб Красной гвардии. Рабочие железнодорожники разрабатывают и принимают Устав Читинской Красной гвардии.
Одним из организаторов и идейным вдохновителем первых читинских красногвардейских отрядов стал Павел Кларк.

П. И. Кларк. Источник: https://isa4asi.livejournal.com/27987.html
П. И. Кларк. Источник: https://isa4asi.livejournal.com/27987.html

Павел Иванович Кларк писал в своей автобиографии:
«
В последних числах декабря 1917 года в Маньчжурии появился какой-то атаман Семенов, который, объявив себя ярым сторонником Учредительного собрания, стал организовывать под своим начальством военный отряд и бряцать оружием. Главный дорожный комитет, предполагая, что атаман Семенов являет просто темной личностью, преследующей интересы личной наживы, а может быть и контрреволюции и могущий вызвать беспорядки на К.В.Ж.Д и Южной части Забайкальской железной дороги, послал меня и еще одно члена Главного комитеты в Маньчжурию, выяснить, что из себя представляет атаман Семенов и не является ли он врагом Советской власти и угрозой для нее.
Если это предположение ‘подтвердится, то мы уполномачивались тотчас принять необходимые решительные меры к обезвреживанию атамана Семенова, обо всем немедленно и подробно информировать Комитет и задержаться на линии дороги
».
Кларк и товарищи недооценивали личность атамана Семенова. Также не бралось в расчет, что он являлся Комиссаром временного правительства и был направлен в Забайкалье как раз для формирования вооруженных отрядов.
Кларк вспоминает:
«
Уже по прибытии в Читу мы с совершенной точностью выяснили с одной стороны то, что атаман Семенов является несомненнейшим контрреволюционен ром и военным бандитом-грабителем, представляющим собой, ввиду группировки вокруг него значительного и все растущего числа контрреволюционных царских офицеров и наличия у него значительных денег для найма разной сволочи в его отряд, серьезную опасность вторжения на Забайкальскую железную дорогу и в город Читу для расправы с большевиками и грабежа мирного населения, а с другой, что Забайкальская железная дорога и город Чита, ввиду полного разложения старой армии, которая даже не желает как следует вести караульную службу, являются совершенно беззащитными. Ввиду этого, мы, иркутский большевик товарищ Соколов и мой сын Борис немедленно же приступили к организации Красной гвардии из рабочих Читинских Главных железнодорожных мастерских. Обо всем этом мы немедленно же подробно сообщили срочной шифрованной телеграммой, а затем и почтой Главному дорожному комитету и просили его возможно скорее добиться высылки из Иркутска в Читу более или менее солидного воинского отряда с пулеметами и артиллерией.
Благодаря большому революционному энтузиазму железнодорожных рабочих, наличию среди них некоторого числа бывших фронтовиков старой царской армии, в сравнительно очень короткое время было организовано и обучено владеть оружием до тысячи красногвардейцев.

-2

В скором времени они, усиленные небольшим, но очень стойким военным отрядом, прибывшим из Иркутска под начальством товарища Лебедева, были брошены против банд атамана Семенова. Таким образом, мне пришлось быть одним из первых организаторов железнодорожной Красной гвардии, сыгравшей огромную роль в проведении в Восточной Сибири великой пролетарской революции, и в защите в ней Советской власти. Ввиду этого я теперь признан бывшим красногвардейцем, удостоверение чего и имею за № 11622».
Создание и обучение первых красногвардейских отрядов возглавила партийная организация Читы.
Нередко в «Забайкальском рабочем» того времени можно было встретить объявление:
«
В субботу в 2 часа дня на Атамановской площади (ныне Казанский собор) назначается сбор для обучения городской дружины красногвардейцев. Явка обязательна для всех членов гвардии с оружием».
В январе 1918 года на Оловянную был‚ совершен первый налет семеновцев, в мастерских состоялся митинг. Было решено направить против семеновцев отряд из 200 человек. Эшелоном он выехал в Оловянную. Этим отрядом командовал Недорезов. Были приняты меры и в самой Чите. Возле озера Кенон красногвардейцы вырыли окопы, построили баррикады, защищенные пулеметами и орудиями.
В феврале 1918 года газета «Власть труда», выходившая в. Иркутске, напечатала следующее сообщение:
«
16 сего февраля город Чита был занят войсками рабоче-крестьянской революции, стальной стеной революционного фронтового казачества и Красной, рабочей гвардией. Заняты вокзалы и все правительственные и общественные учреждения. Во всех важных пунктах поставлены народные комиссары. Восстановлена деятельность Совета рабочих, солдатских и казачьих депутатов, разрушенная расправами и арестами, произведенными не так давно в Чите контрреволюционным офицерством и белой гвардией».
В июле 1918 года стало ясно, что Чита падет. Сергей Лазо уже участвовавший в столкновениях с войсками Семенова, прекрасно знал какая это грозная сила. Он выступил на митинге перед железнодорожниками на Чите - I, и под охраной красногвардейцев спешно уехал в Урульгу.
Чита пала. После бегства красной гвардии и большевиков, в освобожденной Чите начались зачистки. Были расстреляны одиозные железнодорожные главари: Расколенко, Биценко, Черлянцев, Коструков, Недорезов.
Но подпольная война против установившегося режима атамана Семенова, только начиналась.
Оставшиеся большевики и железнодорожники тайно собирались в домах и квартирах. Вынашивали планы против атамана. Подпольщики заготавливали оружие, проводили диверсии.
Например, слесарь железнодорожных мастерских И.А. Гулин насыпал в буксы стоящих на ремонте поездов наждак, в результате чего они вновь приходили в негодность. Железнодорожник Николай Корнеев сжег помещение для ремонта бронепоездов, а весной сжег запасы нефти и бензина.


Используемая литература:
- В. И. Василевский. «Дела легендарных дней: Большевистское подполье в Забайкалье. (1918-1920 гг.) », Иркутск, 1970.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных с етях.