Найти тему
Схола

Памяти настоящего философа, или "Зачем нужна философия?"

Речь сейчас пойдет только о предмете философии - учебной дисциплины, обязательной для всех студентов в России. Но зачем нужна философия?

Этот вопрос интересует многих. Я считаю, что мне повезло. Свой ответ я узнал от представителей "школы академика М.Н. Руткевича".

Университет - это не здание и не институция. Это живые, конкретные люди. И общение с ними.
Университет - это не здание и не институция. Это живые, конкретные люди. И общение с ними.

Профессора Д.В. Пивоварова я знал много лет. Он был одним из трех людей, которые открыли мне "что такое философия". Было это в 1992 году.

На искусствоведческом факультете философию тогда читали Н.В. Бряник и Н.И. Савцова. И волею судеб кафедра философии религии Д.В. Пивоварова тоже тогда принадлежала не философскому факультету, а факультету истории искусств.

На уровне эмпирики в памяти есть два фрагмента. Я готовлюсь к семинарам Н.В. Бряник. Первый - я держу в руках книгу М.К. Мамардашвили "Что такое философия". Второй - беру в библиотеке томик Гегеля. Открываю его и ... вижу, что там выделены (подчеркнуты, и не на один раз) все предложения подряд! А как же тогда самому разобраться? Все эти "опредмечивания и распредмечивания"?

На уровне концептуальном - здесь на первом плане лекции Н.И. Савцовой. "Что такое логос?", "разумная речь", "рацио", "строгость мышления". Это было чудесно! И необходимо!

"Афинская школа" философии. Фреска работы Рафаэля в "Зале указов" Ватиканского дворца. 1510 год
"Афинская школа" философии. Фреска работы Рафаэля в "Зале указов" Ватиканского дворца. 1510 год

Но, конечно, главное начинается тогда, когда обучение уже закончено. Профессиональное общение с Д.В. Пивоваровым. Аспиранты которого шли через кафедру онтологии и теории познания. Внутрикафедральные обсуждения диссертаций.

И вот здесь происходит легкий (мягко так скажем) шок! Аспирантов у Д.В. было много. Работать с ними Д.В. умел блестяще. Тексты шли на обсуждение и далее.

Но скажу честно, как-то раз я не выдержал. Дело было сразу после кафедрального обсуждения текста его диссертанта.

Подошел к Д.В. и спросил: "Даниил Валентинович, какой научный смысл есть в этой представленной работе? Я этого не понимаю?".

Д.В. посмотрел на меня и сказал: "Мы занимаемся философией. Главное - мыслить. Здесь в этой работе. Есть настоящая самостоятельная мысль. Пусть одна, но такой больше нигде нет".

Сократ беседует с молодым Ксенофонтом. Фрагмент из "Афинской школы"
Сократ беседует с молодым Ксенофонтом. Фрагмент из "Афинской школы"

"И где в работе находится эта мысль?" - удивился было я.

Д.В. взял из моих рук диссертацию своего аспиранта. Открыл ее на какой-то 50-й странице. И показал: "Вот - второй абзац сверху".

Я посмотрел и спросил: "И вот только ради этого (двух предложений) написаны все остальные 170 страниц текста?".

"Ну, конечно! - ответил Д.В. - Философия! Главное - настоящая, подлинная мысль. И человек этот эту самостоятельную мысль высказал. Пусть первый раз в жизни. Может быть, и последний раз. Но он это сделал!".

Я всегда буду помнить этот урок! Когда меня спрашивают про Д.В. Пивоварова, я отвечаю: "Д.В. был настоящим Философом. Пусть наука от этого иногда и не очень выигрывала. Но это была Философия с большой буквы!".

Когда я нахожусь в моей благословенной Грузии. Под звездным небом, на берегу Черного моря.

В том самом месте, где завершился "Анабасис". И Ксенофонт вывел своих "десять тысяч греков" из Персии. Постоял на берегу и улыбнулся: "А теперь домой - к Сократу!".

Я и сам тогда чувствую себя "разумным существом" на краю Ойкумены-Вселенной. И всегда поднимаю еще один бокал нашего вкусного западногрузинского "Цоликаури" за своего учителя - философа Д.В. Пивоварова! Спасибо, Д.В.!

Главное - мыслить! Открыть для себя "чудо мышления"! Это и есть философия. Так учили меня...

***

См. также публикации о Грузии:

***

Антропологу на исследования. Можно поддержать автора и помочь: